Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:33, реферат
Структура психики – это абстрактная модель, существующая в нашем представлении, а не нечто физическое в нашем организме, поэтому разные авторы предлагают различные модели, которые, как правило, дополняют, а не исключают друг друга.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной.
Факторы, влияющие на развитие психики
Развитие психики есть развитие реакций, следовательно, на развитие психики тоже будут влиять внешние и внутренние факторы. Внешние факторы побуждают организм формировать новые реакции, помогающие приспособиться к среде. Внутренние факторы являются предпосылкой возникновения этих реакций.
К внутренним факторам относятся:
· биологически и генетически обусловленные механизмы роста организма,
· степень развития нервной системы
· степень развития исполнительных структур (системы мышц, например).
Указанные факторы существенно влияют на возможность появления и степень развития новых психических функций в процессе роста организма.
Внутренние факторы развития психики обусловлены, во-первых, генетическими особенностями организма, а во-вторых, процессами роста и созревания так называемых психофизиологических структур.
До тех пор, пока неясно как точно диагностировать генетические задатки человека, и можно ли их как-то развить, преподаватель может только косвенно воздействовать на процессы созревания психофизиологических структур. Под влиянием разнообразных внешних факторов (в том числе и педагогических воздействий) процессы созревания могут ускоряться или замедляться (вплоть до остановки), точно так же как может ускорить или замедлить рост растения наличие или отсутствие влаги и тепла.
Ряд внешних факторов связан с воздействиями на организм человека.
• физическими,
• химическими,
• биологическими
Эти факторы
воздействуют на психику либо через
органы чувств (громкий звук, например),
либо через разнообразные
Влияние на человека культурной среды, которое осуществляется через:
· социум, в котором существует человек (семья, рабочий коллектив, неформальная группа и т.п.),
· источники информации,
· систему образования.
Совокупность
всех указанных выше факторов определяет
общее направление процесса развития
психики. Для организации процесса
развивающего обучения необходимо использовать
те факторы, влиянию которых можно
придать направленный
характер. К таким факторам, прежде всего,
относится организованный процесс обучения.