Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление влияния педагога на развитие диалогической речи дошкольников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. определить сущность и особенности диалогического общения старших дошкольников на основе теоретического научного анализа литературы;
2. теоретически обосновать и экспериментально выявить критерии оценки и уровни развития диалогического общения детей 5 года жизни;
3. провести диагностическое обследование состояния диалогической речи детей 5 года жизни,
4. разработать и экспериментальным путем проверить эффективность программы развития диалогического общения детей дошкольного возраста;
5. проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
6. разработать программно-методические рекомендации по развитию диалогического общения дошкольников для педагогов и родителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в современной педагогической науке……………………………9
1.2. Развитие диалогической речи в воспитательно-образовательных программах для дошкольников……………………………………………14
1.3. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..….18
Глава II. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Развитие диалогической речи детей в процессе самостоятельной деятельности……………………………………………...25
2.2. Методические приёмы, формирующие диалогическую речь детей дошкольного возраста…………………………………………………37
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цель, задачи, этапы исследования……………………………...43
3.2. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………..44
3.3. Система формирования диалогической речи детей в формирующем эксперименте……………………………………………..47
3.4. Контрольный эксперимент…………………………………….
3.5. Методические рекомендации………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Алеся дипл.doc

— 435.00 Кб (Скачать)

. Это позволило получить  более полную и разностороннюю информацию и снизило вероятность формирования неправильных заключений.

 

Мы использовали элементарную классификацию типов диалогических  единств И.В.Колтуненко [ ], с помощью  которой мы выявили уровень развития диалога детей 5 года жизни.

В программе диагностики нами выделено 4 позиции:

1. Диалогические единства, включающие вопросно-ответную форму

2. Диалогические единства, включающие сообщение, вопрос, а  затем ответ на него.

3. Диалогические единства, включающее побуждение к действию  и ответную реакцию.

4. Диалогические единства, представляющие собой сообщение  и встречное сообщение.

Описание процедуры  обследования особенностей диалогической  речи, используемой детьми в разговорах.

1. Определение диалогических  единств, включающих вопросно-ответную форму. Детям задавились вопросы, на которые дети должны были ответить.

Например:

ребенок: «Когда мы пойдем гулять?» 

воспитатель: «После занятия».

2. Определение диалогических  единств, включающих сообщение,  вопрос, а затем ответ на него. Например:

ребенок: «Вчера меня ругала мама».

воспитатель: «За что?» 

ребенок: «Я обижал кошку».

3. Определение диалогических  единств, включающех побуждение  к действию и ответную реакцию.  Например:

ребенок 1: «Давай играть в разбойников».

ребенок 2: «Когда?»

ребенок 1: «Сейчас».

ребенок 2: «Давай».

4. Определение диалогических единств,  представляющих собой сообщение  и встречное сообщение. Например:

ребенок 1: «Будем играть в моряков».

ребенок 2: «Я принесу бинокль».

Данные диагностики  занесены в таблицу 1 «Предпочтение  использования различных типов  диалогических единств детьми средней  группы в разговорах. Констатирующий эксперимент». ( приложение 2. таблица 1; приложение 3. Диаграмма 1).

Результаты диагностики: 57% детей предпочтительно пользуются вопросно-ответной формой диалога, что соответствует 1 типу диалогических единств; 19% детей используют 2 тип, 12% - 3 тип и 12% детей – 4 тип.

Далее, используя метод наблюдения, определяли предпочтение использования  различных типов диалогических единств детьми исследуемой группы в подвижных играх.  Для этого мы организовали и провели такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы  были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и другие (приложение 1).

Данные занесены в таблицу 2 «Предпочтение использования различных типов диалогических единств детьми средней группы в подвижных играх» (приложение 4. Таблица 2; приложение 5, Диаграмма 2).

Результаты диагностики: 57% детей предпочтительно пользуются вопросно-ответной формой диалога, что соответствует 1 типу диалогических единств; 31% детей используют 2 тип, 8% - 3 тип и 4% детей – 4 тип. Вывод: В подвижных играх дети используют в основном вопросно- ответную форму диалога.

Аналогичная диагностика  проведена по диалогическому общению детей в:

- театральной деятельности;

- практических видах  деятельности;

-сюжетно-ролевых играх.

 

 

3.3. Формирующий  эксперимент.

Формирующий эксперимент  проводился с воспитателями дошкольных групп детского сада в форме занятий  и консультаций.

Было подготовлено, организовано и проведено 9 занятий.

 Цель: активизировать внимание воспитателей к проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Проанализировать и систематизировать  теоретические знания по проблеме развития диалога.

2.Формировать у воспитателей  навыки наблюдения за возникающими  диалогами между детьми.

3.Развивать умение воспитателей  анализировать наблюдаемые диалоги.

4.Отрабатывать на практике умение  педагогов вести позитивные диалоги  с детьми.

Занятия строились в интерактивной форме, с элементами тренинга.

На первом занятии педагогам предлагалось прослушать мини-лекцию по теоретическим основам развития диалогической речи детей дошкольного возраста. В практической части была организована работа в группах. Воспитатели обсуждали проблему построения диалога. Им был предложен перечень принципов построения диалога, включающий в себя позитивные и негативные позиции ведения диалога.

В результате совместного  обсуждения проблемы, воспитателями  были выделены позитивные принципы ведения диалога.

На втором занятии эти принципы подробно обсуждались. Воспитатели приводили примеры из собственного опыта и личной практики.

Ими было выполнено задание  по ранжированию позитивных принципов  ведения диалога (приложение 12.Таблица 6):

 

На 3 занятии воспитатели определяли ситуации, в которых наиболее часто возникают диалоги с детьми дошкольного возраста. Каждая из этих ситуаций вызывает различный тип диалога, где доминируют разные темы. Они распределились следующим образом: ( приложение13.Таблица 7).

Следующие занятия проходили в  форме практических упражнений.

 

Тема 4 занятия: «Практические навыки определения своего эмоционального состояния по отношению к конкретному ребенку».

Структура занятия:

1. Определение самооценки воспитателя: в  какой степени вы показываете ребенку положительные эмоции – показываете, что вы его любите?

Воспитателям предлагается заполнить  таблицу по определению эмоционального отношения к каждому ребенку  в группе.

(приложение 14. Таблица 8. Опрос воспитателей. В какой степени вы показываете ребенку положительные эмоции?).

Результаты: 19% детей испытывают внимание воспитателя в маленькой степени; 61% детей – в средней, 8% детей  – в большой , 12% - в очень большой.

2. Провели анализ полученных  результатов. 61% детей группы получают положительное внимание со стороны воспитателя в средней степени. Определили детей, которым уделяется наименьшее внимание.

3. Анализировали примеры организации  диалога с этими детьми.

4. Определяли положительные качества  этих детей. Проигрывали ситуации диалога с ними. 

5. Воспитателям была предложена  для заполнения первоначальная  таблица, аналогичная первоначальной (приложение 15. Таблица 7).

Полученные результаты отражены в  диаграмме 7.

6.Подведение итогов занятия.  Сравнительный анализ эмоционального отношения воспитателей к детям отражены в гистограмме 1(приложение 16).

Вывод: после проведенного занятия  эмоциональное отношение воспитателя  к детям изменилось. Педагог проанализировала эмоциональное выражение своих  чувств по отношению к детям группы, Определила для себя, какие дети получают недостаточно внимания, совместно с другими педагогами определили привлекательные качества данных детей, упражнялись в построении диалога с ними.

 В результате занятия удалось  привлечь внимание педагога к проблеме развития диалогической речи детей, повысить эмоциональный фон отношения и общения с детьми.

         Для осуществления  принципов (приложение 12) на практике  задачами следующих занятий явились:

- позитивное восприятие  ребенка педагогом. Практические упражнения, направленные на концентрацию внимания воспитателя на положительные качества ребенка, составление позитивного описания ребенка.

- активизация отношения  воспитателя к принципам диалога.  Педагоги сами приводили примеры  различных принципов построения диалога, исходя из собственного опыта, затем обсуждали их  в подгруппах.

  - привлечение внимания педагогов к проблеме и осмысление позитивного диалога. Упражнения в вербализации позитивного и негативного диалога.

- обмен опытом воспитателей разных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 2. Таблица 1

Предпочтение использования  различных типов диалогических  единств детьми средней группы в  разговорах. Констатирующий эксперимент.

Имя ребенка

Вопрос-ответ

Сообщение-

-вопрос –

-ответ

Побуждение к действию - реакция

Сообщение – встречное сообщение

1.  Алеша О.

+

     

2.  Алиса С.

+

     

3.  Гера Б.

   

+

 

4.  Андрей Р.

+

     

5.  Маша П.

 

+

   

6.  Настя П.

+

     

7.  Оля П.

+

     

8.  Лена С.

 

+

   

9.  Лена П.

 

+

   

10. Наташа В.

+

     

11.Сережа С.

     

+

12. Таня Т.

   

+

 

13. Таня П.

+

     

14. Лена И.

+

     

15. Рома К.

 

+

   

16. Дима Ф.

+

     

17. Ваня В.

+

     

18. Миша Л.

     

+

19. Оксана М.

+

     

20. Богдан Ц.

+

     

21. Леша Б.

 

+

   

22. Костя К.

   

+

 

23. Даша М.

     

+

24. Катя М.

+

     

25. Юля Ш.

+

     

26. Лена Б.

+

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Диаграмма 1

 

 

 

Типы диалогических единств:

1.Вопрос– ответ.

2.Сообщение – вопрос – ответ.

3.Побуждение к действию –  реакция.

4.Сообщение – встречное сообщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4. Таблица «Предпочтение использования различных типов диалогических единств детьми средней группы в подвижных играх»

Имя ребенка

Вопрос-ответ

Сообщение-

-вопрос –

-ответ

Побуждение к действию - реакция

Сообщение – встречное сообщение

1.  Алеша О.

 

+

   

2.  Алиса С.

+

     

3.  Гера Б.

+

     

4.  Андрей Р.

+

     

5.  Маша П.

 

+

   

6.  Настя П.

+

     

7.  Оля П.

+

     

8.  Лена С.

 

+

   

9.  Лена П.

 

+

   

10. Наташа В.

 

+

   

11.Сережа С.

+

     

12. Таня Т.

   

+

 

13. Таня П.

+

     

14. Лена И.

+

     

15. Рома К.

 

+

   

16. Дима Ф.

 

+

   

17. Ваня В.

+

     

18. Миша Л.

     

+

19. Оксана М.

+

     

20. Богдан Ц.

+

     

21. Леша Б.

+

     

22. Костя К.

   

+

 

23. Даша М.

 

+

   

24. Катя М.

+

     

25. Юля Ш.

+

     

26. Лена Б.

+

     

Информация о работе Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста