Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление влияния педагога на развитие диалогической речи дошкольников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. определить сущность и особенности диалогического общения старших дошкольников на основе теоретического научного анализа литературы;
2. теоретически обосновать и экспериментально выявить критерии оценки и уровни развития диалогического общения детей 5 года жизни;
3. провести диагностическое обследование состояния диалогической речи детей 5 года жизни,
4. разработать и экспериментальным путем проверить эффективность программы развития диалогического общения детей дошкольного возраста;
5. проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
6. разработать программно-методические рекомендации по развитию диалогического общения дошкольников для педагогов и родителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в современной педагогической науке……………………………9
1.2. Развитие диалогической речи в воспитательно-образовательных программах для дошкольников……………………………………………14
1.3. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..….18
Глава II. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Развитие диалогической речи детей в процессе самостоятельной деятельности……………………………………………...25
2.2. Методические приёмы, формирующие диалогическую речь детей дошкольного возраста…………………………………………………37
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цель, задачи, этапы исследования……………………………...43
3.2. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………..44
3.3. Система формирования диалогической речи детей в формирующем эксперименте……………………………………………..47
3.4. Контрольный эксперимент…………………………………….
3.5. Методические рекомендации………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Алеся дипл.doc

— 435.00 Кб (Скачать)

Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают: с игрушками, транспортом, улицей, семьей.

В средней и старших  группах тематика разговоров расширяется  за счет новых знаний и опыта, которые  дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем  ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей.

Педагог должен воспитывать  своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы»[101]. Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!» или: «Когда обращаются в вежливой форме, невозможно отказать в просьбе!»).

В методике формирования разговорной речи детей преобладают  рекомендации к обучению ребенка  восприятию вопросов взрослого и  к ответам на них. Появляются исследования и другой стороны этой проблемы - обучения детей вопросным формам речи. Вопросы - показатель интеллектуального развития ребенка. Воспитатель дает детям образцы вопросительной конструкции предложений.

Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни.

 

2.2. Методические приёмы обучения  детей диалогической речи.

 

Специальные занятия  по развитию диалогической связной  речи проводятся методом беседы и  методом имитации. Указанные методы чаще всего реализуются:

  • приемами подготовленной беседы,
  • приемами театрализации (имитации и пересказа).

 Подготовленная беседа - организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу, и имеет определенные задачи:

  • научить детей беседовать, то есть выслушать собеседника, не перебивая его речь;
  • отрабатывать навыки произносительные и грамматические, уточнять смысл известных  детям слов.

Беседа отличается от разговора своей подготовленностью, продуманностью, масштабностью темы, содержания. Обычно беседы происходят организовано - в виде особых занятий  или фрагментов занятий.

В дошкольной дидактике обычно выделяются беседы, предшествующие экскурсиям и наблюдениям, подготавливающие восприятие (вводные беседы) и обобщающие (в ходе их воспитатель закрепляет знания детей об окружающем, о природе, общественной жизни и т.д.).

 Диалог - это не просто вопросно-ответная форма речи, он предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. Поэтому закономерно возникает еще один вид беседы, так называемая «светская беседа», то есть свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера [3, с.53].

С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное  творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ  с взрослым и совместный рассказ детей).

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали [99, с.133].

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).

Беседы на бытовые  темы касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в  которых сами участвуют. В беседах  дети сообщают, с кем они живут  дома, как зовут членов семьи, и  где они работают, что они делают дома, как отдыхают; рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о посильной помощи взрослым, о бытовом труде матери; сравнивается обстановка дома и обстановка в детском саду.

Беседы о труде взрослых в детском саду помогают детям  осознать смысл деятельности сотрудников  детского сада, создающих удобства и благополучие для всех детей.

Беседы на темы общественной жизни уточняют представления детей  о родном городе, о подготовке к  праздникам в детском саду, в семье, на улицах.

Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей.

В беседах о любимых  сказках и книжках дети вспоминают их содержание и высказывают свое отношение к героям [9, с.132].

Программный материал, который  является содержанием бесед, даст возможность осуществить не только познавательные задачи (расширение кругозора детей), но и воспитательные (воспитание правильного отношения к действительности, разнообразных интересов).

В беседе о труде близких  людей дети рассказывают, где и  кем работают их родители и другие взрослые члены семьи.

Беседуя с детьми о школе, а также  о том, где учатся их старшие братья и сестры, родители, воспитатель  подкрепляет у детей желание  учиться, интерес к школе, книге[79, с.223].

При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.

«Нельзя ребенка допускать описывать то, судить о том, о чем, у него нет достаточных, им вполне и ясно усвоенных данных»,— писала Е. И. Тихеева [ ].

В диалогическом взаимодействии детей эффективен прием драматизации. Он привлекает близостью игре, использованием игрушек, элементов декорации, ряжения. Драматизацию можно включать в рассматривание картин, рисование.

Развитию диалогической  речи детей дошкольного возраста способствует совместное составление  детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания.

Особенно важными для развития диалогической речи имеет деятельность кооперативного типа, прежде всего  творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.

Сюжетно-ролевая игра как сфера  коммуникативной самодеятельности детей дошкольного возраста предполагает их свободу в выборе партнеров, темы и игровых действий и допускает участие взрослого лишь в роли равноправного партнера.

Для активного развития диалогического общения подходят театрализованные игры, народные подвижные игры и  игры с правилами.

Театрализованные игры можно условно  разделить на две группы: игры в  театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых  играх. Для игр первой подгруппы  характерна ориентировка на зрителя  и установка на эстетическую ценность действия. Игры второй подгруппы разыгрываются для себя, «понарошку», не предполагая зрителя и не стремятся к эстетической выразительности [ ].

Для развития общения со сверстниками важное значение имеют обе подгруппы  детей.

При подготовке спектаклей большое  внимание уделяется выразительности и движениям детей. Отрабатываются дикция, интонация, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером. Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции, встает на точку зрения персонажа. Эти действия создают предпосылки для  развития общения детей со сверстниками в нерегламентированных ситуациях, в повседневной жизни и сюжетно-ролевых играх.

Опыт участия в организованных театрализованных играх дошкольники  используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом.

Народная педагогика знает много  подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные  диалоги персонажей. Это такие  игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы  были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и другие[ Приложение 1 ].

Народные игры используют разные способы  налаживания диалогического общения  детей со сверстниками.

Совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд предоставляют широкие возможности для налаживания диалогического общения детей дошкольного возраста. Совместные  занятия по изодеятельности создают условия для обмена чувствами и переживаниями [ ].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Экспериментальная часть.

 3.1 Цель, задачи, этапы исследования.                                     

 Целью исследования является выявление влияния педагога, на развитие диалогической речи дошкольников.

  В своем исследовании, проанализировав научно-методическую литературу, мы сформулировали следующую гипотезу исследования: эффективность влияния педагога на развитие диалогической речи детей 5 года  жизни будет повышаться при условии организации собственной деятельности по оптимизации позитивного диалога с детьми.

 Задачи исследования:

  1. Выявить уровень сформированности диалогической речи детей.
  2. Разработать курс занятий для воспитателей по формированию умений организации позитивного диалога  с детьми.                  

  Этапы исследования:

1 этап. Теоретический анализ и изучение существующей литературы по исследуемой проблеме.

2 этап. Проведение констатирующего  эксперимента.

3 этап. Подготовка и  проведение формирующего эксперимента.

4 этап. Организация контрольного эксперимента.

5 этап. Анализ полученных результатов.

6 этап. Формулирование рекомендаций  педагогам и родителям. 

Для проведения исследования мы использовали следующие методы:

  • наблюдения,
  • опрос воспитателей, детей,
  • эксперимент,

-   анализ полученных  данных.

 

 

 

Программа исследования:

  1. Выбрать методику для выявления уровня сформированности диалогической речи детей дошкольного возраста.
  2. Выбрать группу испытуемых - детей средней группы ДОУ. Проанализировать результаты деятельности испытуемых.
  3. Провести констатирующий эксперимент.
  4. Разработать курс занятий для воспитателей.
  5. Провести формирующий эксперимент.
  6. Организовать и провести контрольный эксперимент.

7.  Проанализировать  полученные результаты.

Описание экспериментальной  группы.

Для проверки выдвинутой гипотезы, нами была организована и проведена следующая работа: констатирующие эксперименты (стартовая и итоговая диагностики) и формирующий эксперимент. Были обследованы дети средней группы ДОУ № 131 г. Мурманска.

3.2. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Цель: провести наблюдения сформированности диалогической речи детей.

Основной задачей организованного  исследования являлось выявление уровня развития диалога дошкольников и  определение его характерных  особенностей.

Диагностика проводилась в течение нескольких дней:

- в подготовленных  беседах,

- в наблюдениях в  процессе подвижных игр, театральной  деятельности, практических видах  деятельности, сюжетно-ролевых игр,  режимных моментах.

Информация о работе Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста