Работа с родителями глухих и слабослышащих детей в дошкольных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 05:39, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время проблемы взаимодействия специального дошкольного учреждения с семьями, имеющими детей с нарушениями слуха, актуализируются. Это связано с тем, что у родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, присутствует пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с ДОУ. В то же время, взаимодействие семьи и специального учреждения, преодоления инфантилизма сторон играет важную роль в развитии глухих и слабослышащих детей. Именно по этому необходимо повысить степень инициативы в плане сотрудничества семьи с дошкольным учреждением и готовности специалистов и родителей к полноценному взаимодействию.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка с нарушениями слуха…………………………………………………………………………….….5
1.1. Семья – первичная ячейка общества …………………………………….5
1.2. Внутрисемейные проблемы………………………………………………...10
1.3. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье………………………....13
1.3.1. Ранний возраст…………………………………………………………..14
1.3.2. Дошкольный возраст……………………………………………………17
1.4. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха …..…………22
1.4.1. Образовательные дошкольные учреждения…………………………..22
1.4..2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях………………...26
Глава 2. Взаимосвязь детского сада и родителей……………………………...28
2.1. Задачи работы с родителями……………………………………………….28
2.2. Формы работы с родителями……………………………………………….31
Заключение ………………………………………………………………………35 Список литературы……………………………………………………………....36
Приложение………………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая сурдо.doc

— 277.00 Кб (Скачать)


36

 

Московский государственный педагогический университет

Филиал в г. Новосибирске

Дефектологический факультет

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Работа с родителями глухих и слабослышащих детей  в  дошкольных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 5 курса

Группы СП – 51

Швенк Е.В.

Проверила:

Пискун О.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск - 2006

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка с нарушениями слуха…………………………………………………………………………….….5

1.1. Семья – первичная ячейка  общества    …………………………………….5

1.2. Внутрисемейные проблемы………………………………………………...10

1.3. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье………………………....13

   1.3.1. Ранний возраст…………………………………………………………..14

   1.3.2. Дошкольный возраст……………………………………………………17

1.4. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха …..…………22

   1.4.1. Образовательные дошкольные учреждения…………………………..22

   1.4..2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях………………...26

Глава 2. Взаимосвязь детского сада и родителей……………………………...28

2.1. Задачи работы с родителями……………………………………………….28

2.2. Формы работы с родителями……………………………………………….31

Заключение ………………………………………………………………………35 Список литературы……………………………………………………………....36

Приложение………………………………………………………………………37



36

 

Введение

 

   Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, сурдопедагогики и психологии, проблема нарушения слуха занимает основное место. Роль коллектива как фактора развития ненормального ребёнка, нигде с такой ясностью не выступает на первый план, как в сфере развития глухих и слабослышащих детей.

   Как правело, родители обращаются к специалистам, когда ребёнку исполняется  2,5 -3 года, при этом они всегда жалуются на то, что их ребёнок не говорит, и  очень редко на то,что ребёнок не слышит. А вместе с тем между этими явлениями имеется самая тесная связь.
Данная работа посвящена воспитанию и обучению только детей с нарушенным слухом, следствием и явилась их немота. Не всегда немота следствие отсутствия слуха. Возможна и так называемая слухонемота- алалия, при которой ребёнок, имея нормальный слух, всё же не начинают говорить.

   В настоящее время проблемы взаимодействия специального дошкольного учреждения с семьями, имеющими детей с нарушениями слуха, актуализируются. Это связано с тем, что у родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, присутствует пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с ДОУ.  В то же время, взаимодействие семьи и специального учреждения, преодоления инфантилизма сторон играет

важную роль в развитии глухих и слабослышащих детей. Именно по этому необходимо повысить степень инициативы в плане  сотрудничества семьи с дошкольным учреждением и готовности специалистов и родителей к полноценному взаимодействию.

 

 

 

Цель: изучение работы с родителями в дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха.

Задачи: теоретическое изучение литературы по данной проблеме.

Изучить систему работы с родителями в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха.

Сравнить особенности работы со слышащими  родителями и имеющими нарушение слуха.

Выявить особенности работы с родителями в ДОУ для детей с нарушениями слуха.

Гипотеза:

Особенности работы ДОУ с родителями воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха зависит от наличия дефекта у родителей или его отсутствия.



36

 

Глава 1 Влияние семейного воспитания на развитие глухого ребёнка. 

 

 

1.1. Семья – первичная ячейка общества

 

   Семья есть первичная поддерживающая система для ребёнка. Программа помощи оказывается наиболее эффективной в том случае, если вся семья заинтересованно участвует в её реализации: планирует мероприятия, отслеживает результаты, включает приёмы и подходы к развитию ребёнка в повседневные домашние дела. Тем самым она способствует максимально возможному развитию ребёнка.

   Семья – микросоциум, в котором формируются нравственные качества ребёнка, его отношение к миру людей и представления о характере межличностных связей. Этот факт нельзя не учитывать как в диагностической, так и в дальнейшей коррекционной работе с ребёнком, имеющим нарушение слуха.

   По данным В. В. Ткачёвой [23;46], в последние годы в разных областях дефектологической науки появились работы, свидетельствующие о необходимости активного изучения семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии. Разнообразные формы обучения таких детей как в государственных, так и негосударственных образовательных учреждениях включают семью каждого из них в поле коррекционного воздействия. При этом семья рассматривается как основной стабилизирующий фактор социальной адаптации ребёнка.

   Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребёнка. Именно в семье складываются первые представления о человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми.

   Семья ребёнка с отклонениями в развитии, как и любая другая, является его первым социализирующим институтом. По данным Р. А. Боровлёвой [4;78],  процесс психологического взросления детей такой категории протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно.  Первой ступенью вхождения глухого ребёнка в социальную среду является его адаптация в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, насколько адекватно близкие родственники ребёнка реагируют на его проблемы и помогают ему преодолеть их.

   Радость родителей безгранична, когда у ребёнка появляются первые слова. И вот уже малыш довольно забавно рассказывает детские потешки, стихи, сказки, сообщает обо всём, что происходит вокруг. Родители спокойны: ребёнок развивается как положено. Но это спокойствие нарушается, если ребёнок теряет слух.

Для любой семьи страдание – понимать, что ребёнок исключён из повседневной жизни. Поэтому надо суметь включить ребёнка в жизнь семьи.

По данным Л.В.Самариной [21;22], очень важно понимать, что родители могут обеспечить развитие и обучение малыша, если методы раннего вмешательства станут частью повседневной жизни ребёнка и всей семьи. А в ней должно быть место не только занятиям, но и отдыху, и развлечениям.

   По данным Н.А.Рау [19;3], необходимо воспитывать привычку понимать речь окружающих по губам – это первое, что необходимо дать ребёнку дома. Важно то, чтобы дома, в семье, дать ребёнку правильное воспитание наравне с другими нормальными детьми; не баловать ребёнка, не делать разницы с другими детьми и приучать к обыкновенной семейной рабочей жизни. Пусть исполняет мелкие поручения по дому, например: позвать кого-нибудь, убрать, поставить, вытереть. Все эти приказания необходимо говорить не спеша, терпеливо; нужно добиться того, чтобы ребёнок понял и действительно исполнил поручение…

   Воспитание поведения должно лечь в основу всей дальнейшей работы с ребёнком. Ребёнка необходимо уже с двух лет приучить к чистоплотности, аккуратности, и вежливости. Он должен научиться сам, одеваться, раздеваться, умываться, убирать свою постельку, класть на место взятую вещь. Это не значит навязывать ему непосильные обязанности, и к этому необходимо относиться разумно, поэтому уже маленького ребёнка нужно приучить к некоторым обязанностям – это только будет хорошим приданным, с которым он явится при поступлении в школу и которое пригодится в его дальнейшей жизни. Маленькие дети легко и охотно подражают. Слышащие дети подражают речи окружающих, воспринимая её на слух, глухие дети воспринимают её зрительно, подражают видимым движениям губ и языка говорящих с ними[12].

   Семьи, в которых воспитываются дети с нарушением слуха, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет её до предела. Не каждый родитель оказывается способным принять недуг ребёнка и адекватно реагировать на постоянно возникающие проблемы.

   По мнению Т. Г. Богдановой и Н. В. Мазуровой, [3;40], в психологической литературе отмечается, что для формирования гармоничной личности, для развития у ребёнка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребёнком должен постоянно находиться близкий, любящий и понимающий его взрослый человек. Э. Эриксон считает тесный контакт с матерью в младенчестве фундаментальной основой развития самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в  то же время тёплого, доверительного отношения к другим. В это время ребёнок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру. Это является основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшем недостаток эмоционального общения лишает ребёнка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений друг к другу и может приводить к страху перед общением. От взаимоотношений ребёнка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой.

   По мере роста и развития аномального ребёнка в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Вследствие этого наиболее оправданной является конструктивная и динамическая помощь таким семьям на всех этапах жизни ребёнка.

   Сурдопедагоги интересуются семейными отношениями глухих с точки зрения помощи родителям в обучении детей с недостатками слуха. Рассматриваются вопросы участия семьи в процессе развития речи ребёнка, трудовой адаптации, воспитании норм поведения в обществе. По мнению    Е. В. Любезновой [14;55], ребёнок с нарушениями слуха нуждается в особой поддержке и помощи близких ему людей.

   Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармонического развития ребёнка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

   При каких условиях это будет осуществляться наиболее успешно? Во многом результат зависит от отношения родителей к самому факту рождения больного ребёнка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребёнка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи.

   Развитие эмоциональных реакций у родителей, узнавших о том, что их ребёнок не такой, как другие, проходит следующие этапы.

1.      Отрицание (сомнение в компетентности специалиста, поиск другого «более компетентного).

2.      Гнев – одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций (ощущение беспомощности, разочарования, безысходности).

3.      Чувство вины – страдание, переживание по поводу «своих ошибок».

4.      Эмоциональная адаптация родителей - выработка позитивных установок по отношению к самим себе и ребёнку, формирование навыков обеспечения будущего своего ребёнка.

   Разные виды поддержки неодинаково используются на разных этапах жизненного цикла. Как показывают специальные исследования [14;56], духовная и общественная поддержка реже используется в полном объёме молодыми  супружескими  парами, чем парами более старшего  возраста.

   Американский исследователь семьи Торнбал выделил пять периодов, связанных со стрессом на стадиях жизненного цикла семей, имеющих детей с отклонениями в развитии:

1.      Рождение ребёнка – получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи.

2.      Школьный возраст – становление личностной точки зрения на форму обучения ребёнка (интегрированное, специализированное), хлопоты по трудоустройству, переживание реакции сверстников, заботы, связанные с организацией внешкольной деятельности ребёнка.

3.      Подростковый возраст – привыкание к хронической природе заболевания ребёнка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отвержением, планирование будущей занятости ребёнка.

4.      Период «выпуска» - признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребёнка, переживание дефицита возможностей социализации семьи инвалида.

5.      Постродительский период – перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребёнок был успешно выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту жительства ребёнка.

   Таким образом, ребёнку для полноценного и гармонического развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребёнка с нарушенным слухом.

 



36

 

1.2 Внутрисемейные проблемы

 

   Рождение глухого ребёнка становится серьёзным испытанием для семьи. Горе сковывает не только родителей, страдают все – ближние и дальние родные. Иногда после рождения глухого ребёнка родители принимали решение больше не иметь детей. Очень часто родители испытывают чувство неполноценности, беспомощности, тревоги за судьбу больного ребёнка. Есть семьи, в которых родители заводили вторых детей специально для заботы о глухом ребёнке. Не редко больной ребёнок становится причиной семейных конфликтов и разводов родителей. Проблема взаимоотношений в семье является достаточно сложной и многогранной.

   По мнению Н. Браун [5;81], ребёнок может быть предметом двух совершенно различных  режимов отношений, в зависимости от того, кто в данный момент находится в большей ответственности за него. Каким образом делятся роли в семье? Социальные службы чаще обращаются к матери. Мать – это тот человек, который чаще находится дома, когда кто-либо звонит, и именно на неё направленно прямое обучение, ей даются все советы и все объяснения. Именно она чаще всего проводит больше времени с ребёнком, что позволяет установить доверительные взаимоотношения с ним. А в это время многие отцы пытаются строить догадки, что происходит или что должно быть сделано. И часто отец обнаруживает, что его супруга является в большей степени экспертом и достигает лучших результатов в воспитании ребёнка, чем он. Отец либо отступает и не берёт на себя роли главной опоры для матери, передовая весь груз ответственности ей, либо вытесняет свою супругу из того круга забот, в которые она погружена. Поэтому совсем не всегда у членов семьи процессы принятия или привыкания протекают одинаково.

Информация о работе Работа с родителями глухих и слабослышащих детей в дошкольных учреждениях