Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 05:39, курсовая работа
В настоящее время проблемы взаимодействия специального дошкольного учреждения с семьями, имеющими детей с нарушениями слуха, актуализируются. Это связано с тем, что у родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, присутствует пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с ДОУ. В то же время, взаимодействие семьи и специального учреждения, преодоления инфантилизма сторон играет важную роль в развитии глухих и слабослышащих детей. Именно по этому необходимо повысить степень инициативы в плане сотрудничества семьи с дошкольным учреждением и готовности специалистов и родителей к полноценному взаимодействию.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка с нарушениями слуха…………………………………………………………………………….….5
1.1. Семья – первичная ячейка общества …………………………………….5
1.2. Внутрисемейные проблемы………………………………………………...10
1.3. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье………………………....13
1.3.1. Ранний возраст…………………………………………………………..14
1.3.2. Дошкольный возраст……………………………………………………17
1.4. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха …..…………22
1.4.1. Образовательные дошкольные учреждения…………………………..22
1.4..2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях………………...26
Глава 2. Взаимосвязь детского сада и родителей……………………………...28
2.1. Задачи работы с родителями……………………………………………….28
2.2. Формы работы с родителями……………………………………………….31
Заключение ………………………………………………………………………35 Список литературы……………………………………………………………....36
Приложение………………………………………………………………………37
36
Московский государственный педагогический университет
Филиал в г. Новосибирске
Дефектологический факультет
Курсовая работа
Работа с родителями глухих и слабослышащих детей в дошкольных учреждениях.
Выполнила:
Студентка 5 курса
Группы СП – 51
Швенк Е.В.
Проверила:
Пискун О.Ю.
Новосибирск - 2006
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка с нарушениями слуха…………………………………………………………………
1.1. Семья – первичная ячейка общества …………………………………….5
1.2. Внутрисемейные проблемы………………………………………………...
1.3. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье………………………....13
1.3.1. Ранний возраст………………………………………………………….
1.3.2. Дошкольный возраст……………………………………………………17
1.4. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха …..…………22
1.4.1. Образовательные дошкольные учреждения…………………………..22
1.4..2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях………………...26
Глава 2. Взаимосвязь детского сада и родителей……………………………...28
2.1. Задачи работы с родителями……………………………………………….
2.2. Формы работы с родителями……………………………………………….3
Заключение ………………………………………………………………………35 Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
36
Введение
Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, сурдопедагогики и психологии, проблема нарушения слуха занимает основное место. Роль коллектива как фактора развития ненормального ребёнка, нигде с такой ясностью не выступает на первый план, как в сфере развития глухих и слабослышащих детей.
Как правело, родители обращаются к специалистам, когда ребёнку исполняется 2,5 -3 года, при этом они всегда жалуются на то, что их ребёнок не говорит, и очень редко на то,что ребёнок не слышит. А вместе с тем между этими явлениями имеется самая тесная связь.
Данная работа посвящена воспитанию и обучению только детей с нарушенным слухом, следствием и явилась их немота. Не всегда немота следствие отсутствия слуха. Возможна и так называемая слухонемота- алалия, при которой ребёнок, имея нормальный слух, всё же не начинают говорить.
В настоящее время проблемы взаимодействия специального дошкольного учреждения с семьями, имеющими детей с нарушениями слуха, актуализируются. Это связано с тем, что у родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, присутствует пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с ДОУ. В то же время, взаимодействие семьи и специального учреждения, преодоления инфантилизма сторон играет
важную роль в развитии глухих и слабослышащих детей. Именно по этому необходимо повысить степень инициативы в плане сотрудничества семьи с дошкольным учреждением и готовности специалистов и родителей к полноценному взаимодействию.
Цель: изучение работы с родителями в дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха.
Задачи: теоретическое изучение литературы по данной проблеме.
Изучить систему работы с родителями в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха.
Сравнить особенности работы со слышащими родителями и имеющими нарушение слуха.
Выявить особенности работы с родителями в ДОУ для детей с нарушениями слуха.
Гипотеза:
Особенности работы ДОУ с родителями воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха зависит от наличия дефекта у родителей или его отсутствия.
36
Глава 1 Влияние семейного воспитания на развитие глухого ребёнка.
1.1. Семья – первичная ячейка общества
Семья есть первичная поддерживающая система для ребёнка. Программа помощи оказывается наиболее эффективной в том случае, если вся семья заинтересованно участвует в её реализации: планирует мероприятия, отслеживает результаты, включает приёмы и подходы к развитию ребёнка в повседневные домашние дела. Тем самым она способствует максимально возможному развитию ребёнка.
Семья – микросоциум, в котором формируются нравственные качества ребёнка, его отношение к миру людей и представления о характере межличностных связей. Этот факт нельзя не учитывать как в диагностической, так и в дальнейшей коррекционной работе с ребёнком, имеющим нарушение слуха.
По данным В. В. Ткачёвой [23;46], в последние годы в разных областях дефектологической науки появились работы, свидетельствующие о необходимости активного изучения семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии. Разнообразные формы обучения таких детей как в государственных, так и негосударственных образовательных учреждениях включают семью каждого из них в поле коррекционного воздействия. При этом семья рассматривается как основной стабилизирующий фактор социальной адаптации ребёнка.
Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребёнка. Именно в семье складываются первые представления о человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми.
Семья ребёнка с отклонениями в развитии, как и любая другая, является его первым социализирующим институтом. По данным Р. А. Боровлёвой [4;78], процесс психологического взросления детей такой категории протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения глухого ребёнка в социальную среду является его адаптация в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, насколько адекватно близкие родственники ребёнка реагируют на его проблемы и помогают ему преодолеть их.
Радость родителей безгранична, когда у ребёнка появляются первые слова. И вот уже малыш довольно забавно рассказывает детские потешки, стихи, сказки, сообщает обо всём, что происходит вокруг. Родители спокойны: ребёнок развивается как положено. Но это спокойствие нарушается, если ребёнок теряет слух.
Для любой семьи страдание – понимать, что ребёнок исключён из повседневной жизни. Поэтому надо суметь включить ребёнка в жизнь семьи.
По данным Л.В.Самариной [21;22], очень важно понимать, что родители могут обеспечить развитие и обучение малыша, если методы раннего вмешательства станут частью повседневной жизни ребёнка и всей семьи. А в ней должно быть место не только занятиям, но и отдыху, и развлечениям.
По данным Н.А.Рау [19;3], необходимо воспитывать привычку понимать речь окружающих по губам – это первое, что необходимо дать ребёнку дома. Важно то, чтобы дома, в семье, дать ребёнку правильное воспитание наравне с другими нормальными детьми; не баловать ребёнка, не делать разницы с другими детьми и приучать к обыкновенной семейной рабочей жизни. Пусть исполняет мелкие поручения по дому, например: позвать кого-нибудь, убрать, поставить, вытереть. Все эти приказания необходимо говорить не спеша, терпеливо; нужно добиться того, чтобы ребёнок понял и действительно исполнил поручение…
Воспитание поведения должно лечь в основу всей дальнейшей работы с ребёнком. Ребёнка необходимо уже с двух лет приучить к чистоплотности, аккуратности, и вежливости. Он должен научиться сам, одеваться, раздеваться, умываться, убирать свою постельку, класть на место взятую вещь. Это не значит навязывать ему непосильные обязанности, и к этому необходимо относиться разумно, поэтому уже маленького ребёнка нужно приучить к некоторым обязанностям – это только будет хорошим приданным, с которым он явится при поступлении в школу и которое пригодится в его дальнейшей жизни. Маленькие дети легко и охотно подражают. Слышащие дети подражают речи окружающих, воспринимая её на слух, глухие дети воспринимают её зрительно, подражают видимым движениям губ и языка говорящих с ними[12].
Семьи, в которых воспитываются дети с нарушением слуха, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет её до предела. Не каждый родитель оказывается способным принять недуг ребёнка и адекватно реагировать на постоянно возникающие проблемы.
По мнению Т. Г. Богдановой и Н. В. Мазуровой, [3;40], в психологической литературе отмечается, что для формирования гармоничной личности, для развития у ребёнка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребёнком должен постоянно находиться близкий, любящий и понимающий его взрослый человек. Э. Эриксон считает тесный контакт с матерью в младенчестве фундаментальной основой развития самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в то же время тёплого, доверительного отношения к другим. В это время ребёнок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру. Это является основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшем недостаток эмоционального общения лишает ребёнка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений друг к другу и может приводить к страху перед общением. От взаимоотношений ребёнка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой.
По мере роста и развития аномального ребёнка в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Вследствие этого наиболее оправданной является конструктивная и динамическая помощь таким семьям на всех этапах жизни ребёнка.
Сурдопедагоги интересуются семейными отношениями глухих с точки зрения помощи родителям в обучении детей с недостатками слуха. Рассматриваются вопросы участия семьи в процессе развития речи ребёнка, трудовой адаптации, воспитании норм поведения в обществе. По мнению Е. В. Любезновой [14;55], ребёнок с нарушениями слуха нуждается в особой поддержке и помощи близких ему людей.
Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармонического развития ребёнка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.
При каких условиях это будет осуществляться наиболее успешно? Во многом результат зависит от отношения родителей к самому факту рождения больного ребёнка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребёнка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи.
Развитие эмоциональных реакций у родителей, узнавших о том, что их ребёнок не такой, как другие, проходит следующие этапы.
1. Отрицание (сомнение в компетентности специалиста, поиск другого «более компетентного).
2. Гнев – одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций (ощущение беспомощности, разочарования, безысходности).
3. Чувство вины – страдание, переживание по поводу «своих ошибок».
4. Эмоциональная адаптация родителей - выработка позитивных установок по отношению к самим себе и ребёнку, формирование навыков обеспечения будущего своего ребёнка.
Разные виды поддержки неодинаково используются на разных этапах жизненного цикла. Как показывают специальные исследования [14;56], духовная и общественная поддержка реже используется в полном объёме молодыми супружескими парами, чем парами более старшего возраста.
Американский исследователь семьи Торнбал выделил пять периодов, связанных со стрессом на стадиях жизненного цикла семей, имеющих детей с отклонениями в развитии:
1. Рождение ребёнка – получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи.
2. Школьный возраст – становление личностной точки зрения на форму обучения ребёнка (интегрированное, специализированное), хлопоты по трудоустройству, переживание реакции сверстников, заботы, связанные с организацией внешкольной деятельности ребёнка.
3. Подростковый возраст – привыкание к хронической природе заболевания ребёнка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отвержением, планирование будущей занятости ребёнка.
4. Период «выпуска» - признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребёнка, переживание дефицита возможностей социализации семьи инвалида.
5. Постродительский период – перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребёнок был успешно выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту жительства ребёнка.
Таким образом, ребёнку для полноценного и гармонического развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребёнка с нарушенным слухом.
36
1.2 Внутрисемейные проблемы
Рождение глухого ребёнка становится серьёзным испытанием для семьи. Горе сковывает не только родителей, страдают все – ближние и дальние родные. Иногда после рождения глухого ребёнка родители принимали решение больше не иметь детей. Очень часто родители испытывают чувство неполноценности, беспомощности, тревоги за судьбу больного ребёнка. Есть семьи, в которых родители заводили вторых детей специально для заботы о глухом ребёнке. Не редко больной ребёнок становится причиной семейных конфликтов и разводов родителей. Проблема взаимоотношений в семье является достаточно сложной и многогранной.
По мнению Н. Браун [5;81], ребёнок может быть предметом двух совершенно различных режимов отношений, в зависимости от того, кто в данный момент находится в большей ответственности за него. Каким образом делятся роли в семье? Социальные службы чаще обращаются к матери. Мать – это тот человек, который чаще находится дома, когда кто-либо звонит, и именно на неё направленно прямое обучение, ей даются все советы и все объяснения. Именно она чаще всего проводит больше времени с ребёнком, что позволяет установить доверительные взаимоотношения с ним. А в это время многие отцы пытаются строить догадки, что происходит или что должно быть сделано. И часто отец обнаруживает, что его супруга является в большей степени экспертом и достигает лучших результатов в воспитании ребёнка, чем он. Отец либо отступает и не берёт на себя роли главной опоры для матери, передовая весь груз ответственности ей, либо вытесняет свою супругу из того круга забот, в которые она погружена. Поэтому совсем не всегда у членов семьи процессы принятия или привыкания протекают одинаково.
Информация о работе Работа с родителями глухих и слабослышащих детей в дошкольных учреждениях