Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа
Цель: выявление влияния педагога на развитие диалогической речи дошкольников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. определить сущность и особенности диалогического общения старших дошкольников на основе теоретического научного анализа литературы;
2. теоретически обосновать и экспериментально выявить критерии оценки и уровни развития диалогического общения детей 5 года жизни;
3. провести диагностическое обследование состояния диалогической речи детей 5 года жизни,
4. разработать и экспериментальным путем проверить эффективность программы развития диалогического общения детей дошкольного возраста;
5. проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
6. разработать программно-методические рекомендации по развитию диалогического общения дошкольников для педагогов и родителей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в современной педагогической науке……………………………9
1.2. Развитие диалогической речи в воспитательно-образовательных программах для дошкольников……………………………………………14
1.3. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..….18
Глава II. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Развитие диалогической речи детей в процессе самостоятельной деятельности……………………………………………...25
2.2. Методические приёмы, формирующие диалогическую речь детей дошкольного возраста…………………………………………………37
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цель, задачи, этапы исследования……………………………...43
3.2. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………..44
3.3. Система формирования диалогической речи детей в формирующем эксперименте……………………………………………..47
3.4. Контрольный эксперимент…………………………………….
3.5. Методические рекомендации………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 5. Диаграмма 2
Типы диалогических единств:
1.Вопрос– ответ.
2.Сообщение – вопрос – ответ.
3.Побуждение к действию – реакция.
4.Сообщение – встречное сообщение.
Приложение 12. Таблица 6.
Восемь принципов построения позитивного диалога. |
Признаки негативного диалога. |
1. Показывать положительные эмоции. |
1. Пренебрегать ребенком и отвергать его. |
2. Следовать инициативе ребенка. |
2. Доминировать и подчинять ребенка своей инициативе. |
3. Вести хороший диалог с ребенком. |
3. Отсутствие коммуникации с ребенком. |
4. Хвалить ребенка и одобрять его действия. |
4. Принижать достоинство ребенка и недооценивать его способности. |
5. Помогать ребенку сконцентрировать внимание, поддерживать диалог |
5. Отвлекать и путать ребенка. |
6. Объяснять с энтузиазмом смысл переживаний ребенка. |
6. Не разговаривать
и быть равнодушным к |
7. Углублять и обогащать
переживания ребенка, |
7. Говорить мало, только самое необходимое в данный момент. Не утруждать себя объяснениями. |
8. Регулировать действия
ребенка шаг за шагом. |
8. Отношение «да пусть». Предоставлять ребенка самому себе. Никакого руководства действиями ребенка. Негативное ограничение: «Нет, нет» без объяснений. |
Приложение 13.Таблица 7.Анализ ситуаций,
при которых чаще возникают диалоги
взрослого и ребенка.
Контакт |
Утешение |
Наблюдение |
Обучение |
Ограничение и наказание | |
Условия возникновения |
физический эмоциональный |
неудача обида ссора |
Совместное наблюдение, прогулки, чтение, рассматривание книги |
Предметно-практические задания. |
Нарушение правил, опасное поведение. |
Цель диалога |
Позитивный обмен эмоциями |
Утешить, подбодрить. |
Передача информации. |
Поддерживать инициативу, планы ребенка. |
Коррекция поведения. |
Используемые принципы. |
Эмоционально-экспрессивные (1 – 4). |
Переключение внимания на что-то новое (1 – 4). |
Принципы наставничества (5,6,7, а также 2,3,4). |
Следовать плану ребенка (2), сохранять его целевое внимание (5), планировать занятие (8), когда достигнута цель- одобрение (4). |
Регуляция (8), концентрация внимания (5), переключение (5,6). |
Приложение 14. Таблица 8. Опрос воспитателей. В какой степени вы показываете ребенку положительные эмоции?
Имя ребенка |
В очень маленькой |
В маленькой |
В средней |
В большой |
В очень большой |
1. Алеша О. |
+ |
||||
2. Алиса С. |
+ |
||||
3. Гера Б. |
+ |
||||
4. Андрей Р. |
+ |
||||
5. Маша П. |
+ | ||||
6. Настя П. |
+ |
||||
7. Оля П. |
+ |
||||
8. Лена С. |
+ |
||||
9. Лена П. |
+ |
||||
10.Наташа В. |
+ |
||||
11.Сережа С. |
+ |
||||
12. Таня Т. |
+ |
||||
13. Таня П. |
+ |
||||
14. Лена И. |
+ |
||||
15. Рома К. |
+ | ||||
16. Дима Ф. |
+ |
||||
17. Ваня В. |
+ |
||||
18. Миша Л. |
+ |
||||
19. Оксана М. |
+ |
||||
20. Богдан Ц. |
+ |
||||
21. Леша Б. |
+ |
||||
22. Костя К. |
+ |
||||
23. Даша М. |
+ | ||||
24. Катя М. |
+ |
||||
25. Юля Ш. |
+ |
||||
26. Лена Б. |
+ |
Приложение 15. Диаграмма 6.
1-в маленькой степени
2-в средней степени
3-в большой степени
4-в очень большой степени
Приложение15.Таблица 7. Опрос воспитателей. В какой степени вы показываете ребенку положительные эмоции? Контрольный эксперимент.
Имя ребенка |
В очень маленькой |
В маленькой |
В средней |
В большой |
В очень большой |
1. Алеша О. |
+ |
||||
2. Алиса С. |
+ |
||||
3. Гера Б. |
+ |
||||
4. Андрей Р. |
+ |
||||
5. Маша П. |
+ | ||||
6. Настя П. |
+ | ||||
7. Оля П. |
+ |
||||
8. Лена С. |
+ |
||||
9. Лена П. |
+ |
||||
10.Наташа В. |
+ | ||||
11.Сережа С. |
+ |
||||
12. Таня Т. |
+ |
||||
13. Таня П. |
+ |
||||
14. Лена И. |
+ |
||||
15. Рома К. |
+ | ||||
16. Дима Ф. |
+ |
||||
17. Ваня В. |
+ |
||||
18. Миша Л. |
+ |
||||
19. Оксана М. |
+ |
||||
20. Богдан Ц. |
+ |
||||
21. Леша Б. |
+ | ||||
22. Костя К. |
+ |
||||
23. Даша М. |
+ | ||||
24. Катя М. |
+ |
||||
25. Юля Ш. |
+ |
||||
26. Лена Б. |
+ |
Приложение 15. Диаграмма 7
. 4- в очень большой степени
Приложение 16. Гистограмма 1
Ряд 1 – данные в начале занятия. Ряд 2 – данные после занятия.
АНАЛИЗ
Гистограмма
Сравнительная характеристика диалогических предпочтений детей в разговорах.
Типы диалогических единств:
1. Вопрос– ответ.
2. Сообщение – вопрос – ответ.
3. Побуждение к действию – реакция.
4. Сообщение – встречное сообщение.
Ряд 1- данные стартовой диагностики.
Ряд 2 – данные итоговой диагностики.
Речевое воспитание рассматривалось в наших исследованиях как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т.е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.
Система работы по разработанной методике приводит к существенным сдвигам в речевом и общем умственном развитии. У детей формируется высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов).
При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению
Особенно показательным было выполнение задания, выявляющего уровень развитие связной речи. Сюжетный рассказ (сказку) смогли в конце учебного года составить все дети. Большинство детей (84%) имело высокий уровень и лишь 16% были отнесены ко II уровню.
Использование различных типов диалогических единств детьми средней группы в разговорах (итоговая диагностика).
Имя ребенка |
Вопрос-ответ |
Сообщение- -вопрос – -ответ |
Побуждение к действию - реакция |
Сообщение – встречное сообщение |
1. Алеша О. |
+ |
|||
2. Алиса С. |
+ |
|||
3. Гера Б. |
+ | |||
4. Андрей Р. |
+ |
|||
5. Маша П. |
+ |
|||
6. Настя П. |
+ |
|||
7. Оля П. |
+ |
|||
8. Лена С. |
+ |
|||
9. Лена П. |
+ |
|||
10. Наташа В. |
+ |
|||
11.Сережа С. |
+ | |||
12. Таня Т. |
+ |
|||
13. Таня П. |
+ |
|||
14. Лена И. |
+ |
|||
15. Рома К. |
+ |
|||
16. Дима Ф. |
+ |
|||
17. Ваня В. |
+ |
|||
18. Миша Л. |
+ | |||
19. Оксана М. |
+ |
|||
20. Богдан Ц. |
+ |
|||
21. Леша Б. |
+ |
|||
22. Костя К. |
+ | |||
23. Даша М. |
+ | |||
24. Катя М. |
+ |
|||
25. Юля Ш. |
+ |
|||
26. Лена Б. |
+ |
Информация о работе Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста