Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 05:39, курсовая работа
В настоящее время проблемы взаимодействия специального дошкольного учреждения с семьями, имеющими детей с нарушениями слуха, актуализируются. Это связано с тем, что у родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, присутствует пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с ДОУ. В то же время, взаимодействие семьи и специального учреждения, преодоления инфантилизма сторон играет важную роль в развитии глухих и слабослышащих детей. Именно по этому необходимо повысить степень инициативы в плане сотрудничества семьи с дошкольным учреждением и готовности специалистов и родителей к полноценному взаимодействию.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка с нарушениями слуха…………………………………………………………………………….….5
1.1. Семья – первичная ячейка общества …………………………………….5
1.2. Внутрисемейные проблемы………………………………………………...10
1.3. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье………………………....13
1.3.1. Ранний возраст…………………………………………………………..14
1.3.2. Дошкольный возраст……………………………………………………17
1.4. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха …..…………22
1.4.1. Образовательные дошкольные учреждения…………………………..22
1.4..2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях………………...26
Глава 2. Взаимосвязь детского сада и родителей……………………………...28
2.1. Задачи работы с родителями……………………………………………….28
2.2. Формы работы с родителями……………………………………………….31
Заключение ………………………………………………………………………35 Список литературы……………………………………………………………....36
Приложение………………………………………………………………………37
Глава 2. Взаимосвязь детского сада и родителей
2.1.Задачи работы с родителями
В связи с рождением ребёнка с нарушением слуха у родителей меняется взгляд на мир, меняется отношение к самим себе, к своему ребёнку, к другим людям и к жизни вообще.
По данным О.О. Песковой [18;172], для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития неслышащего ребёнка нужна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Специалистам нужно постараться снизить эмоциональный дискомфорт у родителей в связи с болезнью ребёнка, повысить самооценку, сформировать адекватные представления о потенциальных возможностях ребёнка, оптимизировать их семейный педагогический потенциал.
Успех в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении в значительной мере зависит от объединения усилий педагогов и родителей, от того, как родители понимают задачи работы с ребёнком и могут участвовать в их решении.
Работа с родителями – важная сторона деятельности администрации и педагогов дошкольного учреждения. В проведении такой работы необходимо проявить не только профессиональную грамотность, но и деликатность, такт и сочувствие, а также последовательность и настойчивость. Безусловно, работа с родителями варьируется в зависимости от типа дошкольного учреждения, в котором находится ребёнок, и возможностей общения с ними. Работа с родителями в условиях ежедневного посещения детского сада будет несколько отличаться от условий пятидневного пребывания детей, тем более от условий работы с родителями в интернатных учреждениях, где родители берут ребёнка домой только в праздничные дни, на время летних каникул. Желание родителей систематически заниматься воспитанием ребёнка, участвовать в его обучении зависит в значительной мере от того, насколько педагоги смогут установить с родителями контакты личного и делового порядка, увлечь своим примером работы по различным направлениям.
В работе с родителями можно условно выделить следующие задачи:
- формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребёнком с нарушенным слухом;
- осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреждения работу по всестороннему развитию детей;
- распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, знакомить с приёмами и методами коррекционной работы;
- изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.
Одним из условий решения этих задач является знакомство с составом семьи каждого ребёнка, характером воспитания ребёнка. Информация о семьях детей должна быть многоплановой. Как правило, она накапливается и пополняется в течение всех лет пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. В процессе знакомства с условиями воспитания в семье ребёнка-дошкольника с нарушенным слухом педагогам необходимо иметь информацию по следующим вопросам:
- состав семьи, род занятий взрослых, материальное обеспечение, санитарно-гигиенические условия, наличие в семье других детей с нарушениями слуха;
- отношения в семье, уровень общей культуры родителей, отношение родителей к детям, в том числе к ребёнку с нарушенным слухом, привязанность ребёнка к членам семьи;
- поведение и занятия ребёнка дома, любимые занятия, игрушки, формы общения с ребёнком в семье, отношение к ребёнку со сниженным слухом, предъявления к его поведению и деятельности требований со стороны членов семьи, выполнение режима дня, участие ребёнка в домашнем труде;
- отношение родителей к проведению общеразвивающей и специальной работы, консультирование у специалистов, раннее слухопротезирование ребёнка, организация занятий в семье, участие членов семьи в проведении работы с ребёнком, оценка своих педагогических возможностей, оценка эффективности работы с ребёнком, вера в его возможности;
- характер трудностей, испытываемых родителями в воспитании ребёнка;
- знания родителей о содержании воспитания и обучения ребёнка в дошкольном учреждении, методах работы по различным направлениям, желание и заинтересованность родителей в участии в совместной с педагогами коррекционно-развивающей работе[22;6].
Полученная педагогами информация при поступлении ребёнка в группу и дополняемая по мере знакомства с родителями является основанием для построения модели работы, выбора форм и методов взаимодействия. Как правило, состав родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, очень разнообразен как по социальной характеристике, общекультурному уровню, так и по отношению к ребёнку, оценки его возможностей. Поэтому, безусловно, педагоги должны определить стиль общения с родителями, формы общей работы. Со стороны педагогов важно не формальное осуществление плана работы с родителями, а участие в жизни ребёнка и его семьи. Желание родителей участвовать в общей работе часто объясняется не жестокостью предъявляемых им требований, а увлечённостью сурдопедагога и воспитателей своей работой, любовью к воспитанникам, желанием добиться максимально возможного результата в развитии детей. Конкретная демонстрация развития некоторых дошкольников в результате обучения в детском саду, возможности их речевого общения со своими сверстниками, а также с незнакомыми людьми нередко производят значительно большое впечатление на родителей, чем лекции и рекомендации.
2.2. Работа с родителями
Вся работа 311 дошкольного учреждения и родителей состоит из трёх этапов:
I этап (пропедевтический) 2 месяца. На этом этапе осуществляется знакомство с родителями, заполнение социального паспорта семьи, анкет и т.д.[см. приложение 1.].
Целью II этапа (обучающего), является оптимизация семейных взаимоотношений, подбор методической литературы по проблемам их ребёнка [см. приложение 6], знакомство с некоторыми нормативными документами.
III этап (контрольный). При условии успешного взаимодействия педагогов ДОУ с родителями и соблюдение преемственности в их работе, формируется, диада « родитель – ребёнок», при этом часть коррекционно-воспитательного воздействия родители успешно выполняют дома.
Формы работы
Индивидуальные формы работы с родителями имеют важнейшее значение для установления взаимопонимания с ними, лучшего понимания педагогами особенностей развития ребёнка с нарушенным слухом. К таким формам относятся беседы с родителями, консультации, посещение педагогами семьи, посещение родителями занятий в детском саду, подготовка заданий и рекомендаций для детей на выходные и праздничные дни, переписка с родителями иногородних детей. Беседы с родителями и другими членами семьи можно проводить утром или вечером, если дети посещают детский сад ежедневно; в понедельник и в пятницу, если ребёнок находится в дошкольном учреждении в течение пяти дней; во время приездов иногородних родителей. Особенно нуждаются в индивидуальном общении родители, дети которых только поступили в детский сад. Такое общение требует выделения специального отрезка времени, потому что поспешность и торопливость в общении с родителями не могут вызвать родителей на откровенный разговор, не дают возможности получить полные ответы на возникающие вопросы. От педагогов требуется не только профессиональные советы, но и такт, сочувствие к родителям, многие из которых очень тяжело переживают нарушение слуха у ребёнка[7;98].
Важным событием для ребёнка и его семьи могут стать посещения сурдопедагогом или воспитателем их дома.
В работе дошкольных учреждений помимо индивидуальных работ с родителями используются и коллективные формы. К ним относятся проведение общих и групповых родительских собраний, лекториев, тематических собраний, организация «круглых столов», конференций для родителей, семинаров по обмену опытом работы с детьми, и т. д.
