Психология и педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:49, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель педагогики — всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни.
Педагогика и психология являются основными факторами в формировании личности и поведения человека. Педагогика отвечает на вопрос «чему учить», а психология — «как, почему и зачем учить».
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания и объяснения психологических явлений и фактов, поведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально-психологическими особенностями они обладают.

Файлы: 1 файл

ПКЗ по психологии и педагогике.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

- большая группа - многочисленная совокупность людей,  занимающих

одинаковое  положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Примеры социальных групп: нация, класс, страта и др.

2) По характеру  взаимодействия:

- первичная  группа - группа, в которой взаимодействие  носит непосредственный, межличностный  характер и предполагает взаимную  поддержку. Примеры социальных групп: группа друзей, сверстников, соседей и др.

- вторичная  группа - группа, взаимодействие в  которой обусловлено достижением  конкретной цели и носит формально-деловой  характер. Примеры социальных групп:  производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.

3) По факту  существования: 

- номинальная  группа (социальная категория) - искусственно  сконструированная группа, которая  выделяется для целей статистического  учета населения. Примеры социальных  групп: пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист», проживающие в отдельных и коммунальных квартирах и др.;

- реальная группа - группа, критерием выделения которой  служат осознаваемые людьми реальные  признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства). Примеры социальных групп: мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др.

4) По способу  организации и регулирования  взаимодействия:

- формальная (официальная)  группа - группа, создающаяся и существующая  лишь в рамках официально признанных организаций. Примеры социальных групп: школьный класс, футбольная команда «Спартак» и др.;

- неформальная (неофициальная) группа - группа, обычно  возникающая и существующая на  базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. Примеры социальных групп: поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба «Зенит» и др.

Каждый из членов общества должен ощущать принадлежность к каким-либо социальным группам. Так, мы ощущаем себя гражданами государства, знаем о своей принадлежности к определенной национальности, к своей семье или своей организации. Такое ощущение дает нам поддержку в нашей повседневной деятельности, позволяет ориентироваться в сложной социальной реальности.

 

9.1. Виды общения и их сравнительная характеристика.

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку  в нем всегда развертывается взаимопонимание  ими друг друга, устанавливаются  те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к гругу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

 Общение  свойственно всем высшим живым  существам, но на уровне человека  оно приобретает самые совершенные  формы, становясь осознанным и  опосредствованным речью.

Общение — это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений. В этой реальности формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека. 4

Виды общения  по средствам:

1) вербальное  общение – осуществляется посредством  речи и является прерогативой  человека. Оно предоставляет человеку  широкие коммуникативные возможности  и гораздо богаче всех видов  и форм невербального общения,  хотя в жизни не может полностью его заменить;

2) невербальное  общение происходит с помощью  мимики, жестов и пантомимики,  через прямые сенсорные или  телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие  ощущения и образы, получаемые  от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

__________________

4 Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 56

 

Виды общения  по целям:

  1. биологическое общение связано с удовлетворением основных;
  2. органических потребностей и необходимо для поддержания,

сохранения  и развития организма;

     3) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения  по содержанию:

1) материальное  – обмен предметами и продуктами  деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное  – передача информации, расширяющей  кругозор, совершенствующей и развивающей  способности;

3) кондиционное  – обмен психическими или физиологическими  состояниями, оказание влияния  друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное  – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5) мотивационное  общение состоит в передаче  друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

По опосредованности:

1) непосредственное  общение – происходит с помощью  естественных органов, данных  живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки  и т. п.;

2) опосредствованное  общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);

3) прямое общение  строиться на основе личных  контактов и непосредственного  восприятия друг другом общающихся  людей в самом акте общения  (например, телесные контакты, беседы  людей друг с другом и т.  д.);

4) косвенное  общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:

1) деловое общение  – общение, целью которого  является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;

2) воспитательное  общение – предполагает целенаправленное  воздействие одного участника  на другого с достаточно четким  представлением желаемого результата;

3) диагностическое  общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);

4) интимно-личностное  общение возможно при заинтересованности  партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

Проблема общения  в психологической науке и  по сегодняшний день остаётся актуальной. Изучены, далеко, не все аспекты этого явления. В любом случае общение – это не достаточно изученное явление, более тщательное и глубокое его изучение в сочетании с современными информационными технологиями может дать просто поразительные результаты, которые могут перевернуть наше сегодняшнее представление об обучении и его методиках.

    1. Психологический портрет «идеального руководителя».

Менеджер (от англ. manage — управлять), он же, по-русски, управляющий, — специалист по управлению производством. В зависимости от ситуации, это может быть руководитель, директор, начальник отдела, региональный управляющий.

Менеджер - профессионально  подготовленный руководитель. Однако по эффективности своего руководства  менеджеры различаются. Это зависит от важнейших факторов успеха:

- Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера.

-Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества).

-Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.

-Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере.

-Способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция.

-Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.

Как видно, первые пять важнейших качеств преуспевающего менеджера представляют собой собственно психологические качества. Дальнейшее изучение личностных психологических  качеств, обусловливающих эффективность  руководства, позволило выделить следующие  необходимые качества и черты личности (Р. Стоцилл):

1.Доминантность - умение влиять на подчиненных.

2.Уверенность в себе.

3.Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

4.Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект.

5.Стремление к достижению и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем).

6.Ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям.

7.Независимость, самостоятельность в принятии решений.

8.Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях.

9.Общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми. 5

              Д. Макклелланд отмечает следующий интересный факт:

для бизнесменов, отличающихся выраженной потребностью в достижении цели, деньги сами по себе редко означают большую ценность, гораздо чаще они важны как показатель успеха.

Менеджеру требуются:

   способность управлять собой,

разумные личные цели,

четкие личные ценности,

упор на постоянный личный рост и самосовершенствование,

навык системного решения проблем,

изобретательность и способность к инновациям,

высокая способность  влиять, взаимодействовать с людьми,

знание современных управленческих подходов,

способность руководить,

умение обучать и развивать подчиненных,

умение формировать эффективные рабочие группы.6

Таким образом, профессия менеджера, руководителя, относится к типу профессий «человек-человек», где труд направлен на человека.

 

 

________________

5 Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. - Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. С. 280.

6 Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. - Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. С. 280.

 

Человеку, выбирающему профессию такого типа, необходимы высокие моральные качества, вежливость, выдержка, общая культура, доброжелательность, внимательность, общительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Сегодня, как считают многие специалисты, психологическое знание относится к числу самых востребованных как в целях развития и самосохранения личности, так и для качественного исполнения специалистом служебных обязанностей. Педагогическое знание позволяет более эффективно реализовать психологический материал практической деятельности специалиста.

           «Психология и педагогика» тесно связана со всеми дисциплинами

общегуманитарного цикла, а также с курсами других блоков подготовки

специалистов. Данную дисциплину важно изучать до курса «Психология

профессиональной деятельности и специального курса «Юридическая

психология», потому что оба последних опираются  на знания получен-

ные в результате изучения основ психологии и педагогики.

         Психолого-педагогическая подготовка играет важную роль для подготовки квалифицированных юристов и руководителей, обладающих высоким культурным и нравственным уровнем, необходимыми психолого-педагогическими знаниями и умениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Андреева Г.А. Социальная психология. - М.: Изд. РГУ, 2004. - 460с.
  2. Немов Р.С. Общая психология. - М.: Просвещение - ВЛАДОС, 1995. - 576 с.
  3. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 278 с.
  4. Психология: Учебник / Под ред. Крылова А.А. - М.: Проспект, 2002. - 584 с.
  5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002. - 562 с.
  6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. - Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. - 282 с.
  7. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 576 с.
  8. Социальная психология. Хрестоматия.//  Сост. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.

Информация о работе Психология и педагогика