Работа с родителями глухих и слабослышащих детей в дошкольных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 05:39, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время проблемы взаимодействия специального дошкольного учреждения с семьями, имеющими детей с нарушениями слуха, актуализируются. Это связано с тем, что у родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, присутствует пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с ДОУ. В то же время, взаимодействие семьи и специального учреждения, преодоления инфантилизма сторон играет важную роль в развитии глухих и слабослышащих детей. Именно по этому необходимо повысить степень инициативы в плане сотрудничества семьи с дошкольным учреждением и готовности специалистов и родителей к полноценному взаимодействию.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка с нарушениями слуха…………………………………………………………………………….….5
1.1. Семья – первичная ячейка общества …………………………………….5
1.2. Внутрисемейные проблемы………………………………………………...10
1.3. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье………………………....13
1.3.1. Ранний возраст…………………………………………………………..14
1.3.2. Дошкольный возраст……………………………………………………17
1.4. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха …..…………22
1.4.1. Образовательные дошкольные учреждения…………………………..22
1.4..2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях………………...26
Глава 2. Взаимосвязь детского сада и родителей……………………………...28
2.1. Задачи работы с родителями……………………………………………….28
2.2. Формы работы с родителями……………………………………………….31
Заключение ………………………………………………………………………35 Список литературы……………………………………………………………....36
Приложение………………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая сурдо.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

(фамилия, и., о.)

Отец           _________________________________________________________________________

(фамилия, и., о.)

Брат(сестра)_________________________________________________________________

Другие члены семьи__________________________________________________________________

Структура семьи — полная, неполная, одинокая мать, опекунство, сиротство

(нужное подчерк­нуть).

1.1. 2 Семейно-бытовые условия:

Квартира отдельная, коммунальная, общежитие,________________________________________

У ребенка есть специально отведенное место для:

игр____________________________________________________Да__________нет______________

сна           ______________________________________________Да__________нет______________

приготовления уроков__________________________________да__________нет_______________

Психологический климат в семье, взаимоотношения между:

отцом и матерью (супругами)_________________________________________________________

отцом и ребенком___________________________________________________________________

матерью и ребенком_________________________________________________________________

детьми______________________________________________________________________________

другими членами семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета-вопросник для родителей

 

1.      вздрагивает ли Ваш ребёнок от громких звуков в первые 2 – 3 недели жизни ?

2.      Появляется ли замирание ребёнка на голос в возрасте 2 – 3 недель?

3.      Поворачивается ли ребенок в возрасте 1 месяца на звук голоса позади него?

4.      Оживляется ли ребёнок в возрасте 1 – 3 месяцев на голос матери?

5.      Поворачивает ли ребёнок голову в возрасте 4 месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?

6.      реагирует ли в возрасте 1.5 месяцев криком  или  широким  открытием глаз на резкие звуки?

7.      есть ли гуление у ребёнка в возрасте 2 - 4 месяцев?

8.      Переходит ли гуление в лепет у ребёнка в возрасте 4 – 5 месяцев?

9.      Замечаете ли Вы у ребёнка появление нового (эмоционального) лепета, например на появление родителей?

10. Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?

11. Замечаете ли Вы у ребёнка в возрасте 8 – 10 месяцев появление новых звуков, и каких?   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Приложение 2.

Тест – опросник родительского отношения к детям

(А.Л. Варга, В.В. Столина)

 

1.Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3.Я уважаю своего ребенка.

4.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6.Я испытываю к своему ребенку чувство расположения.

7.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8.Мой ребенок часто неприятен мне.

9.Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14.Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15.Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17.Мой ребенок впитывает все дурное, как губка.

18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21.Я принимаю участие в своем ребенке.

22.К моему ребенку «липнет» все дурное.

23.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25.Я жалею своего ребенка.

26.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравиться и кажется необходимым.

31.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по – своему прав.

36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37.Я всегда считаюсь с ребенком.

38.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39.Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.

40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41.Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложиться.

42.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.Я разделяю увлечения своего ребенка.

44.Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45.Я понимаю огорчения своего ребенка.

46.Мой ребенок часто раздражает меня.

47.Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.Я не доверяю своему ребенку.

50.За строгое воспитание дети потом благодарят.

51.Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53.Я разделяю интересы своего ребенка.

54.Мой ребенок не в состоянии сделать что–либо самостоятельно, а если и делает, то обязательно не так.

55.Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56.Мой ребенок нравиться мне таким, какой он есть.

57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58.Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60.Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61.Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Для оценки результатов опросника используются 5 шкал.

1.«Принятие–отвержение»: шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку;

2.«Кооперация»: социально – желательный образ родительского отношения;

3.«Симбиоз»: шкала отражает межличностную дистанцию общении с ребенком;

4.«Авторитарная гиперсоциализация»: отражает форму и направление контроля за поведением ребенка;

5.«маленький неудачник»: отражает особенности восприятия и понимания ребенком родителем.

 

Бланк для регистрации ответов родителей

1

11

21

31

41

51

2

12

22

32

42

52

3

13

23

33

43

53

4

14

24

34

44

54

5

15

25

35

45

55

6

16

26

36

46

56

7

17

27

37

47

57

8

18

28

38

48

58

9

19

29

39

49

59

10

20

30

40

50

60

 

Ваши фамилии, имя, отчество_________________________________________

Фамилия и имя вашего ребенка_______________________________________

Возраст вашего ребенка______________________________________________

Кто заполнял: отец, мать или воспитатель (подчеркнуть)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Методика «незаконченные предложения».

Ф.И.О………………………………………………………………………………..

1.Здоровье моего ребенка было бы хорошим, если бы…………………………..

2.Он заболел, потому что…………………………………………………………..

3.Когда я думаю о его болезни…………………………………………………….

4.Чтобы лечиться, нам нужно……………………………………………………..

5.Я хочу, чтобы когда – нибудь…………………………………………………...

6.Кога стало известно о болезни моего ребенка, моя семья……………………..

7.Когда мой ребенок винит врачей………………………………………………..

8.Его здоровье зависит, прежде всего, от…………………………………………

9.Самое неприятное в его болезни………………………………………………...

10.Я думаю, что лечение его болезни……………………………………………..

11.Будущее кажется мне…………………………………………………………...

12.Мои близкие думают, что я…………………………………………………….

13.Я хотел бы, чтобы врачи………………………………………………………..

14.Другим я посоветовал бы……………………………………………………….

15.С такой болезнью, как у моего ребенка……………………………………….

16.Если бы все знали как я боюсь…………………………………………………

17.Чаще всего мне становится легче от…………………………………………...

18.Все ждут, что я…………………………………………………………………..

19.Когда мы с ребенком приходим к врачу………………………………………

20.Если бы мой ребенок был здоров………………………………………………

21.среди многих других болезней, болезнь моего ребенка……………………...

22.С болезнью моего ребенка у меня связанно чувство…………………………

23.Если бы лечение………………………………………………………………...

24.Я верю, что в будущем………………………………………………………….

25.В моей семье…………………………………………………………………….

26.Когда я впервые узнал(а) о болезни ребенка………………………………….

 

    Приложение 4.

 

Мой ребёнок и его индивидуальные особенности.

 

Уважаемые родители!

   Напишите, пожалуйста, небольшое письмо о своем ребёнке, используя наши вопросы-подсказки! Ваши ответы помогут воспитателям и специалистам быстрее и лучше установить контакт с вашим ребёнком, лучше понять его личность. Заранее благодарим за сотрудничество!

 

1.      Каков Ваш ребёнок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?

2.      Общительный он или нет? Как это проявляется?

3.      Какое у него любимое занятие?

4.      Есть ли у вашего ребёнка, какие – либо способности?

5.      Каково обычное состояние Вашего ребёнка и его настроение?

6.      Часто ли плачет Ваш ребёнок?

7.      Как засыпает? Как спит?

8.      Быстро ли он устаёт? Если да, то, как вы думаете,  почему?

9.      Как он реагирует на неудачи?

10. Как реагирует на замечания, наказания?

11. Как у ребёнка проявляется самостоятельность (любит делать всё самостоятельно, даже если не умеет; не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы всё делали другие)?

12. Каковы отношения со сверстниками (умеет организовать детей; выполняет только ведущие роли; подчиняется другим детям)?

13. О каких ещё особенностях своего ребёнка Вы хотите нам поведать?

 

 

 

Приложение 5.

Дидактические игры, для родителей воспитывающих детей с нарушением слуха.

Под  редакцией Л.А. Головчиц.

 

Развитие мелкой моторики

 

 

Лови шарик

 

 

Цели: развивать моторику пальцев рук, развивать интерес к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого.

Оборудование: желобок, шарик,

Речевой материал: шар, лови, кати, поймал, не поймал, упал, молодец.

Ход игры

Педагог (родитель) кладёт шарик на желобок, говорит: «будем играть! Смотри», - пускает шарик по желобку и обращается к ребёнку: «лови» . Если у  ребёнка не получается поймать шарик, педагог показывает как это надо делать. После  нескольких повторов ловли шарика ребёнком педагог даёт ему шарик и предлагает: «Кати!» Ребёнок должен, подражая ранее виденным движениям педагога, прокатить шарик по желобку, а педагог должен его поймать шарик у другого конца  желобка. Если у ребёнка не получается прокатить шарик, педагог показывает, как это нужно делать, после чего  ребёнок вновь пробует  самостоятельно осуществить прокат шарика по желобку.

 

 

Восприятие величины

Три медведя

Цель:   учить выделять величину предмета, соотносить предметы по величине.

Информация о работе Работа с родителями глухих и слабослышащих детей в дошкольных учреждениях