Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление влияния педагога на развитие диалогической речи дошкольников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. определить сущность и особенности диалогического общения старших дошкольников на основе теоретического научного анализа литературы;
2. теоретически обосновать и экспериментально выявить критерии оценки и уровни развития диалогического общения детей 5 года жизни;
3. провести диагностическое обследование состояния диалогической речи детей 5 года жизни,
4. разработать и экспериментальным путем проверить эффективность программы развития диалогического общения детей дошкольного возраста;
5. проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
6. разработать программно-методические рекомендации по развитию диалогического общения дошкольников для педагогов и родителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в современной педагогической науке……………………………9
1.2. Развитие диалогической речи в воспитательно-образовательных программах для дошкольников……………………………………………14
1.3. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..….18
Глава II. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Развитие диалогической речи детей в процессе самостоятельной деятельности……………………………………………...25
2.2. Методические приёмы, формирующие диалогическую речь детей дошкольного возраста…………………………………………………37
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цель, задачи, этапы исследования……………………………...43
3.2. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………..44
3.3. Система формирования диалогической речи детей в формирующем эксперименте……………………………………………..47
3.4. Контрольный эксперимент…………………………………….
3.5. Методические рекомендации………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Алеся дипл.doc

— 435.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Диаграмма

Типы диалогических  единств:

1.Вопрос– ответ.

2.Сообщение – вопрос – ответ.

3.Побуждение к действию –  реакция.

4.Сообщение – встречное сообщение.

 

 

 

                                                     

 

 

Гистограмма

 Сравнительная характеристика  диалогических предпочтений детей  в разговорах.

 

Типы диалогических  единств:

1. Вопрос– ответ.

2. Сообщение – вопрос  – ответ.

3. Побуждение к действию –  реакция.

4. Сообщение – встречное  сообщение.

 

Ряд 1- данные стартовой диагностики.

Ряд 2 – данные итоговой диагностики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Заключение

Настоящие исследование заключалось в том, как развивается  у детей диалогическая речь. Так как она является наиболее социально значимая для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми.  Необходимо отметить, что практические работники не всегда в полной мере к осуществления речевого общения с детьми в повседневной жизни. Общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции ребенка, не хватает ситуаций способствующих развитию диалогической речи. Поэтому во время наблюдений за детьми на занятиях, видно, что детям неинтересно, не внимательны. По результатам констатирующего эксперимента выяснилось, что дети мало владеют диалогической речью не умеют высказываться. На основе этого был составлен комплекс работ по развитию диалогической речи, которая включает: игры, занятия, беседы, игры – инсценировки. Целью работы было: научить отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие. Обучение носит игровую коммуникативную мотивацию. Это обучение дает возможность устанавливать контакты между детьми, формируют коллектив, что ведет к развитию диалогического общения.

После проделанной работы можно сделать вывод что:

  • Для   развития   диалогической речи   детей   необходимо   обогатить содержание   речевого    воспитания   и совершенствовать   формы   и   методы    речевой работы.
  • Новое   содержание   предполагает    стимуляцию   высказываний   детей   из    личного опыта; организацию словесного   коллективного   творчества   (сотворчество);  обучение  диалогу:  умению   слушать   и   слышать   партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие,   отвечать   на   высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.
  • К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы

 

привлечения и удержания  внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.

 

  • Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование. художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.
  • Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1.  Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. №9.-с. 53-65.
  2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.
  3. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.
  4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.
  5. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия, 1999. –159с.
  6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
  7. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
  8. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.
  9. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
  10. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
  11. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988. –328с.
  12. Воспитание детей раннего возраста/Под ред. Л.Н.Павловой. – М.: Просвещение, 1986. – с. 120-126.
  13. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. – М.:  изд. АН СССР, 1955. – 154с.

14 Воспитание детей  в старшей группе детского  сада /Сост.: Г.М. Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.

15 Выготский Л.С. Развитие  высших психических функций.|| М.1960 г. 

16. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.,1982.   2

17. Гербова В.В. Занятия  в старшей группе детского  сада. – М.: Просвещение, 1984.

18. Гербова В.В. Занятия  по развитию речи во второй  младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1989.

19. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986.

20. Гербова В.В.Занятия  в средней группе детского  сада. – М.: Просвещение, 1983.

21. Горшкова Е. Учите  детей общаться.//Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. –с. 91.

22. Гвоздев А.Н. От  первых слов до первых классов.  Саратов 1981.

23. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения  детской речи. М.1961 г.

24 Генералова Н. Русские народные  потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.16. Галигузова  Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М.1992 г.

25. Давыдова О.И., Федоренко В.И.  Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. –Барнаул: БГПУ, 2001.  –С.128-133.

