Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:10, дипломная работа
Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания. Проблемам игры посвящены многие исследования, в частности, исследования Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н., Менджерицкой Д.В., и др.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов, доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности, по сравнению с ранним возрастом. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует, как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения, мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот.
Введение 3
1. Творческая игра в педагогическом процессе 8
1.1 Воспитательное значение игры 8
1.2 Характеристика игры как творческой деятельности 8
2. Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста 12
3. Развитие детского творчества и игрового замысла в сюжетно-ролевых играх детей старшего дошкольного возраста 17
4. Опытно экспериментальная работа, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 20
4.1 Общая характеристика условий эксперимента. 22
4.2 Констатирующий этап эксперимента 26
4.3 Формирующий этап эксперимента 31
4.3.1 Индивидуальная работа с детьми 32
4.3.2 Придумывание рассказов по книгам 33
4.3.3 Рассказы из жизненного опыта 34
4.3.4 Творческие задания 34
4.3.5 Совместная работа с воспитателем 35
4.3.6 Консультации для родителей 35
4.3.7 Оформление родительского уголка 35
4.3.8 Сюжетно-ролевые игры 36
4.4 Контрольный этап эксперимента 40
Заключение 43
Список литературы 44
Приложения 47
II. Творчество проявляется в сюжетно-ролевых играх. Творчество в сюжетно-ролевой игре представляет собой способность к замыслу, его реализации; создание сюжета, его реализация в роли, комбинирование.
III. Сюжетно-ролевая игра может рассматриваться как условие развития творчества. Хотя достаточным условием она становится тогда, когда взрослый осуществляет педагогическое руководство, создает эмоционально-положительную обстановку, не разрушая инициативу и свободу выбора ребенка.
IV. Для педагогического руководства в сюжетно-ролевой игре в целях развития творчества ребенка старшего дошкольного возраста исследователи предлагают использовать специальные методы, необходимые для развития творчества: метод постановки игровой задачи, метод мозгового штурма, метод ассоциаций, рассказ детям о том, как я и мои друзья играли в детстве, книжки-самоделки, метод скрытого управления игрой.
41
Список литературы.
1. Азаров Ю.П. Игра и труд – М. Знания, 1973.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Педагогика, 1982.-336 с, ил.
3. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т. 16. - №5. - С.49-58.
4. Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998.
5. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. - 1965. - №5.
6. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с, ил.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957.
8. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1956. - C.432-433.
9. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии – 1966.
10. Геллер Е.М. наш друг Игра – Минск: Народная асвета – 1979.
11. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию – М. Педагогика, 1971.
12. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М.,1963.
13. Жуковская Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх //Дошкольное воспитание. - 1988. - №10.
14. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с, ил.
15. Иванова Н.И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. - 1987. - №10.
16. Кон И.С. Ребенок и общество – М. 1988.
17. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество Пособие для воспитателей детского сада. -М.: Просвещение, 1985.-192с, ил.
18. Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в игре.// Дошк. восп. 1989.-№12.
19. П.Крупская Н. К. Пед. соч. -М, 1959. - т. 6. - С.54-55.
20. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошк. воспитание. - 1995. - №9.
21. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3.
22. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. - М.,1965.-С. 234-235.
23. Макаренко А. С. Игра. соч. - М., 1957. - t.IV. - С.
24. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. - 1993. - №4. - С. 18-23.
25. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991.
26. Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Бурменской и Слуцкого. - М., 1991.
27. Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. - 1998. - №3. - С.33-48.
28. Педагогический словарь в 2-х томах. Том первый. - М.,1960.
29. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. - Исследователь игры детей дошкольного возрастаУ/Дошкольное воспитание. - 1995. - №12.
30. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.
31. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. /Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М., 1987.
32. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1966.
33. Пчелкина В. Книга - источник детского творчества. //Дошк. восп. - 1981. -№6.
34. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) /Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. -М.: Просвещение, 1986. - 112 с.
35. Сухомлинский В. А. Избр. Пед. соч. -М., 1979. - Т. I. - С.104.
36. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. -М., 1999.
37. Усова А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. - Л., 1947. - Т. 56.
38. Флерина Е. А, Эстетическое воспитание дошкольника. - М.,1961. - С. 140.
39. Художественное творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной.-М.,1972.
40. Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. - Ростов на Дону, 1962.
41. Шмаков С.А. Игра и дети – М. Знания, 1968.
41
Приложения
Приложение №1.
Экспериментальная группа:
1. Волегова Даша
2. Ливакина Лиза
3. Мазовка Егор
4. Медведев Женя
5. Мокшина Лера
6. Олехов Никита
7. Санникова Оля
Контрольная группа:
1. Алексеева Настя
2. Дьяченко Саша
3. Исаев Егор
4. Калиева Настя
5. Мулюкин Никита
6. Фазлыев Артем
7. Коротаева Саша
41
Приложение №2.
Анкетирование родителей.
Ваш ребенок играет дома в сюжетно-ролевые игры? | Да - 50% Нет - 50 % |
Если играет, то как часто? | Каждый день – 60% Иногда – 25% От случаю к случаю – 15% |
Вы принимаете участие в играх ребенка? | Да – 70% Некогда – 25% Брат/Сестра – 20% |
В какие игры чаще играет ваш ребенок? | Магазин, школа, домик, больница, путешествия |
Кто больше занимается воспитанием в семье? | Мама – 30% Папа – 10% Бабушка и дедушка – 3 % Все члены семьи – 57% |
Друзья вашего ребенка играют у вас дома? | Да - 96% Нет - 4 % |
Ограничиваете ли вы свободу действий ребенка в играх? | Да - 7% Нет - 63 % Когда как - 10 % Почти всегда – 20% |
Есть ли у ребенка свой уголок для игры в доме? | Да - 25% Нет - 5 % Хотим выделить – 70% |
Приложение №3.
Вопросы | Ответы |
1. Считаете ли вы игру важной для психического и физического развития ребенка? | Да, конечно, ведь в ней развивается выдумка и фантазия |
2. Каким методам в руководстве играми детей вы отдаете предпочтение? (прямые, косвенные) | В основном косвенным, но иногда используем и прямые, если дети не могут решить проблему самостоятельно |
3. Какие шаги вы предпринимаете для развития сюжетно-ролевой игры? | Создаю предметную среду, иногда играю сама, обогащаю игровые сюжеты |
4. Как вы думаете, следует ли развивать творчество у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры | Да, но не только в игре, но и на занятиях |
5. Считаете ли важным развитие творчества в игре? | Да, это способствует развитию игрового опыта |
6. Что способствует развитию воображения у ребенка? | Окружающая ребенка обстановка, отдельные виды деятельности, случаи из жизни, художественная литература, мультфильмы, сказки и т.д. |
7. Какие методы и приемы вы используете в своей работе для развития творчества у детей? | Прямые и косвенные |
Приложение №4.
«Развиваем творчество в сюжетно-ролевой игре».
Дети очень любят играть и с помощью игры узнают об окружающей жизни, набираются опыта. Чтобы у детей развивать фантазию, творчество и игровые умения, я предлагаю следующее несложные правила:
1. Отведите в доме «уголок» для самостоятельной игры ребенка.
2. Не запрещайте играть ребенку.
3. Если ребенок просит помочь организовать игру (переставить мебель), не отказывайте ему.
4. Принимайте участие в его играх.
5. Не критикуйте его игру.
6. Если есть время, сами включайтесь в игру.
7. Если ребенок разложил игрушки по всей комнате, а сам сидит в углу играет, не прерывайте его с просьбой убрать все немедленно, попросите это сделать, когда он уже перестанет играть.
8. Не наказывайте ребенка, говоря: «сегодня, ты у меня играть в игрушки не будешь».
9. Помните, что ребенок в игре передает отношения, которые видит в жизни (не ссорьтесь с супругом/супругой на глазах у малыша)
10. Помните, что со временем нужно менять игрушки старые на новые.
41