Программа нравственно-патриотического воспитания для детей с ограниченными возможностями от 3 до 7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:56, творческая работа

Краткое описание

Цель: развитие у детей потребности совершать добрые дела и поступки, формирование таких качеств, как сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность, чувство собственного достоинства.
Программа включает в себя целый комплекс задач:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, городу, улице.
Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
Воспитание уважения к труду.
Развитие интереса к русским традициям и народным промыслам, истокам русской культуры.
Формирование элементарных знаний о правах человека.

Оглавление

1 раздел – Развитие речи.
2 раздел – Изобразительная деятельность
3 раздел - Музыкальная деятельность
4 раздел – Физическое развитие
5 раздел – Ознакомление с окружающим, ознакомление с природой
Тема Ознакомление с окружающим Изобразительная деятельность Игровая деятельность Ознакомление с художественной литературой Музыкальная деятельность Физическое воспитание

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 23.93 Кб (Скачать)

Программа нравственно-патриотического  воспитания для детей с ограниченными  возможностями от 3 до 7 лет 

 

Макаева Татьяна Николаевна, старший воспитатель

 

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками, Коррекционная  педагогика

 

Чувство патриотизма многогранно  по содержанию – это:

-любовь к родным местам, своим родителям;

-гордость за свой народ;

-ощущение своей неразрывности  с окружающим миром;

-желание сохранить и  приумножить богатство своей  страны.

 

Цель: развитие у детей  потребности совершать добрые дела и поступки, формирование таких качеств, как сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность, чувство собственного достоинства.

 

Программа включает в себя целый комплекс задач:

 Воспитание у ребенка  любви и привязанности к своей  семье, городу, улице.

Формирование бережного  отношения к природе и всему  живому.

Воспитание уважения к  труду.

Развитие интереса к русским  традициям и народным промыслам, истокам русской культуры.

Формирование элементарных знаний о правах человека.

Освоение социальных навыков  и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Развитие нравственно-патриотических качеств: гордость, гуманизм, глубокое уважение к стране, народу, российской символике.

 

Методы и приемы воспитательно-образовательного процесса:

игровые

поисково-исследовательские

проблемные

воспитывающие ситуации

 

Формы работы с детьми :

 

- групповые занятия

- индивидуальные занятия

- подгрупповые занятия

- чтение художественной  литературы

- просмотр видеофильмов

- игровая деятельность  ( сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры.)

- проведение праздников  ( развлечений)

- проведение познавательно-развлекательных  мероприятий (конкурсов, КВН, викторин)

- вставки детского творчества 

- этические беседы с  детьми

- рассматривание фотографий, иллюстраций

- организация спортивных  мероприятий

- организация экскурсий

 

Работа с детьми по данному  направлению строится на следующих  принципах:

Принцип гуманизма и педагогического  оптимизма «Не навреди!»

Принцип индивидуального  и личностного подхода.

 

Учебно- тематический план.№ Тема  Количество часов В том числе практических занятий

1. Моя семья 1 1

2. Это Я. Мои друзья. 1 1

3. Наши праздники. 1 1

4. Мой город. 1 1

5. Наша Родина – Россия. 1 1

6. Наши защитники. 1 1

7. Знакомство с профессиями 1 1

8. Родная природа. 1 1

  Итого  8 8

 

 

Содержание программы.

 

1 раздел – Развитие  речи.

Чтение сказок, произведений русских писателей и поэтов;

Знакомство с малыми фольклорными жанрами ( потешки, песенки, считалки, потягушки, пестушки, дразнилки, поговорки, прибаутки);

Составление описательных рассказов;

Разучивание стихотворений;

Обогащение словарного запаса детей 

 

2 раздел – Изобразительная  деятельность

Знакомство с народно-прикладным творчеством

Рассматривание иллюстраций, репродукций

Знакомство с традициями народа

Просмотр видеофильмов «  Зарисовки родной природы »

 

3 раздел - Музыкальная деятельность

Слушание произведений русских  композиторов

Разучивание танцевальных и  хороводных движений

Знакомство с музыкальным  фольклором – припевки, прибаутки, частушки

 

4 раздел – Физическое  развитие

Знакомство с играми разных народов

Знакомства с играми уральского региона

Разучивание русских народных игр

Разучивание народных считалок, речевок

 

5 раздел – Ознакомление  с окружающим, ознакомление с  природой

Знакомство с народными  праздниками

Народный календарь ( времена года – приметы, поговорки)

Знакомство с родным городом, районом

Животные и растения Урала

Особенности национальной культуры

 

Программное содержание по тематическому  планированию.Тема  Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст

Моя семья Беседовать с детьми о членах семьи, подчеркивать их заботу друг о друге.

 Дать детям представление  о том, что такое семья.

 Учить называть своих  ближайших родственников.

 Воспитывать эмоциональную  отзывчивость на состояние близких  людей (пожалеть, посочувствовать) Формировать интерес к своей родословной. Рассматривать фотографии родственников, рассказывать о своей семье. Помочь ребенку увидеть внешнее сходство с родителями и другими родственниками.

Это Я.

 Мои друзья  Воспитывать и развивать образ Я.

 Помогать детям, осознавать  себя.

 Знать свое имя, фамилию.  Воспитывать чувство симпатии  к сверстникам. Объяснять, что  нельзя драться и обижать других  детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Привычку играть, заниматься сообща. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.

 Учить детей заботиться  о младших, помогать им.Формировать такие качества как отзывчивость, сочувствие.

Наши праздники Приобщать детей к праздничной культурой русского народа. Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. Расширять представления о народных праздниках. Знакомить с народными традициями и обычаями.

 Развивать эмоциональную  сферу, чувство сопричастности  к всенародным торжествам.

Мой город  Учить называть родной город. Побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни, любимые места детей. Расширять представления о родном крае, городе.

 Продолжать формировать  интерес к « малой Родине»

 Познакомить с достопримечательности  родного города. Познакомить с  произведениями родного края , писателями родного края.

Наша Родина - Россия Формировать элементарные представления традициях края.

 Воспитывать любовь  к родному краю. Рассказать о  самых красивых местах родного  города. Поддерживать интерес к событиям, происходящим в стране. Углублять представления о Родине- России. Закреплять представления о флаге, гербе, гимне. Рассказать детям о том, что Москва- главный город, столица нашей Родины.

Наши защитники Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.

 Знакомство с некоторыми  родами войск. Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Знакомство с профессиями Продолжать знакомить с профессиями (медицинская сестра, повар, воспитатель) Расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества. Формировать интерес к людям новых профессий.

 Учить оказывать помощь  взрослым.

Родная природа Формировать у детей интерес к явлениям природы. Учить определять состояние природы.

 Дать начальные представления  о приспособленности растений  и животных к среде обитания.

 Воспитывать любовь  к природе и бережное отношение  к ней. Расширять представления детей о различных природных объектах, о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.

 Объяснять экологические  зависимости.

 

 

 Тема Ознакомление с окружающим Изобразительная деятельность Игровая деятельность Ознакомление с художественной литературой Музыкальная деятельность Физическое воспитание

Моя семья 

Составь рассказ на тему: «Самая лучшая мама на свете »

 « Моя любимая 

 мама »

 « Как мы проводим  выходные дни »

 Фотоальбом « Где  мы отдыхали летом »

 Беседа на тему: «  Мой дом, моя семья» 

Рисование « Моя семья»

 Конструирование «  Подарок маме »

 Выставка работ «  Семейная фотография» 

Сюжетно-ролевая игра «  Семья »

 «День рождения мамы»

 «В гостях» 

В.Брюсов « Колыбельная »

 С.Черный « Когда никого нет дома »

 А.Костецкий «Дай, бабуля, поцелую…»

 Е.Трутнева

 Л.Квитко 

В.Иванников « Самая хорошая »

 М.Парцхаладзе « Песенка про бабушку »

 А.Александрова « К нам гости пришли » 

« Дружные ребята »- подвижная  игра

 Подвижная игра «Нам  не тесно»

 Игра- драматизация «Найди свою маму »

 Это Я

 Мои друзья 

Беседа 

 « Я и мое имя  »

 « Как меня ласково  называют дома »

 Занятие «Что я больше  всего люблю делать»

 Минутка вежливости  « Урок дружбы »

 Ситуации: « Давайте  познакомимся»

 «Как меня зовут»

 «Познакомься друг  с другом» 

Рисование «Моя любимая игрушка  »

 Рисование «Мой лучший  друг»

 «Как мы любим играть  »

 Аппликация « Друзья» 

Сюжетно- ролевая игра « День рождения »

 «В гостях»

 Игра-драматизация «  Угощение»

 «Мы ждем гостей»

 «Узнай себя»

 Дид.игра»Мальчик или девочка» 

А.Барто « Игрушки»

 С.Михалков

 « Я расту »

 И.Токмакова « Мне грустно… »А.Кузнецова» Подружки » 

Слушание:

 П. Чайковский

 « Болезнь куклы  », «Новая кукла » 

Р.н. игра « Лавата »

 «Если нравится тебе, то делай так»

 Игры состязания для  мальчиков «Рыцарский турнир»

 «Кто сильнее»

 Под.игра « Нам не тесно»

Наши праздники 

День рождения

 Новый год

 Масленица

 Рождество 

 Мамин день 

 День Победы

23 февраля 

Аппликация « Подарок  маме »

 Рисование « Нарядная  елочка »

 « Что мне больше  всего понравилось на празднике»

 Рисование « Портрет  Деда Мороза » 

Сюжетно - ролевая игра «  Приглашаем на День рождения »

 Дид. игра «Что бывает в Новый год » 

Н.Рубцов « Какие бывают подарки »

 Е.Воробьев « Обрывок провода » 

Песни :

 Е.Тиличеева.Е.Шманова « Елка »

 В.ГерчикЗ.Петрова « К нам приходит Новый год »

 Ю.Гурьева С. Вигдоров

 « Мамин праздник  »

 М. Парцхаладзе « Праздник Победы » 

« Гори, гори, гори ясно»

 « Два Мороза»

 «Ледяные ворота »

 «Поймай снежок»

 «Заморожу»

 «Зайцы и лиса»

 « Снежинки »

Мой город 

Экскурсия по городу

 Экскурсия в музей  камня

 Видеоряд- док. фильм « Наш Екатеринбург »

 Фоторяд – любимые  места родного города

 Беседа на тему : « Мой город » 

Конструирование « Улицы  нашего района»

 Рисование « Вечерний  город »

 « Дома на нашей  улице » 

Сюжетно-ролевая игра «  Путешествие по городу »

 Дид. Игра « Узнай по описанию » 

П.Бажов « Серебряное копытце »

 «Огневушка-Поскакушка»

 «Голубая змейка»

 «Хорзяйка Медной горы»

 Д. Мамин- Сибиряк – сказки

 «Серая шейка»

 Стихи Е. Хоринской 

Е.Радыгин

 « Если Вы не бывали  в Свердловске »

 « На лугу у ворот  … »

 р.н.п. « Во поле береза стояла » 

 

Наша Родина – Россия 

Беседа « Москва – столица  нашей Родины »

 Беседа « Мои соседи  »

 Занятие « Знакомство  с гербом, флагом, гимном России  » 

Рисование « Русский национальный костюм»

 Рассматривание произведений  искусства В. Васнецов « Аленушка», 

 « Богатыри »

 « Иван Царевич на  сером волке » 

С/р игра « Путешествие по России »

 Дид. игра « Узнай город » 

Сказки разных народов 

Слушание:

 Ю.Чичков « Ромашковая Русь »

 М.Мусоргский

 « Рассвет на Москва-реке »

 Песни:

 Ю.Чичков

 К.Ибряева

 «Здравствуй, Родина  моя »

 Русские посиделки.

 « Ромашковая Русь»

 « Незабудковая гжель»

 « Палех»

 « Свирель и рожок  » 

Русские народные игры.

 Игры разных народов.

Наши защитники 

Беседа « Наши защитники  »

 Рассматривание картин  из серии « Защитники Родины  » 

Конструирование « Подарок  папе »

 Рисование « Пограничник  с собакой » 

Сюжетно- ролевые игры:

 Моряки

 Пограничники

 Летчики 

 Танкисты

 

Былины: Илья Муромец, Добрыня  Никитич

 С.Алексеев « Первый ночной таран » 

Слушание:

 С.Прокопьев « Марш »

 Пение :

 М. Парцхаладзе « Брат – солдат » 

П.игра «Самолет »

 «Чье звено скорее  соберется»

Знакомство с профессиями 

Наблюдение за работой:

повара

дворника

мед.сестры

врача

пом. воспитателя

Составление рассказов по картинам из серии « Профессии  », ознакомление с профессиями:

 пожарные

милиция

продовец

парикмахер

 

Рисование « Кем я хочу быть »

 « Красный, желтый, зеленый  »

 

« Космос »

 « Как я помогаю  дома »

 « Не мешайте мне  трудиться »

 Конструирование атрибутов  к сюжетно-ролевым играм 

Сюжетно-ролевые игры:

 Парикмахерская

 Прачечная

 Магазин

 Больница

 Дид. Игра « Профессии » 

Р.н.с. « Семь Симионов, семь работников »

 Е. Благинина « Не  мешайте мне трудиться» 

В.А. Моцарт « Веселый крестьянин » 

Р.н. игра « Земелюшка – чернозем »

Родная природа 

Циклы занятий: - Дикие животные -Домашние животные

- Растения нашего края 

- Перелетные птицы 

- Зимующие птицы 

- Красная книга Урала

- Животные жарких стран

 

Беседы: « Осень на Урале  »

 «Уральская зима »

 «Хищники наших лесов  »»Птицы наших краев»

 «Уральское лето» 

Знакомство с искусством: И. Шишкин « Рожь», « Утро в сосновом лесу »

 И. Левитан « Золотая  осень », « Март », « Весна.  Большая вода »

 А. Саврасов « Грачи  прилетели »

 

 Рисование пейзажей  на темы « Родная природа  »

 « Осенний пейзаж  »

 « Зимушка- зима »

 « Весенняя песенка  »

 « Лето- прекрасная пора » 

Экскурсия в дендрарий.

Информация о работе Программа нравственно-патриотического воспитания для детей с ограниченными возможностями от 3 до 7 лет