Родительские собрания являются одной из распространенных форм работы с родителями. Собрания могут быть общими для всех родителей детского сада или групповыми. Общие собрания проводят 2 – 3 раза в год, групповые – один раз в квартал. На общих занятиях родителей знакомят с содержанием работы детского сада, определяют линии взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей, заслушиваются отчёты администрации о деятельности в течение определённого периода времени, отчёты родительского комитета. На родительских собраниях заслушиваются доклады по тематике, интересной всем родителям. Например, «Роль игры в воспитании детей с нарушениями слуха», «Наследственность и слух» и д.р. А на групповых родительских собраниях обсуждаются вопросы, актуальные для родителей детей данной группы.
Для родителей, не имеющих возможности посещать данные мероприятия, т.е. для родителей имеющих нарушение слуха, индивидуально составляются папки, в которых содержится информация как общих собраний – доклады, так и индивидуальная работа для конкретной семьи.
Тематикой «круглых столов» часто являются конкретные проблемы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями слуха: вопросы слухопротезирования, правильное использование звукоусиливающей аппаратуры, взаимосвязь различных форм речи в обучении языку, работа по развитию слухового восприятия в семье, контроль за произношением детей в семье и др.
Консультации для родителей. При проведении общих или групповых тематических консультаций родители заранее могут оставить вопросы в письменной форме. По мере накопления их по одной тематике формируется содержание групповых консультаций. На общих консультациях обсуждаются интересующие родителей проблемы охраны здоровья детей, лечение заболеваний органов слуха, проблемы подбора и правильного использования слуховых аппаратов и многое другое[24]. Тематикой консультаций могут быть такие вопросы, как «Работа по развитию речи в семье», «Использование письменной формы речи», «Ознакомление детей с природой». Формы работы для родителей имеющих нарушение слуха и для родителей, не имеющих нарушений разнообразны – как в виде докладов сурдопедагогов, воспитателей, так и в вопросно-ответной форме.
Важнейшей задачей сотрудников 311 детского сада является создание единого коллектива в лице детей, педагогов и родителей. Формирование доверия, общего участия в судьбе ребёнка лучше всего обеспечивается в организации таких неформальных событий, как проведение общих праздников в детском саду, организация выставок детских работ, совместных экскурсий и поездок.
Одной из формы работы с родителями является использование различных наглядных материалов: выставки детских работ, оформление информационных стендов [см. приложение 5-6].
Полезной и интересной формой работы с родителями является проведение утренников, праздников в детском саду, к участию в которых приглашаются родители. Важно, что родители видят своих детей в праздничной обстановке, могут оценить результаты работы по музыкальному воспитанию, развитию речи, получают положительные впечатления. Помимо участия в праздниках родителей привлекают к организации экскурсий, фото- и видеосъемок детей.
В уголках для родителей содержится полезная информация для родителей, чаще это статьи из журналов [см. приложение 7].
В проведении работы с родителями важны последовательность, систематичность, учёт их реальных возможностей. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат.
36
Заключение
Таким образом, работа ДОУ с родителями зависит от наличия дефекта у родителей, который в свою очередь влияет как положительно, так и отрицательно на развитие и воспитание ребёнка с нарушением слуха в семье.
Родители, имеющие нарушение слуха и общающиеся дома на жестовой речи не всегда выполняют домашнее задание. Например, закрепление поставленного звука в разговорной речи. Но зато они лучше и быстрее могут научить ребёнка дактильной и жестовой речи. Родители, не имеющие нарушение слуха, зная о проблемах своего ребёнка, не всегда обращаются за помощью к специалистам во время. А чаще предпочитают не обращать внимания на проблему, или полностью взваливают все обязанности на работников ДОУ.
Список литературы.
1. Аейникова С.А.
2. Богданова Сурдопсихология. – М.,2002.
3. Богданова Т. Г. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений
на развитие личности глухих младших школьников.// Дефектология. -
1998. -№ 3.
4. Боровлёва Р.А.
приложение
Приложение 1
1.1 СЕМЕЙНЫЙ АНАМНЕЗ (паспортные данные, образовательный уровень, профессия, наследственные заболевания: нервно-психические и эндокринные аномалии психического развития: вредные привычки и признаки социальной дезадаптации)
1.1.1 Состав семьи:
Мать__________________________
Информация о работе Работа с родителями глухих и слабослышащих детей в дошкольных учреждениях