Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:10, дипломная работа
Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания. Проблемам игры посвящены многие исследования, в частности, исследования Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н., Менджерицкой Д.В., и др.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов, доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности, по сравнению с ранним возрастом. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует, как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения, мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот.
Введение 3
1. Творческая игра в педагогическом процессе 8
1.1 Воспитательное значение игры 8
1.2 Характеристика игры как творческой деятельности 8
2. Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста 12
3. Развитие детского творчества и игрового замысла в сюжетно-ролевых играх детей старшего дошкольного возраста 17
4. Опытно экспериментальная работа, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 20
4.1 Общая характеристика условий эксперимента. 22
4.2 Констатирующий этап эксперимента 26
4.3 Формирующий этап эксперимента 31
4.3.1 Индивидуальная работа с детьми 32
4.3.2 Придумывание рассказов по книгам 33
4.3.3 Рассказы из жизненного опыта 34
4.3.4 Творческие задания 34
4.3.5 Совместная работа с воспитателем 35
4.3.6 Консультации для родителей 35
4.3.7 Оформление родительского уголка 35
4.3.8 Сюжетно-ролевые игры 36
4.4 Контрольный этап эксперимента 40
Заключение 43
Список литературы 44
Приложения 47
Выводы: В результате работы, проведенного на констатирующем этапе исследования, можно сделать вывод, что практически никто из детей не может в полной мере проявить свое творчество, т.е. предложить различные новые замыслы; быстро адаптироваться к игровой задаче; способны по-новому использовать предметы, и предлагают много вариантов сюжета для игры. Дети не способны решить новую задачу, и интерес к игровой задаче падает без поддержки взрослого.
В группе преобладают авторитарные формы общения с ребенком, что вредит проявлению творчества. Не всегда осуществляется руководство игрой в целях её развития.
Следовательно, результаты констатирующего этапа эксперимента требуют проведения формирующего эксперимента в соответствии с педагогическими условиями, отраженными в гипотезе.
4.3 Формирующий этап эксперимента
Цель: провести работу по развитию творчества в сюжетно-ролевых играх детей старшего дошкольного возраста. Пропагандировать педагогические знания среди родителей и воспитателей в условиях семейного воспитания.
На формирующем этапе исследования я создавала специальные педагогические условия по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Эксперимент проводился в естественных условиях групповой комнаты детского сада, где создавались условия, позволяющие ребенку чувствовать себя раскованно: детям разрешали свободно пользоваться игровым материалом и материалами для творческой деятельности; все оборудование располагали в доступных местах; не допускали использование критики самостоятельных проявлений детей; создавали условия для налаживания партнерских отношений со взрослым в игровой деятельности.
Основные трудности при проведении эксперимента были связаны с принятием ребенком взрослого, как партнера в деятельности. Так, дети, участвующие в эксперименте, первоначально недоверчиво относились к изменившейся позиции взрослого и воспринимали его поведение как игру, которая скоро закончится. По наблюдениям дети часто настороженно воспринимают любого входящего в группу взрослого, а тем более того, кто идет на непосредственный контакт с ним. Выяснилось, что дети сдерживают свои проявления, боясь быть замеченными воспитателем. Вхождение экспериментатора в детскую деятельность и развертывание в ней партнерских отношения постепенно меняло позицию детей. Я заметила, что дети стали чаще обращаться к взрослому, появилась искренность в общении, особенно в тех случаях, когда экспериментатор поддерживал беседу детей о героях мультфильмов, находился в курсе детских интересов, включался в обсуждении детского замысла, считался с мнением других детей, подчеркивал достоинства замысла ребенка. Экспериментатор реально оказывал помощь ребенку в случае его затруднений или обращений за советом.
4.3.1 Индивидуальная работа с детьми.
В ходе формирующего эксперимента значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой мы стремились показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом без исключения ребенке, особое значение такая работа имела для малоактивных часто конфликтующих детей, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в «принятии» их детьми и взрослыми.
Больших усилий потребовало налаживание контакта с Мазовкой Егором, практически не принимавшим по нашим наблюдениям участие в совместной с другими детьми деятельности. Стремясь расположить мальчика к себе, я предлагала ему поиграть с набором игрушек «Деревянные строители», сама ненавязчиво вступала в игру; часто рассматривала с Егором иллюстрации имеющихся в группе книг. Предлагала ему разные поручения (что-либо принести, к кому-либо обратиться), предлагала оказать мне помощь или помощь кому-то из детей, подключала его к деятельности детей. Я рассказывала детям о достоинствах Егора, обращалась к нему при обсуждении замысла игры, старалась демонстрировать его достижения. Через некоторое время Егор начал общаться с другими детьми, играть с ними, но очень часто обращался ко мне за помощью, пытался вовлечь меня в игру.
4.3.2 Придумывание рассказов по книгам.
Для того чтобы дети придумывали новые события самостоятельно, мы использовали книжки, сделанные из специально подобранных иллюстраций без слов. Дети сами придумывали рассказы по ним.
Для развития сюжетосложения я проводила игру-придумывание. Я предложила детям вспомнить любимую сказку. Дети выбрали «Красную шапочку» Шарля Перро. Тогда я детям сказала, что я подзабыла её и предложила им вспомнить сказку: «Давайте сейчас немножко расскажет Настя, а потом – Никита, если я вспомню, то я помогу, а закончит сказку Саша». Пересказ проходил в свободной обстановке, я не оценивала правильность речи, и не требовала дословного пересказа. Главное, чтобы дети смогли передать общий смысл очередного события.
На следующем этапе формирующего эксперимента была проведена работа по использованию приемов скрытого управления игрой: я помогала детям преодолеть трудности в игре, став в ходе игры волшебницей или радио, которое рассказывает самые важные новости. Дети сами обращались ко мне за помощью: «Давайте включим радио, вдруг там объявят, куда подевался щенок».
4.3.3 Рассказы из жизненного опыта.
Для того, чтобы дети знали, понимали структуру игры, я рассказывала им о том, как сама играла в детстве, заостряя внимание на том, что в игре есть начало (тема игры), затем, кто будет выполнять ту или иную роль, кто и что будет выполнять, придумывание и создание игровой обстановки и конец игры (уборка игрушек). К своей работе я приглашала сотрудничать воспитателей и родителей.
4.3.4 Творческие задания
В своей работе я стимулировала детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием (например, Золушка звонит на фабрику, чтобы заказать себе новую пару хрустальных туфелек).
В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжения рассказа партнера. В результате дети смогли действовать согласованно и реализовывать свои творческие возможности, стали прислушиваться к мнению других. Дети стали доверять взрослому, приглашать его в игру, появилась уверенность в себе и своих силах в процессе участия в совместной деятельности.
Воспитатель перестал делать детям жесткие оценки, резкие обращения, перестал критиковать их. И это позволило ребенку увидеть взрослого как интересующего субъекта. Это выражается в частых обращениях к воспитателю по поводу решения конфликтных ситуаций, с просьбой организации в совместной деятельности и т.д.
4.3.5 Совместная работа с воспитателем.
Следующая работа на формирующем этапе была проведена с воспитателем. Я провела консультацию на тему: «Пути развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте». В неё я включила материал из программы Дороновой «Радуга» о том, как можно управлять игрой незаметно и безболезненно для ребенка. Воспитатели охотно выслушали моё сообщение, задавали вопросы, сами делились со мной своими знаниями и умениями. Я считаю, что все, что я запланировала, мне удалось реализовать.
4.3.6 Консультации для родителей.
В соответствии с планом провела консультацию для родителей «Пути педагогического содействия сюжетно-ролевой игре». Материал я также брала в программе «Радуга» Дороновой Т.Н. Эта работа для меня была трудной, так как некоторые родители не знали что такое «сюжетно-ролевые игры», и неохотно шли на контакт со мной. А затем я предложила родителям задавать вопросы, (если что-то не понятно) сразу по ходу консультации.
4.3.7 Оформление родительского уголка.
Так же я создала рубрику в родительском уголке «Развиваем творчество и самостоятельность в сюжетно-ролевой игре» (см. Приложении №4). Родители охотно читали всё вышесказанное, шли легко на контакт, но не все, подходили ко мне с интересующим их вопросом. Я считаю, что сделала всё возможное для того, чтобы родители играми дома с детьми и создавали для игр условия (развивающую среду).
4.3.8 Сюжетно-ролевые игры.
План подготовки сюжетно-ролевой игры «Больница»
Сроки | Ознакомление с окружающим, обогащение впечатлений | Построение и обогащение предметно-развивающей среды | Обучающие игры |
18.04.2007- 22.04.2007 | Беседа на тему «Больница», рассказать о профессии врача, показ иллюстраций, внести новый игровой материал (колпаки), экскурсия в детскую поликлинику | Создание условий для игры в больницу, внесение нового игрового оборудования для врача-лора | Дидактическая игра «Что нужно для работы врача?», «Инструменты хирурга», совместная игра с 2-мя, 3-мя напарниками |
Задачи: сблизить детей, воспитывать уважение к людям разных профессий, продолжать учить детей выполнять различные роли, развивать у детей способность совместно развертывать игру.
Я предлагаю детям поиграть в игру «Больница». Дети, уловив мой замысел, самостоятельно выбирают себе роли, что говорит об их творческих способностях. Самостоятельно начинают игру, выбрав удобное место в игровой комнате для сюжетно-ролевой игры «Больница». В ходе игры обращаются за помощью, только если сами не могут справиться.
План подготовки сюжетно-ролевой игры «Школа»
Сроки | Ознакомление с окружающим, обогащение впечатлений | Построение и обогащение предметно-развивающей среды | Обучающие игры |
7.05.2007- 11.05.2007 | Экскурсия в школу (поход по классам, в столовую, к директору), знакомство с учителем; беседа о школе и о значимости профессии учителя, иллюстрации школы, класса | Создание новой развивающей среды для сюжетно-ролевой игры «Школа» (доска, мел, учительский стол, парты) | Совместная игра с детьми в сюжетно-ролевую игру «Школа», фантазии детей «Как я буду учиться в школе»
|
После создания новой развивающей среды, дети самостоятельно начинают игру, творчески подходят к её организации. Во время распределения ролей, возникла конфликтная ситуация, после чего дети обратились к воспитателю за помощью, и тот помог её разрешить. Но некоторые дети не хотели выполнять свою роль, и игра закончилась неудачно.
План подготовки сюжетно-ролевой игры «Семья»
Сроки | Ознакомление с окружающим, обогащение впечатлений | Построение и обогащение предметно-развивающей среды | Обучающие игры |
23.04.2007- 26.04.2007 | Разговор о своей семье, принести из дома фотографии из семейного альбома; пригласить маму одного ребенка рассказать о профессии домохозяйки | Внесение нового игрового материала – стиральная машина, совместная перестановка с детьми мебели в «доме» | Дидактическая игра «Что есть в доме?» (что есть на кухне, в спальне и т.д); совместная игра с 4-5 детьми;
|