Работа с родителями глухих и слабослышащих детей в дошкольных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 05:39, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время проблемы взаимодействия специального дошкольного учреждения с семьями, имеющими детей с нарушениями слуха, актуализируются. Это связано с тем, что у родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, присутствует пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с ДОУ. В то же время, взаимодействие семьи и специального учреждения, преодоления инфантилизма сторон играет важную роль в развитии глухих и слабослышащих детей. Именно по этому необходимо повысить степень инициативы в плане сотрудничества семьи с дошкольным учреждением и готовности специалистов и родителей к полноценному взаимодействию.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка с нарушениями слуха…………………………………………………………………………….….5
1.1. Семья – первичная ячейка общества …………………………………….5
1.2. Внутрисемейные проблемы………………………………………………...10
1.3. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье………………………....13
1.3.1. Ранний возраст…………………………………………………………..14
1.3.2. Дошкольный возраст……………………………………………………17
1.4. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха …..…………22
1.4.1. Образовательные дошкольные учреждения…………………………..22
1.4..2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях………………...26
Глава 2. Взаимосвязь детского сада и родителей……………………………...28
2.1. Задачи работы с родителями……………………………………………….28
2.2. Формы работы с родителями……………………………………………….31
Заключение ………………………………………………………………………35 Список литературы……………………………………………………………....36
Приложение………………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая сурдо.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

  По мнению Е. В. Любезновой[14;56], чтобы иметь возможность объективно рассматривать проблемы семей с детьми, имеющими ограниченные возможности, недостаточно учитывать только лишь внутрисемейные факторы и внутрисемейные возможности.

   Говоря о семейных взаимоотношениях, специалисты внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы:

- супружеская (муж, жена);

- родительская (родитель, ребёнок);

- сибсовая (брат, сестра);

- расширенная семейная (взаимодействия с друзьями, профессионалами и др.).

   Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья нарушает все четыре подсистемы. Причём нарушение хотя бы одной подсистемы вызывает изменения во всех остальных.

   Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в семье. То, как происходит это взаимодействие, определяет сплочённость и адаптивность.

   Сплочённость обычно описывается с помощью двух полярных состояний: переплетённости и разобщённости.

Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами, являются сильно переплетёнными и обычно характеризуются гиперопекой и гипервовлечённостью членов семьи в жизнь друг друга.

   Такая семья, имеющая ребёнка–инвалида, испытывают сильный страх перед самостоятельными действиями ребёнка, что мешает развитию у него способности действовать и жить независимо.

   Специалистам, работающим с детьми, имеющими нарушения в развитии, важно знать и помнить, что возложение на родителей обязанностей и функций, с которыми они не в силах справиться, порой создаёт для семьи дополнительный стресс и проблемы.

   Гармоничное развитие ребёнка во многом зависит от стиля воспитания, которого придерживаются родители.  К сожалению, родители не всегда находят правильный стиль взаимодействия со своим ребёнком. В семьях, где кроме ребёнка с нарушенным слухом есть и другие, обычные дети, у родителей возникают особые трудности. Им приходится использовать различные стратегии воспитания и поведения по отношению к здоровым детям и больному ребёнку. По данным Е. В. Любезновой [14;56], что отношения обычного ребёнка к своему брату или сестре, имеющим нарушение слуха, в огромной степени зависит от установки родителей. Если их поведение разумно и ясно, то именно в здоровых детях они найдут помощников.

  Если ребёнок с нарушенным слухом единственный в семье, то и в этом случае возникают проблемы.

   Существуют два основных типа отношений родителей к ребёнку с нарушениями развития: максимальная самоотдача и отстранённость.

   Семье необходима комплексная помощь, которая должна осуществляться в нескольких направлениях:

- создание родительских клубов;

- информационное обеспечение;

- помощь в поиске духовной поддержки;

- помощь в поиске адекватных способов преодоления трудностей, своих скрытых ресурсов;

- дифференцированная психолого–педагогическая поддержка (наиболее актуальным в такой поддержке является следующее – научить родителей воспринимать собственного ребёнка с ограниченными возможностями как человека со скрытыми возможностями).

   Прогнозировать наиболее оптимальную и эффективную жизненную позицию ребёнка с нарушенным слухом можно в том случае, когда в семье существует единая система ценностей, общие цели, желание максимально проявить и реализовать собственные возможности, помочь в этом своим близким, когда члены семьи уважительно относятся друг к другу. Именно в этом случае семья будет необходимой развивающей средой для ребёнка с нарушенным слухом, что поможет избежать многих внутрисемейных проблем.



36

 

 

1.3 Воспитание детей с нарушениями слуха в семье

 

   По данным Б.Д.Корсунской [12;25], роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося.

   В каждой семье есть определённые нормы поведения, соблюдение которых обеспечивает согласие, дружбу, спокойную жизнь, а это первое и, пожалуй, главное условие правильного воспитания.

   По данным Т.Г. Богдановой и Н.В.Мазуровой [3;40], для формирования гармоничной личности, для развития у ребёнка адекватной самооценки, необходимой для  установления  правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребёнком должен постоянно находится близкий, любящий и понимающий его взрослый человек. Э Эриксон считает тесный контакт с матерью в младенчестве фундаментальной основой развития самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в то же время тёплого, доверительного отношения к другим. В этот период ребёнок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру.

   По данным Исениной Е.И. [10;36], в зависимости от формы и степени привязанности к родителям в раннем детстве у детей в более старшем возрасте – в два – три года и в шесть лет – формируются определённые черты характера. Дети с прочной привязанностью более склонны к спокойным играм, более самостоятельны, любознательны и настойчивы  в решении проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.1. Ранний возраст

 

   По данным Е.П. Микшиной [15;156], в настоящее время  выявление нарушения слуха стало возможным на первом году жизни. Учитывая, что родители детей младенческого и раннего возраста предпочитают воспитывать и развивать своих малышей в домашних условиях, возрастает их роль в осуществлении абиллитационной и коррекционной работы.

   Проблемы организации и содержания работы с плохослышащими детьми младенческого возраста рассматриваются в работах Н.А. Рау; Б.Д. Корсунской; Н.Д. Шматко и Т.В.Пелымской и др.  В их исследованиях можно выделить ряд важных рекомендаций, знакомство родителей с которыми имеет принципиальное значение для организации работы с детьми младенческого или раннего возраста.

   Специалисты акцентируют внимание на необходимости контроля за слухом малыша со стороны родителей в тех семьях, где есть факторы риска, связанные с возникновением нарушения слуха, например: наличие неслышащих детей или членов семьи; перенесением ребёнком заболеваний, которые могут обусловить снижение слуха; использование ототоксических антибиотиков. Этот контроль предполагает внимательное отношение к реакциям ребёнка на звуки уже в первые месяцы жизни, фиксацию внимания на речевых реакциях, гулении, характере лепета. В случаях подозрений на снижение слуха  у малыша необходимо обращение к врачу-сурдологу.

   Родителям детей с нарушениями слуха необходимо объяснить значимость раннего начала коррекционной работы. Важно подчеркнуть, что без ранней коррекции глухие и слабослышащие дети до двух – трёх лет оказываются неговорящими. Их общее развитие значительно страдает в результате отсутствия общения с окружающими, нарушение возможностей воспринимать звуки окружающего мира. Родителей необходимо ознакомить с закономерностями общего и речевого развития детей раннего возраста, подчеркнуть, что для развития и слышащего, и неслышащего ребёнка первый – второй годы жизни имеют большое значение, так как в этот период складываются важные формы общения, стимулирующие познания предметного мира, понимание речи, формирование её ритмико-интонационной и звуковой стороны.

   По данным Л.А. Головчиц [7;82], в некоторых случаях родители или врачи замечают снижение слуха у ребёнка  на первом году жизни. Однако в большинстве случаев тяжёлые нарушения слуха выявляются после года. Чем раньше начата общеразвивающая и коррекционная работа, тем лучше будут её результаты.

   Специально подчёркивается необходимость постоянного речевого общения с ребёнком в семье. Общение на ранних стадиях развития, т.е. в младенческом и раннем возрасте, является определяющим фактором развития ребёнка, потому что оно  служит средством формирования предметной, а позднее игровой деятельности, стимулом овладения различными видами движений, условием развития  понимания и использования речи. Научиться общаться слышащим родителям с неслышащим ребёнком не всегда просто. [;76]

  Как отмечает Б.Д. Корсунская[12 ; 125], В общении с неслышащим ребёнком следует учитывать некоторые специальные моменты. Малыш всегда должен хорошо видеть лицо взрослого, нужно привлекать его внимание к движениям губ. В процессе общения с ребёнком дома, на улице надо привлекать его внимание к звучащим предметам, повторять звукоподражания, называть звучащие объекты (ложка упала: бах; собачка лает: ав–ав – ав ). При попытках ребёнка воспроизвести слова или звуки взрослый поддерживает их, повторяет, одобряет действие ребёнка, радуется вместе с ним.

   Занятия с ребёнком раннего возраста обязательно должны включать упражнения по развитию движений, действия с предметами игрушками, игры и упражнения по развитию восприятия (зрительного, тактильно-двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами и явлениями, рисование, лепку, конструирование. Целесообразно с первого года жизни вести и систематическую работу по музыкальному восприятию ребёнка с нарушенным слухом. Работа по общему развитию ребёнка, с одной стороны, стимулирует познавательное развитие, способствует развитию детских видов деятельности, что само по себе имеет важное значение для развития общения и формирования предпосылок речевого развития.

