Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление влияния педагога на развитие диалогической речи дошкольников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. определить сущность и особенности диалогического общения старших дошкольников на основе теоретического научного анализа литературы;
2. теоретически обосновать и экспериментально выявить критерии оценки и уровни развития диалогического общения детей 5 года жизни;
3. провести диагностическое обследование состояния диалогической речи детей 5 года жизни,
4. разработать и экспериментальным путем проверить эффективность программы развития диалогического общения детей дошкольного возраста;
5. проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
6. разработать программно-методические рекомендации по развитию диалогического общения дошкольников для педагогов и родителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в современной педагогической науке……………………………9
1.2. Развитие диалогической речи в воспитательно-образовательных программах для дошкольников……………………………………………14
1.3. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..….18
Глава II. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Развитие диалогической речи детей в процессе самостоятельной деятельности……………………………………………...25
2.2. Методические приёмы, формирующие диалогическую речь детей дошкольного возраста…………………………………………………37
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цель, задачи, этапы исследования……………………………...43
3.2. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………..44
3.3. Система формирования диалогической речи детей в формирующем эксперименте……………………………………………..47
3.4. Контрольный эксперимент…………………………………….
3.5. Методические рекомендации………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Алеся дипл.doc

— 435.00 Кб (Скачать)

            Дети четырех-пяти лет испытывают  насущную потребность делиться  своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками.

Чтобы дети могли содержательно  общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в  играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходима развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияют на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них ребенок.

            Образная, богатая синонимами, дополнениями  и описаниями речь у детей  дошкольного возраста - явление довольно  редкое. А между тем, овладение  речью в возрасте от 3 до 7 лет  имеет ключевое значение, ведь  этот период наиболее сензитивен к овладению диалогической речью. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по развитию связной речи, особенно диалогической, - вообще редкость.

Вот и получается, что  у ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

- речь односложная,  состоит из простых предложений  (так называемая "ситуативная"  речь), дети не могут грамматически  правильно построить распространенные  предложения;

- наблюдается бедность  речи, недостаточный словарный запас;

- речь дошкольников  наполнена сленговыми словами  (результат просмотров телевизионных  передач); употребление нелитературных  слов и выражений; 

- бедная диалогическая  речь: неспособность грамотно и  доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это уместно и необходимо;

- отсутствие логического  обоснования своих утверждений  и выводов; 

- отсутствие навыков  культуры речи: неумение использовать  интонации, регулировать громкость  голоса, темп речи и т.д.

 Многие дети к поступлению в школу не умеют строить диалог, давать развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство).

 Без своевременной  педагогической помощи могут  сформироваться стойкие нарушения  связной речи, которые с началом  школьного обучения нередко становятся причиной школьной дезадаптации.

 Кроме того, если  дошкольник не умеет вступать  в диалог с окружающими, он  попадает в систему специфических  межличностных отношений, что  порождает у него чувство неуверенности,  вызывает "ожидание неуспеха". Это может вызвать искажение процесса формирования "образа Я", то есть уже в этом возрасте привести к отклонениям в развитии личности (в ряде случаев скрытый стресс может выливаться в агрессивные вспышки и немотивированное поведение).

Именно в дошкольном возрасте происходит, по словам А.Н.Леонтьева, фактическое складывание личности человека [52].

 Большинство детей,  посещающих дошкольные учреждения, в коммуникативном отношении  достаточно благополучны. Они способны  самостоятельно устанавливать контакты как с взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах  играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр.; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства - речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребенка старшего дошкольного возраста становится сверстник.

Овладение связной диалогической  речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном возрасте ребенок  овладевает прежде всего диалогической  речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании  языковых средств, допустимых в разговорной  речи.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения [35].

Главной особенностью диалога  является чередование говорения  одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.  Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора [47].

Речевые клише облегчают  ведение диалога. Диалогическая  речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Развитие диалогической  речи особенно важно  учитывать в  методике обучения детей родному  языку. В ходе обучения диалогической  речи создаются предпосылки для  овладения повествование, описанием.  Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев  ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь - характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять  диалогическую речь с ситуативной, а контекстную - с монологической [109].

Поставив перед собой  задачу изучения особенностей развития форм связной речи, А. М. Леушина собрала  значительный материал относительно детских  высказываний при различных задачах  и в различных условиях общения. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что  диалогическая речь является первичной формой речи ребенка [83].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Глава II. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 2.1.  Развитие диалогической речи в процессе самостоятельной деятельности.

Развитие диалогической  речи  играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей  системе работы по развитию речи в  детском саду. Обучение диалогу  можно рассматривать и как  цель, и как средство практического овладения языком.

Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в  то же время развитие диалогической  речи способствует самостоятельному использованию  ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической  речи и направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Диалог - сложная форма  социального взаимодействия. Участвовать  в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием  чужой речи.

 Участие в диалоге  требует сложных умений: слушать  и правильно понимать мысль,  выражаемую собеседником; формулировать  в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами  языка; менять вслед за мыслями  собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно; вносить соответствующие изменения и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые  умения:

- вступать в общение  (уметь и знать, когда и как  можно начать разговор со знакомым  и незнакомым человеком, занятым,  разговаривающим с другими);

- поддерживать и завершать  общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

- говорить выразительно  в нормальном темпе, пользоваться  интонацией диалога.

2. Умения речевого  этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие,  привлечение внимания, приглашение, просьба,

согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться  в паре, группе из 3 - 5 человек,  в коллективе.

4. Умение общаться  для планирования совместных  действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование  мимики, жестов.

Воспитатели детского сада направляют свои усилия на то, чтобы речь детей  была содержательной и понятной для окружающих и само речевое общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.

Содержательность речи зависит от содержательности жизни  детей. Запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выражении обогащает детскую речь.

Добиваясь содержательности детской  речи детей, не педагог не должен забывать о том, что дети очень  любят играть словами и звуками, но это хорошо на своем месте и  в свое время. Понятность речи, как результат ясной мысли, достигается умением говорить с достаточной полнотой и последовательностью. Работа над содержательностью и понятностью детской речи - это в то же время работа над формированием мышления ребенка и расширением его кругозора.

Требования программы  дошкольных образовательных учреждений в части обучения диалогической  речи в основном сводятся к тому, чтобы научить детей пользоваться такими необходимыми формами устной речи, как вопрос, ответ, краткое  сообщение, развернутый рассказ.

Эти требования осуществляются главным образом на занятиях. В  то же время для развития диалогической  речи наряду с занятиями большое  значение имеет речевое общение  детей друг с другом и с воспитателем в повседневной жизни.

Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог с взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых. Смелее и охотнее вступают в общение с окружающими те дети, которые с раннего возраста воспитывались в детском учреждении (ясли, сад).

Этому способствуют встречи  и разговоры воспитателя с  детьми до перевода их во вторую младшую  группу. Однако и в этом случае воспитателю  следует продолжать развивать и  упорядочивать речевую активность детей.

Информация о работе Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста