Психология и педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:33, реферат

Краткое описание

Структура психики – это абстрактная модель, существующая в нашем представлении, а не нечто физическое в нашем организме, поэтому разные авторы предлагают различные модели, которые, как правило, дополняют, а не исключают друг друга.

Файлы: 1 файл

печать.docx

— 26.03 Кб (Скачать)

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели  могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной.

Факторы, влияющие на развитие психики 

Развитие  психики есть развитие реакций, следовательно, на развитие психики тоже будут влиять внешние и внутренние факторы. Внешние  факторы побуждают организм формировать  новые реакции, помогающие приспособиться к среде. Внутренние факторы являются предпосылкой возникновения этих реакций.

К внутренним факторам относятся:

·         биологически и генетически обусловленные механизмы роста организма,

·         степень развития нервной системы

·         степень развития исполнительных структур (системы мышц, например).

Указанные факторы существенно влияют на возможность  появления и степень развития новых психических функций в  процессе роста организма.

Внутренние факторы развития психики обусловлены, во-первых, генетическими особенностями организма, а во-вторых, процессами роста и созревания так называемых психофизиологических структур.

До тех  пор, пока неясно как точно диагностировать  генетические задатки человека, и  можно ли их как-то развить, преподаватель  может только косвенно воздействовать на процессы созревания психофизиологических структур. Под влиянием разнообразных  внешних факторов (в том числе и педагогических воздействий) процессы созревания могут ускоряться или замедляться  (вплоть до остановки), точно так же как может ускорить или замедлить рост растения наличие или отсутствие влаги и тепла.

Ряд внешних  факторов связан с воздействиями на организм человека.

•      физическими,

•      химическими,

•      биологическими

Эти факторы  воздействуют на психику либо через  органы чувств (громкий звук, например), либо через разнообразные физиологические  механизмы, опосредованно влияющие на нервную систему. Например, биологическое  воздействие в виде вирусов гриппа приводит к повышению температуры, ощущению слабости, уменьшению подвижности. При этом снижается восприятие, уменьшается  работоспособность.

Влияние на человека культурной среды, которое осуществляется через:

·         социум, в котором существует человек (семья, рабочий коллектив, неформальная группа и т.п.),

·         источники информации,

·         систему образования.

Совокупность  всех указанных выше факторов определяет общее направление процесса развития психики. Для организации процесса развивающего обучения необходимо использовать те факторы, влиянию которых можно  придать направленный характер. К таким факторам, прежде всего, относится организованный процесс обучения. 

Информация о работе Психология и педагогика