Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:10, дипломная работа
Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания. Проблемам игры посвящены многие исследования, в частности, исследования Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н., Менджерицкой Д.В., и др.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов, доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности, по сравнению с ранним возрастом. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует, как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения, мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот.
Введение 3
1. Творческая игра в педагогическом процессе 8
1.1 Воспитательное значение игры 8
1.2 Характеристика игры как творческой деятельности 8
2. Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста 12
3. Развитие детского творчества и игрового замысла в сюжетно-ролевых играх детей старшего дошкольного возраста 17
4. Опытно экспериментальная работа, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 20
4.1 Общая характеристика условий эксперимента. 22
4.2 Констатирующий этап эксперимента 26
4.3 Формирующий этап эксперимента 31
4.3.1 Индивидуальная работа с детьми 32
4.3.2 Придумывание рассказов по книгам 33
4.3.3 Рассказы из жизненного опыта 34
4.3.4 Творческие задания 34
4.3.5 Совместная работа с воспитателем 35
4.3.6 Консультации для родителей 35
4.3.7 Оформление родительского уголка 35
4.3.8 Сюжетно-ролевые игры 36
4.4 Контрольный этап эксперимента 40
Заключение 43
Список литературы 44
Приложения 47
Задачи: сблизить детей, воспитывать сообразительность, внимательность, уважение к старшим, продолжать учить детей выполнять различные роли, развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслом сверстников.
Предлагаю детям поиграть в игру «Семья» с моим участием и даю им возможность самостоятельно распределить роли. В игре участвовало 4 ребенка. Дети брали на себя роли «мамы», «папы», «брата», 2-х «сестер». Дети начали игру самостоятельно показали своё творчество, интересно обыгрывали роли. Закончили дети игру так же самостоятельно, как и начали.
4.4. Контрольный этап эксперимента.
Задачи: выявить эффективность использованных форм, методов работы с педагогическим коллективом, родителями и детьми на развитие творческих способностей детей в сюжетно-ролевой игре.
Для того, чтобы проверить эффективность методов и форм проделанной работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадает с методикой констатирующего обследования развития детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего эксперимента, уровня развития творческих способностей детей в игре. Результаты наблюдения за игровой деятельностью детей выражены в таблице.
Уровни развития творчества | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
До эксперимента | После эксперимента | До эксперимента | После эксперимента | |||||
Число детей | % | Число детей | % | Число детей | % | Число детей | % | |
Низкий | 2 | 29 | 0 | 0 | 3 | 43 | 2 | 29 |
Средний | 4 | 57 | 4 | 57 | 4 | 57 | 4 | 57 |
Высокий | 1 | 14 | 3 | 43 | 0 | 0 | 1 | 14 |
Данные таблицы показывают что создание эмоционально-положительной обстановке позволило в экспериментальной группе повысить уровень развития творческих способностей в сюжетно-ролевой игре по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Дети легче адаптировались в условиях поставленной задачи.
Нетрадиционные отношения взрослого с ребенком нестандартная обстановка проведения эксперимента – все это способствовало легкости принятия детьми контрольных заданий, появлению эпизодических выходов за рамки стереотипических способов выполнения задания, желанию выполнить задание с положительным результатом.
Сравнительный анализ оценок выполнения заданий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал тенденцию к снижению низких оценок и увеличение высоких.
Оценка выполнения детьми творческого задания.
1 – констатирующий этап эксперимента
2 – контрольный этап эксперимента
Дети экспериментальной группы | Ориги-нальность | Быстрота | Гибкость | Баллы | ||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Ливакина Лиза | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | 9 |
Волегова Даша | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 7 |
Медведев Женя | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 7 |
Санникова ольга | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 4 | 7 |
Мокшина Лера | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 5 | 8 |
Мазовка Егор | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 5 | 8 |
Олехов Никита | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | 9 |
Дети контрольной группы | Ориги-нальность | Быстрота | Гибкость | Баллы | ||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Алексеева Настя | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 6 | 7 |
Дьяченко Саша | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 4 | 5 |
Исаев Егор | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 |
Калиева Настя | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 4 | 5 |
Мулюкин Никита | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 4 | 6 |
Фазлыев Артем | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 6 |
Коротаева Саша | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 5 | 6 |
Уровни развития творчества у детей старшего дошкольного творчества после проведения контрольного эксперимента.
Уровни развития творчества | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
До эксперимента | После эксперимента | До эксперимента | После эксперимента | |||||
Число детей | % | Число детей | % | Число детей | % | Число детей | % | |
Низкий | 2 | 29 | 0 | 0 | 3 | 43 | 2 | 29 |
Средний | 5 | 71 | 3 | 43 | 4 | 57 | 4 | 57 |
Высокий | 0 | 0 | 4 | 57 | 0 | 0 | 1 | 14 |
Характеризуя творческое проявление детей при выполнении задания на контрольном этапе исследования, необходимо отметить быстроту, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации, и гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта, свойственные большому количеству детей по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.
У тех детей, чьи результаты на констатирующем этапе исследования были низкими, гибкость проявилась при выборе пути решения задач. Тем не менее, дети использовали привычные пути решения задач, это позволяет сказать о привязанности их к привычному, реалистичному. Проявления детей характеризовались эпизодическими выходами за рамки стереотипных сюжетов, способов деятельности.
Контрольный этап исследования показал, что, детям доступно освоение способов комбинирования предложенных идей. Так, в совместной деятельности можно было наблюдать попытки детей придумать новый сюжет, решить «сложную» задачу, использовать свой опыт для решения задач по-новому и т.д.
Подобные творческие проявления можно было заметить и в самостоятельной деятельности детей, особенно ближе к концу эксперимента. Использовались такие способы решения задач, как воспоминание ситуаций из сюжетов, заимствованных из книг и мультфильмов и т.д.
На основе полученных оценок выполнения контрольного задания детьми экспериментальной группы были определены уровни развития творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный эксперимент позволил прийти к выводу о том, что в сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников необходимо использовать проблемные методы и методы активации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциации, внесение книг-иллюстраций, рассказ детям о том, как я и мои друзья играли в детстве, метод скрытого управления игрой).
В результате подтвердилось наше предположение о том, что развитие творчества у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре возможно, если создаются следующие условия:
1) создание эмоционально-благополучной атмосферы, как в группе детского сада, так и в домашних условиях;
2) гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях руководства воспитателей и родителей;
3) взаимодействие взрослых и детей в целях развития содержание игры.
41
Заключение.
I. В теоретических исследованиях о развитии творчества у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре я опиралась на следующие положения: творчество связано с развитием личности и интеллекта, воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и творчество дошкольника. Опираясь на исследования Л.С. Выготского, центральным компонентом творчества дошкольника является его способность к воображению.