Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа
Цель: выявление влияния педагога на развитие диалогической речи дошкольников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. определить сущность и особенности диалогического общения старших дошкольников на основе теоретического научного анализа литературы;
2. теоретически обосновать и экспериментально выявить критерии оценки и уровни развития диалогического общения детей 5 года жизни;
3. провести диагностическое обследование состояния диалогической речи детей 5 года жизни,
4. разработать и экспериментальным путем проверить эффективность программы развития диалогического общения детей дошкольного возраста;
5. проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
6. разработать программно-методические рекомендации по развитию диалогического общения дошкольников для педагогов и родителей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в современной педагогической науке……………………………9
1.2. Развитие диалогической речи в воспитательно-образовательных программах для дошкольников……………………………………………14
1.3. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..….18
Глава II. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Развитие диалогической речи детей в процессе самостоятельной деятельности……………………………………………...25
2.2. Методические приёмы, формирующие диалогическую речь детей дошкольного возраста…………………………………………………37
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цель, задачи, этапы исследования……………………………...43
3.2. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………..44
3.3. Система формирования диалогической речи детей в формирующем эксперименте……………………………………………..47
3.4. Контрольный эксперимент…………………………………….
3.5. Методические рекомендации………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диаграмма
Типы диалогических единств:
1.Вопрос– ответ.
2.Сообщение – вопрос – ответ.
3.Побуждение к действию – реакция.
4.Сообщение – встречное
Гистограмма
Сравнительная характеристика
диалогических предпочтений
Типы диалогических единств:
1. Вопрос– ответ.
2. Сообщение – вопрос – ответ.
3. Побуждение к действию – реакция.
4. Сообщение – встречное сообщение.
Ряд 1- данные стартовой диагностики.
Ряд 2 – данные итоговой диагностики.
Заключение
Настоящие исследование заключалось в том, как развивается у детей диалогическая речь. Так как она является наиболее социально значимая для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Необходимо отметить, что практические работники не всегда в полной мере к осуществления речевого общения с детьми в повседневной жизни. Общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции ребенка, не хватает ситуаций способствующих развитию диалогической речи. Поэтому во время наблюдений за детьми на занятиях, видно, что детям неинтересно, не внимательны. По результатам констатирующего эксперимента выяснилось, что дети мало владеют диалогической речью не умеют высказываться. На основе этого был составлен комплекс работ по развитию диалогической речи, которая включает: игры, занятия, беседы, игры – инсценировки. Целью работы было: научить отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие. Обучение носит игровую коммуникативную мотивацию. Это обучение дает возможность устанавливать контакты между детьми, формируют коллектив, что ведет к развитию диалогического общения.
После проделанной работы можно сделать вывод что:
привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.
ЛИТЕРАТУРА
14 Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.
15 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.|| М.1960 г.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.,1982. 2
17. Гербова В.В. Занятия в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984.
18. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
19. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986.
20. Гербова В.В.Занятия в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1983.
21. Горшкова Е. Учите
детей общаться.//Дошкольное
22. Гвоздев А.Н. От
первых слов до первых классов.
23. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи. М.1961 г.
24 Генералова Н. Русские
25. Давыдова О.И., Федоренко В.И.
Колыбельные песни как специфич
26. Денисова М.П., Фигурин Н.Л. Ранние условные рефлексы у детей || Советская педиатрия. 1935 г. №6
27. Даль В.И. Пословицы и
28. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
29. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996. –205с.
30. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.
31. Дошкольная педагогика часть II (Под ред. Логинова Е.А., Саморуковой ) М. 1987.
34. Загрутдинова М., Гавриш
Н. Использование малых
35. Запорожец А.В., Лисина
М.И. Развитие общения у
37. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. – 187с.
38. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976. –127с.
39. Исенина Е.И. Дословесный
40. Карпинская Н.С.
41. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-
43. Колодяжная Т. П. Колунова
Л. А. Речевое развитие
44. Концепция дошкольного
49. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. 1996 г.
50. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
51. Леонтьев А.А. Деятельность и общение || Вопросы философии.1979 г.№1.
52. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. М.,1961.
53. Логинова В.И.Формирование
54. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.
55. Леушина А.М. Формирование
элементарных математических
56.Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками || Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Лисиной М.И.) - М.1980 г.
57. Лисина М.И., Капчела
Г.И. Общение со взрослыми и
психологическая подготовка
58. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.1986 г.
59. Лисина М.И., Сарториус
Т.Д. Влияние общения со
60. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками || Генетические проблемы социальной психологии (Под редакцией Коломинского Я.Л.) Минск 1985 г.
61.Лурия А.Р. Мозг и психологические процессы. М.1963 г.
62. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987. –239с.
63. Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. – 1995.
№ 4.
64. Мухина В.С. Детская
65. Народная педагогика и
66. Народное искусство в
67. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Гринго, 1995. – с. 105.
68 Николайчук Г.И.
70. Основы теории речевой
71 Подготовительная к школе
72. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка Союз Спб. 1997
73. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Пер. с франц. М.: Педагогика, 1969.
74. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М.: Просвещение, 1987. –191с.
75. Программа и методика
развития речи детей
76. Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1995. –145с.
77. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1994. –158с.
78. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.
79. Радина К. К. Метод
беседы в воспитательно-
80. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.
Информация о работе Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста