Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:44, курсовая работа
Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы
Введение
1. Как научить детей любить Родину
1.1 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
1.2 Нравственно-патриотическое воспитание с точки зрения авторов-составителей программы «С чего начинается Родина»
2. Воспитание чувства гражданственности и патриотизма через знакомство с родным краем
2.1 Воспитание чувства гражданственности и патриотизма через знакомство с родным краем в группе Монтессори
2.2 Родители - главный пример в воспитании гражданина
Заключение
Литература
2010
Содержание
Введение
1. Как научить детей любить Родину
1.1 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
1.2 Нравственно-патриотическое
воспитание с точки зрения
авторов-составителей
2. Воспитание чувства
2.1 Воспитание чувства
гражданственности и
2.2 Родители - главный пример в воспитании гражданина
Заключение
Литература
Приложения
нравственное патриотическое воспитание ребенок дошкольник
Введение
Нравственное воспитание
- одна из актуальных и сложнейших проблем,
которая должна решаться сегодня
всеми, кто имеет отношение к
детям. То, что мы заложим в душу
ребенка сейчас, проявится позднее.
Станет его и нашей жизнью. Сегодня
мы говорим о необходимости
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Наследовать - значит делать
своим, осваивать наследие - то, что
было создано, приобретено, накоплено
предшествующими поколениями. Культурное
наследие народа - огромное богатство,
которым каждому ребенку нужно
научиться правильно
Чем младше ребенок, тем большее
влияние можно оказать на его
чувства и поведение. Осознание
критериев морали происходит намного
позднее, чем формируются нравственные
чувства и алгоритм социального
поведения. этическое воспитание необходимо
строить таким образом, чтобы
развить у детей положительное
эмоциональное отношение к
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях - человечности - закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Итак, патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
1.
Как научить детей любить Родину
1.1 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Чувство Родины... Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это -- первые и блестящие попытки русской народной педагогики, -- писал К.Д. Ушинский, -- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.
Таким образом, система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
СЕМЬЯ
ДЕТСКИЙ САД
РОДНОЙ ГОРОД
РОДНОЙ КРАЙ
СТРАНА, ЕЕ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА
Безусловно, данная схема
не отражает всей полноты работы по
нравственно-патриотическому
Задача педагога -- отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д.
Причем факты, явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, а также должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края -- то, что можно увидеть только здесь.
Показать роль малого в
большом, зависимость между
Организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию еще большей любви к семье и любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что он -- частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества (учителя учат детей, врачи лечат больных, инженеры и рабочие делают машины и т.д.); соблюдают традиции.
Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.
Гуманное отношение к
людям разных национальностей воспитывается
у ребенка в первую очередь
под влиянием родителей и педагогов,
т.е. взрослых, которые находятся
постоянно рядом с ним. Это
особенно актуально в наши дни, когда
среди некоторой части
К концу дошкольного детства
ребенок должен знать: нашу страну населяют
люди разных национальностей; у каждого
народа есть свой язык, обычаи и традиции,
искусство и архитектура; каждый
народ талантлив и богат
Такие важные понятия, как
«долг перед Родиной», «любовь
к Отечеству», «ненависть к врагу»,
«трудовой подвиг» и т.д., необходимо
прививать на конкретных фактах из
жизни старших членов семьи -- участников
Великой Отечественной войны, их
фронтовых и трудовых подвигов. Важно
подвести ребенка к пониманию, что
мы победили в Великой Отечественной
войне потому, что любим свою Отчизну.
Родина чтит своих героев, отдавших
жизнь за счастье людей. Их имена
увековечены в названиях
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
Ш корни каждого -- в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
Ш семья -- ячейка общества, хранительница национальных традиций;
Ш счастье семьи -- счастье и благополучие народа, общества, государства.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации. [Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. с. 4-8]
1.2 Нравственно-патриотическое
воспитание с точки зрения
авторов-составителей
По мнению авторов-составителей программы по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинаетсячРодина» Михеенко И.А. и Миняевой Т.В. обращение к родиноведческой тематике актуализируется рядом событий и причин, происходящих в обществе и образовании в целом: 1. С одной стороны имеет место рост национального самосознания, а с другой - усиление проявлений национализма, шовинизма. Это происходит потому, что у подрастающего поколения не формируются такие качества личности, как понимание и принятие своей родной культуры и культуры другого народа, уважение к своеобразным, непохожим на общемировые или родные быту, традициям, обычаям, нормам и правилам.
2. Общественные деятели,
педагоги, ученые считают, что
кровавые межнациональные
3. Должны быть переосмыслены
идеалы, на которые опирались
педагоги в работе по
3. Кроме того, должны быть
переосмыслены и отобраны
В большинстве подходов акцент делается главным образом на отношения личности к Родине, обществу, людям страны и Земли, на чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос и т.п.
Поликультурное воспитание
- составной элемент
Работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и социокультурными особенностями должна быть более определённой: иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных группах, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, свободную деятельность дошкольника в специально организованных условиях.
2.
Воспитание чувства гражданственности
и патриотизма через знакомство с родным
краем
2.1 Воспитание чувства
гражданственности и
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
Каждый человек может ответить на этот вопрос исходя из своей точки зрения, своего восприятия окружающего мира, личных переживаний. Несомненно одно: у каждого из нас Родина начинается с семьи. Именно семья является первым источником изучения окружающего мира, эталоном для определения в будущем жизненных ценностей.
Исходя из того, что семья
является самой главной и любимой
темой для детей, работу по нравственно-патриотическому
воспитанию мы начинаем со своими дошколятами
именно с нее. «Моя семья» - это первый
блок в изучении такой большой
темы «Воспитание чувства
Видя желание детей говорить о своей семье, узнавать о родственных отношениях между членами семьи, нами были разработаны следующие Монтессори-уроки: