Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа
Цель: выявление влияния педагога на развитие диалогической речи дошкольников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. определить сущность и особенности диалогического общения старших дошкольников на основе теоретического научного анализа литературы;
2. теоретически обосновать и экспериментально выявить критерии оценки и уровни развития диалогического общения детей 5 года жизни;
3. провести диагностическое обследование состояния диалогической речи детей 5 года жизни,
4. разработать и экспериментальным путем проверить эффективность программы развития диалогического общения детей дошкольного возраста;
5. проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
6. разработать программно-методические рекомендации по развитию диалогического общения дошкольников для педагогов и родителей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в современной педагогической науке……………………………9
1.2. Развитие диалогической речи в воспитательно-образовательных программах для дошкольников……………………………………………14
1.3. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..….18
Глава II. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Развитие диалогической речи детей в процессе самостоятельной деятельности……………………………………………...25
2.2. Методические приёмы, формирующие диалогическую речь детей дошкольного возраста…………………………………………………37
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цель, задачи, этапы исследования……………………………...43
3.2. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………..44
3.3. Система формирования диалогической речи детей в формирующем эксперименте……………………………………………..47
3.4. Контрольный эксперимент…………………………………….
3.5. Методические рекомендации………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ
. Это позволило получить более полную и разностороннюю информацию и снизило вероятность формирования неправильных заключений.
Мы использовали элементарную
классификацию типов
В программе диагностики нами выделено 4 позиции:
1. Диалогические единства,
включающие вопросно-ответную
2. Диалогические единства, включающие сообщение, вопрос, а затем ответ на него.
3. Диалогические единства,
включающее побуждение к
4. Диалогические единства,
представляющие собой
Описание процедуры обследования особенностей диалогической речи, используемой детьми в разговорах.
1. Определение диалогических
единств, включающих вопросно-
Например:
ребенок: «Когда мы пойдем гулять?»
воспитатель: «После занятия».
2. Определение диалогических
единств, включающих сообщение,
ребенок: «Вчера меня ругала мама».
воспитатель: «За что?»
ребенок: «Я обижал кошку».
3. Определение диалогических
единств, включающех
ребенок 1: «Давай играть в разбойников».
ребенок 2: «Когда?»
ребенок 1: «Сейчас».
ребенок 2: «Давай».
4. Определение диалогических
ребенок 1: «Будем играть в моряков».
ребенок 2: «Я принесу бинокль».
Данные диагностики занесены в таблицу 1 «Предпочтение использования различных типов диалогических единств детьми средней группы в разговорах. Констатирующий эксперимент». ( приложение 2. таблица 1; приложение 3. Диаграмма 1).
Результаты диагностики: 57% детей предпочтительно пользуются вопросно-ответной формой диалога, что соответствует 1 типу диалогических единств; 19% детей используют 2 тип, 12% - 3 тип и 12% детей – 4 тип.
Далее, используя метод наблюдения, определяли предпочтение использования различных типов диалогических единств детьми исследуемой группы в подвижных играх. Для этого мы организовали и провели такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и другие (приложение 1).
Данные занесены в таблицу 2 «Предпочтение использования различных типов диалогических единств детьми средней группы в подвижных играх» (приложение 4. Таблица 2; приложение 5, Диаграмма 2).
Результаты диагностики:
57% детей предпочтительно
Аналогичная диагностика проведена по диалогическому общению детей в:
- театральной деятельности;
- практических видах деятельности;
-сюжетно-ролевых играх.
3.3. Формирующий эксперимент.
Формирующий эксперимент проводился с воспитателями дошкольных групп детского сада в форме занятий и консультаций.
Было подготовлено, организовано и проведено 9 занятий.
Цель: активизировать внимание воспитателей к проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Проанализировать и
2.Формировать у воспитателей
навыки наблюдения за
3.Развивать умение
4.Отрабатывать на практике
Занятия строились в интерактивной форме, с элементами тренинга.
На первом занятии педагогам предлагалось прослушать мини-лекцию по теоретическим основам развития диалогической речи детей дошкольного возраста. В практической части была организована работа в группах. Воспитатели обсуждали проблему построения диалога. Им был предложен перечень принципов построения диалога, включающий в себя позитивные и негативные позиции ведения диалога.
В результате совместного обсуждения проблемы, воспитателями были выделены позитивные принципы ведения диалога.
На втором занятии эти принципы подробно обсуждались. Воспитатели приводили примеры из собственного опыта и личной практики.
Ими было выполнено задание по ранжированию позитивных принципов ведения диалога (приложение 12.Таблица 6):
На 3 занятии воспитатели определяли ситуации, в которых наиболее часто возникают диалоги с детьми дошкольного возраста. Каждая из этих ситуаций вызывает различный тип диалога, где доминируют разные темы. Они распределились следующим образом: ( приложение13.Таблица 7).
Следующие занятия проходили в форме практических упражнений.
Тема 4 занятия: «Практические навыки определения своего эмоционального состояния по отношению к конкретному ребенку».
Структура занятия:
1. Определение самооценки воспита
Воспитателям предлагается заполнить таблицу по определению эмоционального отношения к каждому ребенку в группе.
(приложение 14. Таблица 8. Опрос воспитателей. В какой степени вы показываете ребенку положительные эмоции?).
Результаты: 19% детей испытывают внимание
воспитателя в маленькой
2. Провели анализ полученных результатов. 61% детей группы получают положительное внимание со стороны воспитателя в средней степени. Определили детей, которым уделяется наименьшее внимание.
3. Анализировали примеры
4. Определяли положительные
5. Воспитателям была предложена
для заполнения первоначальная
таблица, аналогичная
Полученные результаты отражены в диаграмме 7.
6.Подведение итогов занятия. Сравнительный анализ эмоционального отношения воспитателей к детям отражены в гистограмме 1(приложение 16).
Вывод: после проведенного занятия
эмоциональное отношение
В результате занятия удалось привлечь внимание педагога к проблеме развития диалогической речи детей, повысить эмоциональный фон отношения и общения с детьми.
Для осуществления
принципов (приложение 12) на практике
задачами следующих занятий
- позитивное восприятие
ребенка педагогом. Практически
- активизация отношения
воспитателя к принципам
- привлечение внимания педагогов к проблеме и осмысление позитивного диалога. Упражнения в вербализации позитивного и негативного диалога.
- обмен опытом воспитателей разных групп.
Приложение 2. Таблица 1
Предпочтение использования различных типов диалогических единств детьми средней группы в разговорах. Констатирующий эксперимент.
Имя ребенка |
Вопрос-ответ |
Сообщение- -вопрос – -ответ |
Побуждение к действию - реакция |
Сообщение – встречное сообщение |
1. Алеша О. |
+ |
|||
2. Алиса С. |
+ |
|||
3. Гера Б. |
+ |
|||
4. Андрей Р. |
+ |
|||
5. Маша П. |
+ |
|||
6. Настя П. |
+ |
|||
7. Оля П. |
+ |
|||
8. Лена С. |
+ |
|||
9. Лена П. |
+ |
|||
10. Наташа В. |
+ |
|||
11.Сережа С. |
+ | |||
12. Таня Т. |
+ |
|||
13. Таня П. |
+ |
|||
14. Лена И. |
+ |
|||
15. Рома К. |
+ |
|||
16. Дима Ф. |
+ |
|||
17. Ваня В. |
+ |
|||
18. Миша Л. |
+ | |||
19. Оксана М. |
+ |
|||
20. Богдан Ц. |
+ |
|||
21. Леша Б. |
+ |
|||
22. Костя К. |
+ |
|||
23. Даша М. |
+ | |||
24. Катя М. |
+ |
|||
25. Юля Ш. |
+ |
|||
26. Лена Б. |
+ |
Типы диалогических единств:
1.Вопрос– ответ.
2.Сообщение – вопрос – ответ.
3.Побуждение к действию – реакция.
4.Сообщение – встречное
Приложение 4. Таблица «Предпочтение использования различных типов диалогических единств детьми средней группы в подвижных играх»
Имя ребенка |
Вопрос-ответ |
Сообщение- -вопрос – -ответ |
Побуждение к действию - реакция |
Сообщение – встречное сообщение |
1. Алеша О. |
+ |
|||
2. Алиса С. |
+ |
|||
3. Гера Б. |
+ |
|||
4. Андрей Р. |
+ |
|||
5. Маша П. |
+ |
|||
6. Настя П. |
+ |
|||
7. Оля П. |
+ |
|||
8. Лена С. |
+ |
|||
9. Лена П. |
+ |
|||
10. Наташа В. |
+ |
|||
11.Сережа С. |
+ |
|||
12. Таня Т. |
+ |
|||
13. Таня П. |
+ |
|||
14. Лена И. |
+ |
|||
15. Рома К. |
+ |
|||
16. Дима Ф. |
+ |
|||
17. Ваня В. |
+ |
|||
18. Миша Л. |
+ | |||
19. Оксана М. |
+ |
|||
20. Богдан Ц. |
+ |
|||
21. Леша Б. |
+ |
|||
22. Костя К. |
+ |
|||
23. Даша М. |
+ |
|||
24. Катя М. |
+ |
|||
25. Юля Ш. |
+ |
|||
26. Лена Б. |
+ |
Информация о работе Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста