Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:10, дипломная работа
Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания. Проблемам игры посвящены многие исследования, в частности, исследования Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н., Менджерицкой Д.В., и др.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов, доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности, по сравнению с ранним возрастом. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует, как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения, мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот.
Введение 3
1. Творческая игра в педагогическом процессе 8
1.1 Воспитательное значение игры 8
1.2 Характеристика игры как творческой деятельности 8
2. Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста 12
3. Развитие детского творчества и игрового замысла в сюжетно-ролевых играх детей старшего дошкольного возраста 17
4. Опытно экспериментальная работа, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 20
4.1 Общая характеристика условий эксперимента. 22
4.2 Констатирующий этап эксперимента 26
4.3 Формирующий этап эксперимента 31
4.3.1 Индивидуальная работа с детьми 32
4.3.2 Придумывание рассказов по книгам 33
4.3.3 Рассказы из жизненного опыта 34
4.3.4 Творческие задания 34
4.3.5 Совместная работа с воспитателем 35
4.3.6 Консультации для родителей 35
4.3.7 Оформление родительского уголка 35
4.3.8 Сюжетно-ролевые игры 36
4.4 Контрольный этап эксперимента 40
Заключение 43
Список литературы 44
Приложения 47
Данные цифры свидетельствуют о приблизительно равном уровне развития игровой деятельности в контрольной и экспериментальной группах.
II.
Цель: выявить особенности игр детей в условиях семьи.
Я предложила детям нарисовать те игры, в которые они обычно играют дома с родителями (см. Приложение №2).
Интерпретация результатов: в ходе рисования не все дети смогли понять, что нужно делать, и как именно рисовать. Многие дети рисовали только себя в окружении игрушек, что говорит о том, что многие родители либо не любят играть с детьми, либо у них просто нет времени. А те дети, которые рисовали родителей, то выбирали темные цвета и очень сильно давили на карандаш – это говорит о том, что если родители и играют с детьми, то очень нехотя, или участвуют только в начале игры.
Цель: Узнать у воспитателя считает ли она важной сюжетно-ролевую игру как средство развития творчества детей.
В ходе констатирующего эксперимента я провела анкету и беседу с воспитателями (см. Приложение №3) исходя из которой, я обратила внимание на то, что воспитатели очень ответственно подходят к выбору сюжетно-ролевой игры и понимают её значимость как с точки зрения психического развития ребенка, так и с физической стороны.
В руководстве игрой отдают предпочтение как прямым, так и косвенным методам. Для развития сюжетно-ролевой игры создают предметную среду, обогащают игровые сюжеты. Воспитатели считают, что творчество следует развивать в процессе игры. И в своей работе используют как прямые, так и косвенные методы воздействия. Они считают, что окружающая обстановка, художественная литература, мультфильмы, случаи из жизни способствуют развитию воображения у ребенка.
Очень часто воспитатели являются прямыми участниками игры так, как у большинства детей интерес к новой задачи спадает без поддержки взрослого. Педагоги придерживаются мнения о том, что дети в сюжетно-ролевой игре следует предоставлять полную свободу и самостоятельность, что приведет к наилучшему развитию творчества у дошкольников.
Исходя из наблюдений за ролью воспитателя в игре, беседы, а также анкетирования можно сделать вывод о том, что:
1) типичным для детей является представление о сюжетно-ролевой игре, как естественной самостоятельной и стихийной деятельности дошкольников;
2) если воспитатель прибегает к прямым способам воздействия на игру, дети прерывают игру, сдерживают свои игровые умения;
3) воспитатель не учитывает качество игры, а оценивает её по степени проявления самостоятельности и выдумки детей;
Также в своей работе я использовала метод гирлянд, который позволил снять эмоциональное напряжение у детей старшего дошкольного возраста.
Гирлянды формировались в виде списка «слов». Это могли быть все части речи, а так же сочетание слов. Отталкиваясь от исходного слова, дети составляли цепочку, которая могла закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Например: дорога – извилистая – крутая – яйцо – скользкая – горка – снег – пустыня – сахар – вкусно – компот – фрукты – много – заболеешь – больница – лекарства – горькое – лук – огород – грядка – дорога. Или: яблоко – сладкое – мороженное – холодное – снег – мокрый – дождь – зонт – шкаф – вещи…
Метод гирлянд позволил дошкольникам творчески мыслить, проводить параллели между предметами, не отвлекаясь от своих ассоциаций, выявить сходства предметов по каким либо свойствам. Интерес к совместной деятельности снизил конфликтность между детьми, и этот метод помог снизить эмоциональное напряжение.
Для определения уровня творческих способностей в игре, мы предложили детям следующее задание: "способность оригинально обыграть игрушку". В группу вносилась игрушка "лиса Алиса" и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: "К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса. Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой".
Для оценки этого задания были выделены три уровня:
I уровень - высокий – соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет.
II уровень– средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет предложенный взрослым или другими детьми.
III уровень - низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.
Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития творческих способностей, описанным выше (оригинальность, быстрота, гибкость), показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего – двумя, низкого – одним баллом.
Результаты вносились в таблицу.
Оценка выполнения детьми творческого задания.
Дети эксперименталь-ной группы | Ориги-нальность | Быстрота | Гибкость | Баллы |
Ливакина Лиза | 2 | 2 | 2 | 6 |
Волегова Даша | 2 | 1 | 1 | 4 |
Медведев Женя | 2 | 1 | 1 | 4 |
Санникова ольга | 1 | 1 | 2 | 4 |
Мокшина Лера | 2 | 1 | 2 | 5 |
Мазовка Егор | 1 | 2 | 2 | 5 |
Олехов Никита | 2 | 2 | 2 | 6 |
Дети контрольной группы | Оригинальность | Быстрота | Гибкость | Баллы |
Алексеева Настя | 2 | 2 | 2 | 6 |
Дьяченко Саша | 1 | 1 | 2 | 4 |
Исаев Егор | 1 | 1 | 2 | 4 |
Калиева Настя | 2 | 1 | 1 | 4 |
Мулюкин Никита | 1 | 1 | 2 | 4 |
Фазлыев Артем | 2 | 1 | 1 | 4 |
Коротаева Саша | 1 | 2 | 2 | 5 |
Далее дети были отнесены к различным уровням:
Уровни развития творчества в игре | Констатирующий этап эксперимента | |||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
Абсолютное число | % | Абсолютное число | % | |
Низкий (3-5 баллов) | 2 | 29% | 3 | 43% |
Средний (5-7 баллов) | 5 | 71% | 4 | 57% |
Высокий (7-9 баллов) | 0 | 0% | 0 | 0% |