26. Денисова М.П., Фигурин Н.Л.  Ранние условные рефлексы у  детей || Советская педиатрия. 1935 г. №6

27. Даль В.И. Пословицы и поговорки.  Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.

28. Детская психология /Под ред.  Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.: Университетское, 1988. – 399с.

29. Детство: Программа развития  и воспитания детей в детском  саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А.  Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996. –205с.

30. Дневник воспитателя: развитие  детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.

31. Дошкольная педагогика  часть II  (Под ред. Логинова Е.А., Саморуковой ) М. 1987.

  1. Елагина М.Г. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для становления активной речи у детей || Общение и речь. М.1985 г.
  2. Жинкин Н.Н. Мышление и речь. М., 1988.

34. Загрутдинова М., Гавриш  Н. Использование малых фольклорных  форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

35. Запорожец А.В., Лисина  М.И. Развитие общения у дошкольников.М.1974

  1. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.

37. Зимняя И.А. Основы теории  речевой деятельности. - М., 1974. – 187с.

38. Илларионова Ю.Г. Учите детей  отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976. –127с.

39. Исенина Е.И. Дословесный период  развития речи у детей. –  М., 1997.

40. Карпинская Н.С. Художественное  слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с.

41. Клименко Г. Использование  пословиц и поговорок в работе  с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-

  1. Карпова С.Н. Колбова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М 1978.

43. Колодяжная Т. П. Колунова  Л. А. Речевое развитие ребенка  в детском саду: новые подходы.  Методические рекомендации для  руководителей и воспитателей  ДОУ,- Ростов – н /Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 32с. 

44. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. –М.: АСТ, 1997. –С.8-34.

  1. Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. – М., 1977.
  2. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М., 1982.
  3. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.201-202.
  4. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.204-208.

49. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. 1996 г.

50. Кудрявцева Е. Использование  загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

51. Леонтьев А.А. Деятельность и общение || Вопросы философии.1979 г.№1. 

52. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. М.,1961.

53. Логинова В.И.Формирование словаря// Развитие речи детей дошкольного  возраста/Под ред. Ф.А.Сохина. –  М., 1984. – с. 79-105.

54. Лернер И.Я. Дидактические  основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

55. Леушина А.М. Формирование  элементарных математических представлений  у детей дошкольного возраста. М., 1974.

56.Лисина М.И., Галигузова  Л.Н. Становление потребности  детей в общении со взрослыми  и сверстниками || Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Лисиной М.И.) - М.1980 г.

57. Лисина М.И., Капчела  Г.И. Общение со взрослыми и  психологическая подготовка детей  к школе. Кишинев.1987.

58. Лисина М.И. Проблемы  онтогенеза общения. М.1986 г.

59. Лисина М.И., Сарториус  Т.Д. Влияние общения со сверстниками  на познавательную активность  дошкольников || Психология формирования  личности и проблемы обучения (Под редакцией Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В.) М.1980 г.

60. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками || Генетические проблемы социальной психологии (Под редакцией Коломинского Я.Л.) Минск 1985 г.

61.Лурия А.Р. Мозг  и психологические процессы. М.1963 г.

62. Мельников М.Н. Русский  детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987. –239с.

63. Монтессори М. Значение  среды в воспитании // Частная  школа. – 1995.

№ 4.

64. Мухина В.С. Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО  "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.

65. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. –49с.

66. Народное искусство в воспитании  детей /Под ред. Т.С. Комаровой.  –М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.

67. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Гринго, 1995. – с. 105.

68 Николайчук Г.И. Грамматические  игры в детском саду.: Методические  рекомендации в помощь воспитателям  дошкольных учреждений. Ровно, 1989,- 54с.

    1. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.

70. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А.А.Леонтьева, М.: Просвещение, 1974. – с. 30.

71 Подготовительная к школе группа  в детском саду /Под ред. М.В.  Залужской. –М.: Просвещение, 1975. –368с.

72. Пиаже Ж. Речь  и мышление ребёнка Союз Спб. 1997

73. Пиаже Ж. Избранные  психологические труды. Пер. с  франц. М.: Педагогика, 1969.

74. Программа воспитания  и обучения в детском саду. –М.: Просвещение, 1987. –191с.

75. Программа и методика  развития речи детей дошкольного  возраста в детском саду/ Автор – составитель Ушакова О.С. – М.: АПО, 1994. – с. 12.

76. Программа "Одаренный  ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1995. –145с.

77. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль  Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1994. –158с.

78. Путешествие по Стране  Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В.  Барнаул:  БГПУ, 2000. -67с.

79. Радина К. К. Метод  беседы в воспитательно-образовательной  работе с детьми старшей группы  детского сада //  Хрестоматия  по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.221-229.

80.  Развитие речи  детей дошкольного возраста /Под  ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.

Информация о работе Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста