Патриотическое воспитание детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы

Оглавление

Введение
1. Как научить детей любить Родину
1.1 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
1.2 Нравственно-патриотическое воспитание с точки зрения авторов-составителей программы «С чего начинается Родина»
2. Воспитание чувства гражданственности и патриотизма через знакомство с родным краем
2.1 Воспитание чувства гражданственности и патриотизма через знакомство с родным краем в группе Монтессори
2.2 Родители - главный пример в воспитании гражданина
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

нрав.патр.docx

— 32.45 Кб (Скачать)

2010

 

Содержание

Введение

1. Как научить детей  любить Родину

1.1 Нравственно-патриотическое  воспитание детей дошкольного  возраста

1.2 Нравственно-патриотическое  воспитание с точки зрения  авторов-составителей программы  «С чего начинается Родина»

2. Воспитание чувства гражданственности  и патриотизма через знакомство  с родным краем

2.1 Воспитание чувства  гражданственности и патриотизма  через знакомство с родным  краем в группе Монтессори

2.2 Родители - главный пример  в воспитании гражданина

Заключение

Литература

Приложения

нравственное патриотическое воспитание ребенок дошкольник

 

Введение

Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня  всеми, кто имеет отношение к  детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Станет его и нашей жизнью. Сегодня  мы говорим о необходимости возрождения  в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано  с развитием и воспитанием  ребенка до школы.

Суть патриотического  воспитания состоит в том, чтобы  посеять и взрастить в детской  душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории  и культуре страны, созданной трудами  родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей  родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического  воспитания, воспитания чувства любви  к Отечеству.

Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие - то, что  было создано, приобретено, накоплено  предшествующими поколениями. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно  научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего  мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Чем младше ребенок, тем большее  влияние можно оказать на его  чувства и поведение. Осознание  критериев морали происходит намного  позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального  поведения. этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы  развить у детей положительное  эмоциональное отношение к близким  и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребенка  на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и  сверстников, способствует проникновению  в их внутренний мир, установлению доверительной  связи с ними.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей  будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда  не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно  приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях - человечности - закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Итак, патриотическое воспитание в детском саду - это процесс  освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

1.  
Как научить детей любить Родину

1.1 Нравственно-патриотическое  воспитание детей дошкольного  возраста

Чувство Родины... Воспитание его у ребенка начинается с  отношения к семье, к самым  близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие  его с родным домом и ближайшим  окружением.

Чувство Родины связано и  с восхищением тем, что видит  перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его  душе... И хотя многие впечатления  еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это -- первые и блестящие попытки русской  народной педагогики, -- писал К.Д. Ушинский, -- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться  в этом случае с педагогическим гением народа».

Огромное значение для  воспитания у детей интереса и  любви к родному краю имеет  все его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с  детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.

Таким образом, система и  последовательность работы по нравственно-патриотическому  воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

СЕМЬЯ

ДЕТСКИЙ САД

РОДНОЙ ГОРОД

РОДНОЙ КРАЙ

СТРАНА, ЕЕ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА

Безусловно, данная схема  не отражает всей полноты работы по нравственно-патриотическому воспитанию, включающей воспитание у детей любви  к родной природе, уважение к людям  труда, независимо от их социального  происхождения и национальной принадлежности, и т.д. Все эти задачи включены в общую систему работы поданной проблеме.

Задача педагога -- отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа  и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д.

Причем факты, явления, к  которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, а также должен продумать, что целесообразно показать и  рассказать детям, особо выделив  характерное только для данной местности, данного края -- то, что можно увидеть  только здесь.

Показать роль малого в  большом, зависимость между деятельностью  одного человека и жизнью всех людей -- вот что очень важно для  воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким  образом работа будет способствовать и воспитанию еще большей любви  к семье и любви к своей  стране.

Например, воспитывая у детей  любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что он -- частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества (учителя учат детей, врачи лечат больных, инженеры и рабочие делают машины и т.д.); соблюдают традиции.

Настоящий гражданин своей  страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви  к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного  отношения к другому человеку.

Гуманное отношение к  людям разных национальностей воспитывается  у ребенка в первую очередь  под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся  постоянно рядом с ним. Это  особенно актуально в наши дни, когда  среди некоторой части взрослого  населения возникает противостояние по данным проблемам. Поэтому в детском  саду особенно важно поддержать и  направить интерес ребенка к  людям других национальностей, рассказать, где территориально живет народ  той или иной национальности, о  своеобразии природы и климатических  условий, от которых зависят его  быт, одежда, характер труда, особенности  культуры.

