Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:10, дипломная работа
Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания. Проблемам игры посвящены многие исследования, в частности, исследования Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н., Менджерицкой Д.В., и др.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов, доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности, по сравнению с ранним возрастом. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует, как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения, мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот.
Введение 3
1. Творческая игра в педагогическом процессе 8
1.1 Воспитательное значение игры 8
1.2 Характеристика игры как творческой деятельности 8
2. Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста 12
3. Развитие детского творчества и игрового замысла в сюжетно-ролевых играх детей старшего дошкольного возраста 17
4. Опытно экспериментальная работа, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 20
4.1 Общая характеристика условий эксперимента. 22
4.2 Констатирующий этап эксперимента 26
4.3 Формирующий этап эксперимента 31
4.3.1 Индивидуальная работа с детьми 32
4.3.2 Придумывание рассказов по книгам 33
4.3.3 Рассказы из жизненного опыта 34
4.3.4 Творческие задания 34
4.3.5 Совместная работа с воспитателем 35
4.3.6 Консультации для родителей 35
4.3.7 Оформление родительского уголка 35
4.3.8 Сюжетно-ролевые игры 36
4.4 Контрольный этап эксперимента 40
Заключение 43
Список литературы 44
Приложения 47
В игре дети часто проявляют эмоции, которые в жизни ещё не доступны им. Испытывает ли ребенок эти чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование его морального облика?
И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.
Чем старше и более развитые дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда, естественно, возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры – все большая связь её с трудом. Задача воспитателя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.
Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка, кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей также влияющие на развитие творческого замысла.
41
4. Опытно-экспериментальная работа, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Гипотеза: анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх возможно, если создаются следующие условия:
1) создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе ДОУ;
2) гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
3) специальная работа, проводимая с взрослыми в ДОУ и в семье по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
1) выявить особенности проявления творчества у детей старшего дошкольного возраста;
2) выяснить условия, которые использует педагог в работе по развитию творчества;
3) выяснить условия развития творчества в семье;
4) организовать совместную работу с родителями и воспитателями для развития творчества детей в сюжетно-ролевой игре;
5) провести сравнительный анализ результатов исследования.
Программа проведения экспериментальной части нашей работы предусматривает 3 главных этапа:
1) констатирующий
2) формирующий
3) контрольный
Для решения первой задачи нам необходимо выявить уровень развития детей и особенности проявление творчества в ней.
С этой целью мы использовали игровые умения, представленные в методике Н.Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьировать известные игры, гибкость изменений традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.
Для решения второй задачи была проведена беседа с воспитателем (см. Приложение №3). Вопросы позволили выяснить:
1) понимает ли воспитатель значимость игры для психического и физического развития ребенка;
2) особенности методики педагога по развитию сюжетно-ролевой игры;
3) роль педагога в игре: роль стороннего наблюдателя или прямого участника;
4) узнали специфику работы педагога по развитию творчества у дошкольников.
41
4.1 Общая характеристика условий эксперимента.
Я проходила практику в МДОУ д\с №40 в группе №6 (старшей). В группе работают 2 воспитателя, количество детей – 21. В группе созданы условия для всестороннего развития детей: развивающая среда богата, очень много уголков для самостоятельной деятельности, для сюжетно-ролевых игр (домик, больница, парикмахерская, буфет и т.д.), очень большой, богатый и интересный уголок природы, есть отдельное место для опытов и экспериментов, уголок уединения. Уютно оформлена спальная комната (на потолке звезды, окна затемненные). В учебной комнате много обучающего материала. В группе много дидактических игр, строительного материала, есть диафильм и театрализованные игры.
Я выбрала для эксперимента 7 детей: Ливакина Лиза, Волегова Даша, Медведев Женя, Санникова Оля, Мокшина Лера, Олехов Никита, Мазовка Егор.
Характеристика детей:
Ливакина Лиза: тихая, спокойная, любит играть в спокойные игры (больше всего в настольные), старается избегать конфликтов, играет только с девочками. Её очень редко зовут в игры. Сама никогда не организовывала игр, много обращается за помощью к взрослым.
Волегова Даша: всегда стремится к лидерству, хочет быть в центре внимания, любит играть в подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, не любит дидактические игры, если в игре что-то не так, как она хочет, то тут же выбывает из игры или выбывает из игры и ждет её окончания, чтобы затем привлечь к себе внимание.
Медведев Женя: подвижный ребенок, легко общается с детьми, если возникает конфликт – он старается решить его мирным способом (даже если конфликт с ним не связан), принимает участие во всех играх (и с девочками, и с мальчиками), любит выступать перед зрителями и очень хорошо учит свою роль (громко и внятно читает стихотворение, поет песню).
Санникова Оля: общительная, добрая, подвижная, но не может долго заниматься одним делом (если оно требует усидчивости и терпения). Одинаково легко играет с девочками и с мальчиками, на занятиях не очень активная (чаще молчит), боится (стесняется) выступать перед аудиторией.
Мокшина Лера: никогда не будет просить помощи у взрослого, любит играть с девочками, но играет и с мальчиками, которые поддерживают её «интересы». На занятиях не внимательна, много отвлекается, если сделать ей замечание и попросить, чтоб она изменила свое поведение – она сделает наоборот.
Мазовка Егор: непослушный, нетерпеливый, слушает только маму, любит играть в «машинки» и в «магазин», никогда не доводит начатое дело до конца. С заданной работой справляется быстрее всех.
Олехов Никита: очень конфликтный ребенок, в любой игре, в которой он играет, всегда возникают ссоры, не обращает внимание на замечания воспитателя, может подойти к ребенку и «ни с того, ни с сего» ударить его. Может сорвать занятия.
Методы, используемые в работе:
- анкетирование;
- беседа;
- проективные методики (рисование);
- метод гирлянд.
Программа эксперимента.
Этап | Задачи | Мероприятия | Сроки |
Констатирующий | Выявить уровень проявления творчества у старших дошкольников. Изучить уровень игровых умений. Выяснить играют ли родители дома с детьми в сюжетно-ролевые игры. | Метод гирлянд Проективные методики (рисование) Метод мозгового штурма Анкетирование родителей по вопросам «развитие творчества в сюжетно-ролевой игре» | 18.01.2007 по 25.01.2007 1 анкета |
Выявить уровень понимания работниками ДОУ проблемы и особенности взаимодействия воспитателей и детей в игре. | Анкетирование воспитателей по вопросам «развития творчества в сюжетно-ролевой игре» Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». | ||
Формирующий | Спроектировать работу с детьми по развитию сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте. Провести сюжетно-ролевые игры по развитию творчества детей: - больница - домик - магазин | Использование приемов скрытого управления игрой (наблюдение) Создание условий способствующих тому, чтобы дети придумывали новые события (создание новой развивающей среды и поделка книжек из специально подобранных иллюстраций и беседа по этим книжкам) Пересказ знакомой сказки по частям с несколькими детьми | 23.04.2007 Игра в домик 25.04.2007 Больница 27.04.2007 Магазин 3.05.2007 Поделка книжек 7.05.2007 Пересказ знакомой сказки |
Формирующий | Пропагандировать педагогические знания по развитию творчества детей в сюжетно-ролевой игре среди родителей и руководство сюжетно-ролевыми играми в условиях семейного воспитания | Консультация для родителей на тему «Пути педагогического содействия сюжетно-ролевой игре»
Создание рубрики в родительском уголке «Развиваем творчество в сюжетно-ролевых играх». Консультация на тему: «Расскажите детям о том, как вы играли в детстве»
Консультации для воспитателей «Пути развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте». | 18.05.2007
11.05.2007
15.05.2007 |
Контрольный | Выявить эффективность использованных форм, методов работы с педагогическим коллективом, родителями и детьми на развитие творческих способностей детей в сюжетно-ролевой игре | Диагностика игровых и творческих умений в сюжетно-ролевой игре (умение придумывать сюжет, развивать его, поддерживать ролевое взаимодействие)
Беседы с родителями
Беседы с воспитателями Сюжетно-ролевая игра «Театр» (для того, чтобы узнать могут ли дети сами продумать ход игры или нет). | 17.05.2007 по 19.05.2007
8.05.2007
10.05.2007 12.05.2007 |
Описание опытно-экспериментальной работы.
4.2 Констатирующий этап эксперимента.
Цель: выявить уровень развития творчества детей старшего дошкольного возраста и особенности работы педагога по развитию творчества детей в сюжетно-ролевой игре.
Констатирующий эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для констатирующего эксперимента я определила две группы детей (по 7 человек) экспериментальная и контрольная.
Было необходимо провести обследование игры с целью выявления уровня её развития и появления творческих способностей.
Метод: наблюдение хода игры, способность принимать измененный сюжет.
Для оценки творчества были применены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Илфордом:
1) оригинальность, которая проявляется в особенности предложить новый замысел для игры;
2) быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;
3) гибкость, как способность предложить новое использования для известного объекта.
Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творчества у дошкольников в игре:
I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.
II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел, изменить сюжет, строго действует в соответствии с первым вариантов сюжета. Затрудняется в предложении нового использования предметов.
III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче).
В процессе наблюдения за детьми я выявила, что все дети любят играть в сюжетно-ролевые игры, но не все могут удержать интерес к игровой деятельности; сами организуют игры, у девочек лучше, чем у мальчиков, получается поэтапно закончить игру, дети сами придумывают сюжет, костюмы, выбирают место для игры. Если игра началась до прогулки (сон часа), а после продолжилась, то дети не могут вспомнить смысл игры, и начинают новую.
В результате наблюдений было отмечено, что 14% детей экспериментальной группы действуют самостоятельно, придумывают новые сюжеты, фантазируют, сочетают свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к высшему уровню развития творческих способностей. К среднему уровню развития творческих способностей было отнесено 57% детей, участвующих в эксперименте и столько же детей контрольной группы. Эти дети могут самостоятельно выбирать тему игры, но чаще принимают тему детей-лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжет известной сказки или мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности. И к низкому уровню мы отнесли 29% детей экспериментальной и 43 % детей контрольной группы. Эти дети малообщительные, почти всегда играют одни. Она затрудняются в придумывании темы, у них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят её до конца.
Уровни развития творчества | Констатирующий этап эксперимента | |||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
Абсолютное число | % | Абсолютное число | % | |
Низкий | 2 | 29% | 3 | 43% |
Средний | 4 | 57% | 4 | 57% |
Высокий | 1 | 14% | 0 | 0% |