Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:49, контрольная работа
Основная цель педагогики — всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни.
Педагогика и психология являются основными факторами в формировании личности и поведения человека. Педагогика отвечает на вопрос «чему учить», а психология — «как, почему и зачем учить».
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания и объяснения психологических явлений и фактов, поведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально-психологическими особенностями они обладают.
Введение.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Задач психологии достаточно много: они возникают во всех областях, где есть человек. Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека). Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества. Объект психологии – душа в различных ее аспектах, в частности с различных сторон (познавательной, эмоциональной, регулятивной) и на различных уровнях – как явлений (душевных актов) и как психической сущности.
Изучить психологические параметры человека и использовать полученные результаты в жизни это цель психологии как науки.
Научно-технический
прогресс, являясь фактором развития
психологической науки и
Психология и педагогика переплетаются между собой. Система педагогических взглядов основана на данных наук о человеке, включая психологию. Как известно, целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: её направленности, способностей, потребностей, мотивов и т.д.
Предмет педагогики
— целостный педагогический процесс
направленного развития и формирования
личности в условиях ее воспитания,
обучения и образования. Объект педагогики
— воспитание как сознательно
и целенаправленно осуществляем
Педагогика и психология являются основными факторами в формировании личности и поведения человека. Педагогика отвечает на вопрос «чему учить», а психология — «как, почему и зачем учить».
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания и объяснения психологических явлений и фактов, поведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально-психологическими особенностями они обладают.
Все мы живем
среди людей и волей
6.1. Эмоциональные состояния: специфика, виды и проявления.
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга - эмоции (от лат. возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т. е. то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
Немецкий философ И. Кант (1724-1804) делил эмоции на:
- стенические, повышающие жизнедеятельность организма;
- астенические - ослабляющие ее.
Эмоции делят также на: положительные, т.е. приятные и отрицательные, т.е. неприятные.
Филогенетически наиболее древними являются переживания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. У животных и человека в головном мозге имеются центры удовольствия и неудовольствия, возбуждение которых и дает соответствующие переживания.
Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. Павел Васильевич Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»).
Эмоции — это очень сложные психические явления. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, аффекты и собственно эмоции.
Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно
_________________
Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. - М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 58.
присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.
Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Следующую группу
эмоциональных явлений
Неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная - с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые - явиться поводом для самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.
7.1. Приведите пример одной из моделей воспитания.
В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и особенности системы воспитания, выделяют модели прагматического, антропологического, социетарного, свободного и других видов воспитания. Философское осмысление воспитания (Б.П. Битинас, Г.Б. Корнетов и др.) раскрывает то общее, что характерно для практики воспитания разных стран, народов, эпох, цивилизаций. Поэтому модели воспитания, разработанные на основе философских концепций и идей, отвечают в большей мере не столько на вопрос «что» воспитывают, сколько на вопрос «почему» так осуществляется процесс воспитания, раскрывая его идеи и особенности как целостного процесса. 2
Антропоцентрическая модель воспитания опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида. То есть процесс воспитания человека не может быть ограничен нормами или ориентирован на идеал, а следовательно, не может иметь завершения. Достаточно лишь программировать процесс развития личности — что надо сделать воспитателю, чтобы сохранить человеческое в ученике и помочь воспитаннику в процессе саморазвития, проявлениях творчества, обретении духовного богатства, проявлениях индивидуальности. Процесс воспитания должен строиться так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии проявлений человека. В рамках данного направления возможны различные системы организации воспитания
_________________
2 Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002. С. 529..
- с позиций доминирования биологии, этики, психологии, социологии, религиозной и культурной антропологии в их взаимосвязи.
В зависимости
от научных основ понимания
8.1. Классификации
(минимум две) социальных групп
В истории психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений.
Социальная группа — это
относительно устойчивая совокупность
людей, исторически связанная
Виды социальных групп:
1) По численности:
- малая группа - небольшое число людей (от 2-3 до 20-30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности.
_________________
3 Социальная психология. Хрестоматия.// Сост. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 175
Представляет собой элементарную ячейку общества. Примеры социальных групп: семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др.;