К концу дошкольного детства  ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого  народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками  и т.д.

Такие важные понятия, как  «долг перед Родиной», «любовь  к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи -- участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно  подвести ребенка к пониманию, что  мы победили в Великой Отечественной  войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена  увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты  памятники. Прикосновение к истории  своей семьи вызывает у ребенка  сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному  вопросу способствует бережному  отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В  вашей семье и под вашим  руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", -- эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с  детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта  работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности  не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому  воспитанию детей требует от воспитателя  особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи  с этим может возникнуть необходимость  в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого -- обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что  в настоящее время у людей  наблюдается интерес к своей  генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и  своего рода в разных поколениях. Поэтому  семейное изучение своей родословной  поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

Ш корни каждого -- в истории  и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

Ш семья -- ячейка общества, хранительница  национальных традиций;

Ш счастье семьи -- счастье  и благополучие народа, общества, государства.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими  городами России, со столицей нашей  Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации. [Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного  возраста. с. 4-8]

 

1.2 Нравственно-патриотическое  воспитание с точки зрения  авторов-составителей программы  «С чего начинается Родина»

По мнению авторов-составителей программы по нравственно-патриотическому  воспитанию «С чего начинаетсячРодина» Михеенко И.А. и Миняевой Т.В. обращение  к родиноведческой тематике актуализируется  рядом событий и причин, происходящих в обществе и образовании в  целом: 1. С одной стороны имеет  место рост национального самосознания, а с другой - усиление проявлений национализма, шовинизма. Это происходит потому, что у подрастающего поколения  не формируются такие качества личности, как понимание и принятие своей  родной культуры и культуры другого  народа, уважение к своеобразным, непохожим  на общемировые или родные быту, традициям, обычаям, нормам и правилам.

2. Общественные деятели,  педагоги, ученые считают, что  кровавые межнациональные конфликты  можно предотвратить, если мы  будем искать в образовании  пути сближения культур разных  народов. Они отмечают, что умению  вести “диалог культур”, овладению  “культурой межнационального общения”  можно и нужно обучать с  детства (Суслова Э.К.).

3. Должны быть переосмыслены  идеалы, на которые опирались  педагоги в работе по нравственному  воспитанию до недавних пор  (страна, объединяющая несколько  союзных республик, армия, общественные  детские и молодёжные организации,  их деятельность и т.п.), так  как в государственной политике  в области образования сохраняется  требование к педагогам осуществлять  педагогический процесс таким  образом, чтобы духовное и нравственное  развитие не отставало от обучения  и интеллектуального развития.

3. Кроме того, должны быть  переосмыслены и отобраны наиболее  оптимальные педагогические подходы  и концепции к образованию  и нравственному воспитанию детей  дошкольного возраста.

В большинстве подходов акцент делается главным образом на отношения  личности к Родине, обществу, людям  страны и Земли, на чувства привязанности  к тем местам, где человек родился  и вырос и т.п.

Поликультурное воспитание - составной элемент мировоззрения  человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции  человека при общении с разными  культурами, формирование отношения  к своему народу, другим нациям и  народам малой родины, родной страны, мира с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры. Система поликультурного  образования должна обеспечить реализацию таких принципов, как “быть равным, но другим”, “быть интегрированным, но уважаемым”, сохранять “равенство неравного” и т.д.

Работа с дошкольниками  по ознакомлению с родным краем, его  природными и социокультурными особенностями  должна быть более определённой: иметь  общий план работы, четко выстроенную  методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы  и последовательные этапы работы в разных возрастных группах, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, свободную  деятельность дошкольника в специально организованных условиях.

2.  
Воспитание чувства гражданственности и патриотизма через знакомство с родным краем

2.1 Воспитание чувства  гражданственности и патриотизма  через знакомство с родным  краем в группе Монтессори

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

Каждый человек может  ответить на этот вопрос исходя из своей  точки зрения, своего восприятия окружающего  мира, личных переживаний. Несомненно одно: у каждого из нас Родина начинается с семьи. Именно семья  является первым источником изучения окружающего мира, эталоном для определения  в будущем жизненных ценностей.

Исходя из того, что семья  является самой главной и любимой  темой для детей, работу по нравственно-патриотическому  воспитанию мы начинаем со своими дошколятами  именно с нее. «Моя семья» - это первый блок в изучении такой большой  темы «Воспитание чувства гражданственности  через изучение Родного Края».

Видя желание детей  говорить о своей семье, узнавать о родственных отношениях между  членами семьи, нами были разработаны  следующие Монтессори-уроки:

Информация о работе Патриотическое воспитание детей