Пути развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:10, дипломная работа

Краткое описание

Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания. Проблемам игры посвящены многие исследования, в частности, исследования Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н., Менджерицкой Д.В., и др.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов, доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности, по сравнению с ранним возрастом. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует, как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения, мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот.

Оглавление

Введение 3
1. Творческая игра в педагогическом процессе 8
1.1 Воспитательное значение игры 8
1.2 Характеристика игры как творческой деятельности 8
2. Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста 12
3. Развитие детского творчества и игрового замысла в сюжетно-ролевых играх детей старшего дошкольного возраста 17
4. Опытно экспериментальная работа, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 20
4.1 Общая характеристика условий эксперимента. 22
4.2 Констатирующий этап эксперимента 26
4.3 Формирующий этап эксперимента 31
4.3.1 Индивидуальная работа с детьми 32
4.3.2 Придумывание рассказов по книгам 33
4.3.3 Рассказы из жизненного опыта 34
4.3.4 Творческие задания 34
4.3.5 Совместная работа с воспитателем 35
4.3.6 Консультации для родителей 35
4.3.7 Оформление родительского уголка 35
4.3.8 Сюжетно-ролевые игры 36
4.4 Контрольный этап эксперимента 40
Заключение 43
Список литературы 44
Приложения 47

Файлы: 1 файл

Дипломная Логиновой.doc

— 331.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Челябинской области

ГОУ СПО «Саткинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа.

 

Тема: «Пути развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  Студентка 41 гр.

Логинова Н.Р.

Специальность: 0313

«Дошкольное

воспитание»

 

Научный руководитель:   преподаватель педагогики

Бабенко С.В.

 

 

 

 

 

 

Сатка  2007 г.



Содержание

 

Введение              3

1. Творческая игра в педагогическом процессе              8

1.1 Воспитательное значение игры              8

1.2 Характеристика игры как творческой деятельности              8

2. Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста              12

3. Развитие детского творчества и игрового замысла в сюжетно-ролевых играх детей старшего дошкольного возраста              17

4. Опытно экспериментальная работа, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста              20

4.1 Общая характеристика условий эксперимента.              22

4.2 Констатирующий этап эксперимента              26

4.3 Формирующий этап эксперимента              31

4.3.1 Индивидуальная работа с детьми              32

4.3.2 Придумывание рассказов по книгам              33

4.3.3 Рассказы из жизненного опыта              34

4.3.4 Творческие задания              34

4.3.5 Совместная работа с воспитателем              35

4.3.6 Консультации для родителей              35

4.3.7 Оформление родительского уголка              35

4.3.8 Сюжетно-ролевые игры              36

4.4 Контрольный этап эксперимента              40

Заключение              43

Список литературы              44

Приложения              47

 

6



Введение.

 

     Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания. Проблемам игры посвящены многие исследования, в частности, исследования Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н., Менджерицкой Д.В., и др.

Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов, доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности, по сравнению с ранним возрастом. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует, как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения, мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд - везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка».

Исходя из сказанного, одной из важнейших задач воспитательного процесса является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Наиболее подходящей формой развития творческих способностей детей, безусловно, является творческая игра.

   Творческие способности в игре связываются со способностью к замыслу, его реализации; с созданием сюжета, его реализации в роли; комбинированием (Л. С. Выготский).

     Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития креативности ребенка (Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и другие).

      Для этой цели в психолого-педагогической литературе разработаны методики Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, С. Л. Новоселовой и других.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативности? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между нами конфликты и недоразумения? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатель при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Методические приемы приносят результат только в тех случаях, когда воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерными для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей.

Обеспечение игровым материалом - важное, но не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.

Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

Только духовная общность, - ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества - и ничего, что может посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства, - и ничего, что может отравить ее; только уважение и утверждение личностного достоинства, - и ничего, что может ущемить радость взросления в ребенке; и наконец, только оптимизм и глубокое понимание ребенка – вот чем облагораживается наше воспитательное поле, на котором выращиваем мы будущее человечества, куем судьбы и счастье людей.

Объектом исследования является – процесс становления творческой игры.

Предмет исследования – пути развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Цель: выявить формы работы, направленные на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Задачи исследования:

1.      изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2.      выявить уровень игровых умений старших дошкольников;

3.      выявить уровень понимания родителями значения игры;

4.      выявить уровень понимания проблемы работниками ДОУ;

5.      выявить особенности взаимодействия воспитателей и детей в игре;

6.      спроектировать работу с родителями, воспитателями и детьми по развитию сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте;

7.      апробировать работу по развитию творчества детей в сюжетно-ролевой игре.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие творчества старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре, может быть успешным или соблюдать следующие условия:

1.      создание эмоционально-благополучной атмосферы, как в группе детского сада, так и в домашних условиях;

2.      гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях руководства воспитателями и родителями;

3.      взаимодействие взрослых и детей в целях развития творческих способностей детей в сюжетно-ролевых играх.

Таким образом, создание в группе условий обогащения содержания игр за счет использования приемов рассказывания о личном опыте игры взрослых детям, создание книжек-иллюстраций, скрытое управление игрой будут содействовать развитию творчества детей.

Методы, используемые в работе: анкетирование, изучение и анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, проективные методики.

6



1. Творческая игра в педагогическом процессе.

 

1.1 Воспитательное значение игры.

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать, как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступа­ют в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но, в тоже время, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становиться для него более понятным.

Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять, узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Постепенно в игре у ребенка формируется общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей правильного методического руководства взаимоотношениями детей, четкой организации и проведения возможных игр.

 

1.2 Характеристика игры как творческой деятельности.

Перед педагогом стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада - и милиционер, и баба-яга, и врач, и Буратино.

Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединенными ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

Информация о работе Пути развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх