Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 05:39, курсовая работа
В настоящее время проблемы взаимодействия специального дошкольного учреждения с семьями, имеющими детей с нарушениями слуха, актуализируются. Это связано с тем, что у родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, присутствует пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с ДОУ. В то же время, взаимодействие семьи и специального учреждения, преодоления инфантилизма сторон играет важную роль в развитии глухих и слабослышащих детей. Именно по этому необходимо повысить степень инициативы в плане сотрудничества семьи с дошкольным учреждением и готовности специалистов и родителей к полноценному взаимодействию.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка с нарушениями слуха…………………………………………………………………………….….5
1.1. Семья – первичная ячейка общества …………………………………….5
1.2. Внутрисемейные проблемы………………………………………………...10
1.3. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье………………………....13
1.3.1. Ранний возраст…………………………………………………………..14
1.3.2. Дошкольный возраст……………………………………………………17
1.4. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха …..…………22
1.4.1. Образовательные дошкольные учреждения…………………………..22
1.4..2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях………………...26
Глава 2. Взаимосвязь детского сада и родителей……………………………...28
2.1. Задачи работы с родителями……………………………………………….28
2.2. Формы работы с родителями……………………………………………….31
Заключение ………………………………………………………………………35 Список литературы……………………………………………………………....36
Приложение………………………………………………………………………37
Игровая деятельность ребёнка направлена на формирование сюжетно-ролевой игры, участие ребёнка в ней на раду с другими детьми, изготовление атрибутов и элементов костюмов. Важно учить детей передавать в играх свои впечатления, отражать отношения между людьми и взрослыми, использовать предметы-заместители, воображаемые ситуации и др.
Развитие изобразительной деятельности дошкольников в семье связано с продолжением обучения рисованию, лепки, аппликации, которое было начато на предыдущих этапах развития ребёнка. Обучение рисованию направленно на умение передавать в рисунке свои впечатления; уметь обследовать предметы сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; отражать свойства предметов; умение радоваться рисункам и лепным поделкам. Развитие изобразительной деятельности тесно связанно с расширением словаря и использованием фразеологии – этот вид деятельности может быть связан с обучению рассказыванию.
Все виды деятельности ребёнка носят развивающий характер и являются основой для формирования речи: накопления словаря, понимания и развития самостоятельной речи. Весь речевой материал используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за предметами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования.
Работа по речевому развитию глухих и слабослышащих детей в семье требует также и организации специальных занятий, где проводится плановая работа по развитию устной и письменной речи детей.
Обучение произношению строится на основе развивающегося слухо-зрительного восприятия ребёнка при систематическом использовании фонетической ритмики[12;34].
Обучение чтению. В работе с дошкольниками в семье оно имеет большое значение. При обучении чтению используется методичка послогового чтения, которая подкрепляется работой с разрезной азбукой, собственным письмом ребёнка печатными буквами. Для формирования чтения первоначально в процессе разных видов деятельности, в быту, в играх широко используется таблички с написанными печатным шрифтом словами и фразами, которые вначале ребёнок воспринимал целостно, а постепенно , по мере овладения чтением, начинает прочитывать по слогам. Принципиально важно уточнять правильность понимания прочитанных слов и фраз.
Развитие речи ребёнка, овладение произносительной стороной речи тесно связанно с развитием речевого слуха, расширением представлений о звуках окружающего мира[13;50].
По данным Н.Д. Шматко[24;7], следует отметить, что занятия по вызыванию звуков должны быть организованны в форме игры, чтобы они побуждали у ребёнка известный интерес и активность, не утомляя его.
В дошкольный период продолжается поэтапное формирование слухового восприятия речи, начатое в ранний период развития ребёнка. Детей учат различать и опознавать знакомый (на слух) речевой материал, т.е.воспринимать его на слух, без наглядной основы.
Параллельно проводится работа по различению новых слов, словосочетаний, фраз, которые знакомы ребёнку в письменной и устной формах. В соответствии с последовательностью работы по развитию слухового восприятия детям постепенно начинают предъявляться на слух и новые слова, незнакомые по звучанию, а затем и совсем незнакомые по значению и по звучанию слова.
Работа по формированию речи, развитию слухового восприятия в семье включается во все звенья педагогической деятельности родителей и может быть связанна со всеми моментами жизнедеятельности ребёнка.
По Данным Е.П. Микшиной [15;159], с помощью бытовых и прочих домашних и уличных шумов и звуков можно достичь быстрых результатов по развитию слухового восприятия, т.к. эти звуки по своим акустическим характеристикам более доступны слуху ребёнка, чем речь. Дети быстрее начинают осознавать акустическую информацию как значимую, дифференцировать источники звучания. Появившиеся умения помогаю быстрее получить аналогичные реакции на речь. В результате маленький ребёнок с нарушенным слухом начинает слушать.
Условиями эффективности воспитания и обучения ребёнка с нарушенным слухом в семье является постоянная помощь и контроль за развитием ребёнка со стороны сурдопедагогов сурдокабинетов, групп кратковременного пребывания, Центров реабилитации слуха и речи, где консультируют родителей по вопросам воспитания детей в семье[16].
1.4. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха
1.4.1. Образовательные дошкольные учреждения
В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. С учётом состояния слуха и речи организуются дошкольные учреждения двух типов: для глухих и для слабослышащих детей. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в различных образовательных учреждениях:
1. Детский сад компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия достаточного числа глухих или слабослышащих детей. Группы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха комплектуются по решению психолого – медико– педагогической комиссии.
В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида принимают глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и обучения зависит от сроков поступления в детский сад (с двух или трёх лет) рассчитан на пять лет или на четыре года.
Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное и ночное время, а также круглосуточно, в выходные и праздничные дни. Предусматривается и свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения[17].
При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться имеющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников.
2. Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирующие – для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для слабослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из детей одного возраста или смежного. По данным Алейниковой С.А. и др.[1;24], большинство родителей детей с нарушенным слухом очень хотят, чтобы их дети постоянно общались со слышащими сверстниками.
3. Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возможно интегрированное обучение глухих, слабослышащих или позднооглохших дошкольников. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованны индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом-психологом.
4. дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей. Такие школы рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы) принимаются дети с двух – трёх летнего возраста в зависимости от имеющихся условий. В течение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или слабослышащих детей.
При организации и определения содержания воспитания и обучения глухих детей педагоги могут руководствоваться Программой воспитания и обучения в дошкольных группах при школах для глухих детей. Программа рассчитана на двухлетний срок коррекционно-воспитвтельной работы в дошкольных группах. Педагоги используют программы, рекомендованные детскими садами для глухих и слабослышащих детей, а также могут разрабатывать и выбирать вариативные и общеразвивающие программы.
5. образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа – детский сад» компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей. В структуре данного образовательного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или глухих детей. В образовательных учреждениях «начальная школа – детский сад» реализуются две образовательные программы: школьного образования и начального школьного образования и начального образования глухих или слабослышащих и позднооглохших детей.
Основными средствами обеспечения преемственности в коррекционной работе являются педагогические технологии непрерывного коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учётом особенностей психофизического развития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразвивающей и коррекционной работы: игры, занятия, свободная деятельность детей – в дошкольном учреждении уроки, внеурочные формы организации детей – в школе.
Обучение в условиях кратковременного пребывания рекомендуется для детей с нарушениями слуха младенческого и раннего возраста; для детей с лёгкой степенью тугоухости, воспитывающихся в общеразвивающих дошкольных учреждениях; для внезапно оглохших детей; для детей с комбинированными нарушениями, которые не могут посещать специальный детский сад, но нуждаются в коррекционной помощи; для детей, которым противопоказано посещение детского сада, а также для тех детей с нарушениями слуха, которые воспитываются дома и не посещают специальный детский сад [6]. Основная организационная форма работы – индивидуальные занятия и занятия малыми группами (по 2 – 3 ребёнка) при обязательном присутствии родителей. Занятия с учителем – дефектологом организуются, как правило, два раза в неделю, а при необходимости и по желанию родителей могут проводиться чаще или реже.
6.Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого-медико-
В таких центрах проводят диагностику нарушений слуха, медико -психолого- педагогическое изучение детей, оказывают медицинскую помощь, организуют индивидуальное слухопротезирование. В структуре данных учреждений, как правило, существует детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошкольников[17].
1.4.2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях
В основу комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста положено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995). При организации групп необходимо учитывать также критерии, в соответствии с которыми обеспечивается правильный подбор детей и учитываются индивидуальные особенности их развития[16].
1. Учёт состояния слуха и речи ребёнка при направлении его в группу специального детского сада. Организуются ясли и детские сады для глухих и для слабослышащих детей. В дошкольных учреждениях смешанного типа организуются самостоятельные группы как для глухих, так и для слабослышащих детей. Раздельное обучение глухих и слабослышащих детей обусловлено различным исходным уровнем слухо -речевого развития, темпами формирования речи, что реализуется в разных программах обучения для глухих и для слабослышащих детей, в основе которых лежат различные возможности использования слуха для формирования речи, применение различных методов обучения.
Позднооглохшие дети, не полностью утратившие речь, направляются в группы для слабослышащих детей.
В некоторых случаях в детские сады для слабослышащих детей по решению психолого – медико - педагогической комиссии направляют глухих детей с речью, сформированной в результате систематических занятий родителей с ребёнком в семье.
При комплектовании групп для слабослышащих детей большое значение имеет учёт уровня речевого развития. Желательно, чтобы в одни группы объединялись дети с одинаковым уровнем речевого развития, потому что, например, пребывание детей с фразовой речью в среде неговорящих может негативно отразиться на качестве их устной речи.
2. Учёт возраста ребёнка со сниженным слухом. В дошкольных учреждениях организуются группы:
— группа детей преддошкольного возраста – от полутора-двух до трёх лет;
— младшая группа – от трёх до четырёх лет;
— средняя группа – от четырёх до пяти лет;
— старшая группа – от пяти до шести лет;
— подготовительная группа – от шести до семи лет.
В некоторых случаях, когда число групп в дошкольном учреждении меньше указанного, в группы могут направляться дети смежного возраста. В этом случае сурдопедагог проводит работу по подгруппам, в которые объединяются дети одного возраста.
3. учёт имеющихся сложных недостатков в развитии, т.е. сочетания снижение слуха с олигофренией в степени дебильности, ДЦП, нарушениями эмоционально- волевой сферы и др. В дошкольных учреждениях компенсирующего вида создаются группы для детей со сложными недостатками в развитии. В такие группы принимаются дошкольники четырёх – пяти лет. Наполняемость группы – до пяти человек. В тех случаях, когда число детей со сниженными дефектами меньше пяти и нет возможности создать специальную группу, их обучение может осуществляться по разработанной индивидуальной программе.
В группы для детей со сложными дефектами не принимаются слепоглухие; дети с нормальным слухом без речи; умственно отсталые в степени имбецильности и идиотии; дети с психопатоподобным поведением; дети с тяжёлыми нарушениями моторики, нуждающиеся в индивидуальном уходе.
Информация о работе Работа с родителями глухих и слабослышащих детей в дошкольных учреждениях