Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление влияния педагога на развитие диалогической речи дошкольников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. определить сущность и особенности диалогического общения старших дошкольников на основе теоретического научного анализа литературы;
2. теоретически обосновать и экспериментально выявить критерии оценки и уровни развития диалогического общения детей 5 года жизни;
3. провести диагностическое обследование состояния диалогической речи детей 5 года жизни,
4. разработать и экспериментальным путем проверить эффективность программы развития диалогического общения детей дошкольного возраста;
5. проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
6. разработать программно-методические рекомендации по развитию диалогического общения дошкольников для педагогов и родителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в современной педагогической науке……………………………9
1.2. Развитие диалогической речи в воспитательно-образовательных программах для дошкольников……………………………………………14
1.3. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..….18
Глава II. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Развитие диалогической речи детей в процессе самостоятельной деятельности……………………………………………...25
2.2. Методические приёмы, формирующие диалогическую речь детей дошкольного возраста…………………………………………………37
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цель, задачи, этапы исследования……………………………...43
3.2. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………..44
3.3. Система формирования диалогической речи детей в формирующем эксперименте……………………………………………..47
3.4. Контрольный эксперимент…………………………………….
3.5. Методические рекомендации………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Алеся дипл.doc

— 435.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Приложение 5. Диаграмма 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы диалогических  единств:

1.Вопрос– ответ.

2.Сообщение – вопрос  – ответ.

3.Побуждение к действию –  реакция.

4.Сообщение – встречное  сообщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 12. Таблица 6. 

  Восемь принципов построения позитивного диалога.

Признаки негативного диалога. 

1. Показывать положительные  эмоции.

1. Пренебрегать ребенком  и отвергать его.

2. Следовать инициативе  ребенка.

2. Доминировать и подчинять  ребенка своей инициативе.

3. Вести хороший диалог  с ребенком.

3. Отсутствие коммуникации  с ребенком.

4. Хвалить ребенка  и одобрять его действия.

4. Принижать достоинство  ребенка и недооценивать его  способности.

5. Помогать ребенку  сконцентрировать внимание, поддерживать  диалог

5. Отвлекать и путать  ребенка.

6. Объяснять с энтузиазмом смысл переживаний ребенка.

6. Не разговаривать  и быть равнодушным к переживаниям  ребенка.

7. Углублять и обогащать  переживания ребенка, показывая  связь событий, объясняя и рассказывая  истории.

7. Говорить мало, только  самое необходимое в данный момент. Не утруждать себя объяснениями.

8. Регулировать действия  ребенка шаг за шагом. Устанавливать  границы допустимого положительным  образом, указывая на альтернативы.

8. Отношение «да пусть». Предоставлять ребенка самому  себе. Никакого руководства действиями ребенка. Негативное ограничение: «Нет, нет» без объяснений.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 13.Таблица 7.Анализ ситуаций, при которых чаще возникают диалоги  взрослого и ребенка.                                                                                                                                                        

 

Контакт

Утешение

Наблюдение

Обучение

Ограничение и наказание

Условия возникновения

физический

эмоциональный

неудача

обида

ссора

Совместное наблюдение,

прогулки,

чтение,

рассматривание книги

Предметно-практические задания.

Нарушение правил, опасное  поведение.

Цель диалога

Позитивный обмен эмоциями

Утешить, подбодрить.

Передача информации.

Поддерживать

инициативу,

планы ребенка.

Коррекция поведения.

Используемые принципы.

Эмоционально-экспрессивные

(1 – 4).

Переключение внимания на что-то новое

(1 – 4).

Принципы наставничества

(5,6,7, а также 2,3,4).

Следовать плану ребенка (2), сохранять его целевое внимание (5), планировать занятие (8), когда  достигнута цель- одобрение (4).

Регуляция (8), концентрация внимания (5), переключение (5,6).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 14. Таблица 8. Опрос воспитателей. В какой степени вы показываете  ребенку положительные эмоции?

 

Имя ребенка

В очень маленькой

В маленькой

В средней

В большой 

В очень большой

1.  Алеша О.

   

+

   

2.  Алиса С.

   

+

   

3.  Гера Б.

 

+

     

4. Андрей Р.

     

+

 

5.  Маша П.

       

+

6.  Настя П.

     

+

 

7.  Оля П.

   

+

   

8.  Лена С.

   

+

   

9.  Лена П.

   

+

   

10.Наташа В.

   

+

   

11.Сережа С.

 

+

     

12. Таня Т.

   

+

   

13. Таня П.

   

+

   

14. Лена И.

   

+

   

15. Рома К.

       

+

16. Дима Ф.

   

+

   

17. Ваня В.

 

+

     

18. Миша Л.

   

+

   

19. Оксана М.

   

+

   

20. Богдан Ц.

   

+

   

21. Леша Б.

   

+

   

22. Костя К.

   

+

   

23. Даша М.

       

+

24. Катя М.

   

+

   

25. Юля Ш.

 

+

     

26. Лена Б.

 

+

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 15. Диаграмма 6.

 

 

1-в маленькой степени

2-в средней степени

3-в большой степени

4-в очень большой степени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение15.Таблица 7. Опрос воспитателей. В какой степени вы показываете  ребенку положительные эмоции? Контрольный  эксперимент.

 

Имя ребенка

В очень маленькой

В маленькой

В средней

В большой 

В очень большой

1.  Алеша О.

     

+

 

2.  Алиса С.

   

+

   

3.  Гера Б.

     

+

 

4. Андрей Р.

     

+

 

5.  Маша П.

       

+

6.  Настя П.

       

+

7.  Оля П.

     

+

 

8.  Лена С.

   

+

   

9.  Лена П.

     

+

 

10.Наташа В.

       

+

11.Сережа С.

     

+

 

12. Таня Т.

   

+

   

13. Таня П.

   

+

   

14. Лена И.

   

+

   

15. Рома К.

       

+

16. Дима Ф.

     

+

 

17. Ваня В.

     

+

 

18. Миша Л.

   

+

   

19. Оксана М.

   

+

   

20. Богдан Ц.

     

+

 

21. Леша Б.

       

+

22. Костя К.

     

+

 

23. Даша М.

       

+

24. Катя М.

   

+

   

25. Юля Ш.

   

+

   

26. Лена Б.

   

+

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 15. Диаграмма 7

    1. в маленькой степени
    2. в средней степени
    3. в большой степени

      .   4- в очень  большой степени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 16. Гистограмма 1

         Ряд 1 –  данные в начале занятия.  Ряд  2 – данные после занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ

Гистограмма

 Сравнительная характеристика диалогических предпочтений детей в разговорах.

 

Типы диалогических  единств:

1. Вопрос– ответ.

2. Сообщение – вопрос  – ответ.

3. Побуждение к действию –  реакция.

4. Сообщение – встречное  сообщение.

 

Ряд 1- данные стартовой диагностики.

Ряд 2 – данные итоговой диагностики.

 

 

Речевое воспитание рассматривалось  в наших исследованиях как  взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта  проблема тесно связана с обучением  родному языку, т.е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.

Система работы по разработанной  методике приводит к существенным сдвигам  в речевом и общем умственном развитии. У детей формируется  высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов).

При стихийном речевом  развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению

 

 

Особенно показательным  было выполнение задания, выявляющего  уровень развитие связной речи. Сюжетный рассказ (сказку) смогли в конце учебного года составить все дети. Большинство детей (84%) имело высокий уровень и лишь 16% были отнесены ко II уровню.

 

Использование различных  типов диалогических единств  детьми средней группы в разговорах (итоговая диагностика).

Имя ребенка

Вопрос-ответ

Сообщение-

-вопрос –

-ответ

Побуждение к действию - реакция

Сообщение – встречное сообщение

1.  Алеша О.

 

+

   

2.  Алиса С.

 

+

   

3.  Гера Б.

     

+

4.  Андрей Р.

 

+

   

5.  Маша П.

   

+

 

6.  Настя П.

+

     

7.  Оля П.

   

+

 

8.  Лена С.

 

+

   

9.  Лена П.

 

+

   

10. Наташа В.

+

     

11.Сережа С.

     

+

12. Таня Т.

   

+

 

13. Таня П.

+

     

14. Лена И.

   

+

 

15. Рома К.

 

+

   

16. Дима Ф.

+

     

17. Ваня В.

 

+

   

18. Миша Л.

     

+

19. Оксана М.

 

+

   

20. Богдан Ц.

   

+

 

21. Леша Б.

 

+

   

22. Костя К.

     

+

23. Даша М.

     

+

24. Катя М.

+

     

25. Юля Ш.

+

     

26. Лена Б.

+

     

Информация о работе Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста