Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:49, контрольная работа
Основная цель педагогики — всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни.
Педагогика и психология являются основными факторами в формировании личности и поведения человека. Педагогика отвечает на вопрос «чему учить», а психология — «как, почему и зачем учить».
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания и объяснения психологических явлений и фактов, поведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально-психологическими особенностями они обладают.
- большая группа
- многочисленная совокупность
одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Примеры социальных групп: нация, класс, страта и др.
2) По характеру взаимодействия:
- первичная
группа - группа, в которой взаимодействие
носит непосредственный, межличностный
характер и предполагает
- вторичная
группа - группа, взаимодействие в
которой обусловлено
3) По факту существования:
- номинальная
группа (социальная категория) - искусственно
сконструированная группа, которая
выделяется для целей
- реальная группа
- группа, критерием выделения которой
служат осознаваемые людьми
4) По способу организации и регулирования взаимодействия:
- формальная (официальная) группа - группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций. Примеры социальных групп: школьный класс, футбольная команда «Спартак» и др.;
- неформальная
(неофициальная) группа - группа, обычно
возникающая и существующая на
базе личных интересов ее
Каждый из членов общества должен ощущать принадлежность к каким-либо социальным группам. Так, мы ощущаем себя гражданами государства, знаем о своей принадлежности к определенной национальности, к своей семье или своей организации. Такое ощущение дает нам поддержку в нашей повседневной деятельности, позволяет ориентироваться в сложной социальной реальности.
9.1. Виды общения и их сравнительная характеристика.
Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к гругу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.
Общение
свойственно всем высшим живым
существам, но на уровне
Общение — это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений. В этой реальности формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека. 4
Виды общения по средствам:
1) вербальное
общение – осуществляется
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.
__________________
4 Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 56
Виды общения по целям:
сохранения и развития организма;
3) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Виды общения по содержанию:
1) материальное
– обмен предметами и
2) когнитивное
– передача информации, расширяющей
кругозор, совершенствующей и
3) кондиционное
– обмен психическими или
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное
общение состоит в передаче
друг другу определенных
По опосредованности:
1) непосредственное
общение – происходит с
2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);
3) прямое общение
строиться на основе личных
контактов и непосредственного
восприятия друг другом
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Другие виды общения:
1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
2) воспитательное
общение – предполагает
3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
4) интимно-личностное
общение возможно при
Проблема общения в психологической науке и по сегодняшний день остаётся актуальной. Изучены, далеко, не все аспекты этого явления. В любом случае общение – это не достаточно изученное явление, более тщательное и глубокое его изучение в сочетании с современными информационными технологиями может дать просто поразительные результаты, которые могут перевернуть наше сегодняшнее представление об обучении и его методиках.
Менеджер (от англ. manage — управлять), он же, по-русски, управляющий, — специалист по управлению производством. В зависимости от ситуации, это может быть руководитель, директор, начальник отдела, региональный управляющий.
Менеджер - профессионально подготовленный руководитель. Однако по эффективности своего руководства менеджеры различаются. Это зависит от важнейших факторов успеха:
- Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера.
-Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества).
-Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.
-Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере.
-Способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция.
-Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
Как видно, первые
пять важнейших качеств
1.Доминантность - умение влиять на подчиненных.
2.Уверенность в себе.
3.Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.
4.Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект.
5.Стремление к достижению и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем).
6.Ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям.
7.Независимость, самостоятельность в принятии решений.
8.Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях.
9.Общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми. 5
Д. Макклелланд отмечает следующий интересный факт:
для бизнесменов, отличающихся выраженной потребностью в достижении цели, деньги сами по себе редко означают большую ценность, гораздо чаще они важны как показатель успеха.
Менеджеру требуются:
способность управлять собой,
разумные личные цели,
четкие личные ценности,
упор на постоянный личный рост и самосовершенствование,
навык системного решения проблем,
изобретательность и способность к инновациям,
высокая способность влиять, взаимодействовать с людьми,
знание современных управленческих подходов,
способность руководить,
умение обучать и развивать подчиненных,
умение формировать эффективные рабочие группы.6
Таким образом, профессия менеджера, руководителя, относится к типу профессий «человек-человек», где труд направлен на человека.
________________
5 Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. - Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. С. 280.
6 Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. - Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. С. 280.
Человеку, выбирающему профессию такого типа, необходимы высокие моральные качества, вежливость, выдержка, общая культура, доброжелательность, внимательность, общительность.
Заключение.
Сегодня, как считают многие специалисты, психологическое знание относится к числу самых востребованных как в целях развития и самосохранения личности, так и для качественного исполнения специалистом служебных обязанностей. Педагогическое знание позволяет более эффективно реализовать психологический материал практической деятельности специалиста.
«Психология и педагогика» тесно связана со всеми дисциплинами
общегуманитарного цикла, а также с курсами других блоков подготовки
специалистов. Данную дисциплину важно изучать до курса «Психология
профессиональной деятельности и специального курса «Юридическая
психология», потому что оба последних опираются на знания получен-
ные в результате изучения основ психологии и педагогики.
Психолого-педагогическая подготовка играет важную роль для подготовки квалифицированных юристов и руководителей, обладающих высоким культурным и нравственным уровнем, необходимыми психолого-педагогическими знаниями и умениями.
Список использованной литературы.