   Развитие речи детей с нарушениями слуха на втором – третьем годах жизни при условии, что работа была начата на первом году, имеет более высокие темпы. Правильное организованное общение с ребёнком в процессе предметной деятельности или игры является стимулом к пониманию речи взрослого и формирования собственной речи ребёнка. Этот период очень сензитивен для развития речи как слышащего,  так и ребёнка с нарушенным слухом. И хотя часто у глухих детей результаты в виде активной речи ребёнка на этом этапе не видны, что огорчает родителей, этот период имеет большое значение для развития речи неслышащего ребёнка.

   По данным Л.А. Головчиц [8;87], более систематическая работа начинается на втором году жизни ребёнка. Его учат различать лепетные и полные слова, обозначающие знакомые предметы. Параллельно дети знакомятся  с музыкальными игрушками, учатся различать их звучание.

   Одновременно со специальными занятиями по развитию слухового восприятия детей учат реагировать и понимать значение различных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта. Развитию слухового восприятия способствует прослушивание аудиозаписей с исполнением детских песенок, музыкальных пьес. Взрослый вместе с ребёнком двигается в такт музыке, побуждает его самого выполнять танцевальные движения.

 

 

 

1.3.2. Дошкольный возраст

 

   «Дошкольное воспитание глухонемого ребёнка является прочной базой живой устной речи и единственным способом приобщения глухонемого к обществу слышащих. Только через дошкольное воспитание к живому устному слову, только через устное слово в среду слышащих», Н.А.Рау[6;107].

   С детьми дошкольного возраста, воспитывающимися в семье, продолжается работа, начатая ещё в раннем возрасте. В дошкольный период обучения родители должны трезво оценивать достижения в развитии ребёнка. Переоценка родителями успехов в обучении ребёнка может тяжёлые последствия в виде педагогической запущенности, отставания в развитии от сверстников, воспитывающихся в детском саду. Если деятельность родителей по воспитанию и обучению детей оказывается малоуспешной, целесообразно начать обучение в специальном детском саду или группе. Родители должны систематически консультироваться у сурдопедагога, который контролирует развитие ребёнка и результаты обучения, может выявить сложные для родителей направления работы, дать конкретные советы по продолжению коррекционно-педагогической работы с ребёнком.

   Родителям, чьи дети воспитываются и обучаются дома,  важно поддерживать контакты с семьями, в которых есть глухие и слабослышащие дошкольники.

   Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками, имеющими нарушенный слух, в семье остаются  те же, что предъявляются и к работе с детьми раннего возраста. Однако содержание работы расширяется и углубляется по различным направлениям.[13;13].

 

 

 

 

   Организация работы с детьми дошкольного возраста в семье.

 

Воспитание и обучение их происходит в течение всего дня: в процессе режимных моментов (гигиенических процедур, еды, прогулок), игр, свободной деятельности. В работах различных специалистов подчёркивается необходимость работы по всестороннему развитию ребёнка[19;51].

   Физическое воспитание в семье рассматривается как одно из важнейших направлений развития ребёнка. Обучение основным движениям, выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, развитие пространственной ориентировки и координации движений, формирование правильной осанки – таково содержание  работы по физическому воспитанию в семье.

   В семье должно и проводиться и трудовое воспитание. На различных этапах дошкольного периода она включает в себя воспитание гигиенических навыков и поведение в быту; хозяйственно – бытовой труд, направленный на выполнение некоторых обязанностей в семье; расширение представлений о труде взрослых; труд в природе, ручной труд, в процессе которого дети учатся изготовлять поделки из бумаги, картона, природного материала.

   Ознакомление с окружающим миром позволяет сформировать представления об окружающих ребёнка предметах, их свойствах и назначении; явления живой природы (растениях, животных), временные представления. Важнейшее значение следует придавать наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, занятиям; обучение ориентированию в окружающей обстановке; усвоению норм поведения. Ознакомление с окружающим миром является основой для формирования речи: усвоение значений слов, обозначающих предметы, свойства, действия; понимания фраз с этими словами; самостоятельного использования вопросов, побуждений, ответов на вопросы, сообщений в общении со взрослыми и детьми.

   Познавательная развитие ребёнка также связано с проведением игр и упражнений по развитию зрительного восприятия ( зрительное внимание, запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия цвета,  формы, величины, пространственных отношений), развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления, развитию воображения.

   Формирование элементарных математических представлений дошкольников: дети в семье, как и в детском саду, должны уметь считать в пределах двадцати; освоить прямой и обратный счёт, счёт группами; знать состав числа в пределах десяти; понимать и решать простые задачи. Математические знания ребёнка используются в различных бытовых ситуациях, в играх, в связи с познаванием окружающего мира, когда возникает потребность использовать различное количество предметов, убирать часть их, добавлять, распределять между участниками.

Информация о работе Работа с родителями глухих и слабослышащих детей в дошкольных учреждениях