Патриотическое воспитание детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы

Оглавление

Введение
1. Как научить детей любить Родину
1.1 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
1.2 Нравственно-патриотическое воспитание с точки зрения авторов-составителей программы «С чего начинается Родина»
2. Воспитание чувства гражданственности и патриотизма через знакомство с родным краем
2.1 Воспитание чувства гражданственности и патриотизма через знакомство с родным краем в группе Монтессори
2.2 Родители - главный пример в воспитании гражданина
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

нрав.патр.docx

— 32.45 Кб (Скачать)

ь «Мой дом, моя семья»,

ь «Профессии членов моей семьи»,

ь «Мой семейный альбом».

ь «Делаем салат»

К каждому уроку были созданы  специальные упражнения:

Ш «Семья - родственные отношения»

Ш «Профессии»

Подготовка к этим занятиям подразумевает и участие наших  воспитанников. Дети с удовольствием  приносили на урок фотографии своей  семьи, рассказывали о каждом из своих  родственников. На практических занятиях ребята учатся не только ухаживать  за собой, но и помогать родителям. Познакомившись с приготовлением простейших салатов, каждый из ребят продемонстрировал  свои умения и дома, подобрав ингредиенты, самостоятельно приготовив блюдо. Видя, что интерес не только не угасает, а наоборот, чувствуя потребность  продолжать дальнейшее развитие этой темы в группе была организована выставка рисунков «Моя семья», в подготовке к которой были привлечены и родители воспитанников.

Разрабатывая и используя  дидактические упражнения, занятия  по теме «Семья», мы делали упор на то, что они помогают детям формировать  представления о мире семьи, актуализировать  эмоциональный опыт семейных взаимоотношений, способствуют развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в  семейной жизни. Благодаря этой теме, дети получили первоначальные знания о родственных отношениях в семье - каждый из них одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра). Мама и папа - тоже дочь и сын бабушки и  дедушки.

Следующим этапом нравственно-патриотического  воспитания в нашей разновозрастной  группе является знакомство дошкольников с детским садом. Специально для  этого был разработан следующий  блок Монтессори-уроков:

ь «Моя группа»,

ь «Другие группы нашего детского сада»,

ь «Кто нас кормит»,

ь «Кто нас лечит»,

ь «Кто нам стирает»,

ь «Кто поддерживает в группе чистоту и порядок»,

ь «Заведующая детского сада».

Экскурсии по родному детскому саду вызывают большой интерес у  наших воспитанников. Они с большим  интересом знакомились с новыми для них профессиями, увлеченно  рассматривали оборудование, посещая  кухонный блок, прачечную, медицинский  кабинет. Важно отметить и то, что  после экскурсий у наших воспитанников  пополнялся словарный запас. Для  того, чтобы экскурсии по детскому саду были насыщенными и интересными, они сопровождались познавательными  рассказами работниками нашего учреждения, увидели труд каждого из них. Видя какие усилия необходимо приложить, чтобы приготовить вкусный обед, постирать белье для любимых  кроваток, как трудно руководить таким  учреждением, как детский сад, дети научились уважать чужой труд. Взаимодействуя между собой на индивидуальной работе с Монтессори-материалом, наши воспитанники приобретают опыт общения  между сверстниками, взрослыми в  нашей группе. Дети учатся прислушиваться к мнению окружающих, уважать чужую  точку зрения, считаться с интересами других. Благодаря этим урокам дети успешнее адаптировались к условиям детского сада, познакомились с правилами  в поведения в нашем учреждении.

Для закрепления полученных на этих уроках знаний, нами были разработаны  следующие Монтессори-упражнения:

Ш Фотоальбом «Профессии работников детского сада»,

Ш «Правила поведения для  воспитанных детей».

Третьим этапом нравственно-патриотического  воспитания в нашей разновозрастной  группе является знакомство дошкольников с родным городом. Благодаря этому  блоку дети нашей группы знакомятся с названием нашего города, его  улиц, историей создания Ленинска-Кузнецкого. Специально для этого был разработан следующий блок Монтессори-уроков:

ь «Это мой город»,

ь «Общественные учреждения нашего города»,

ь «Городской транспорт»,

ь «Правила поведения в  общественном транспорте».

На этих уроках наши воспитанники учатся ориентироваться на карте  города, учат свой домашний адрес, здесь  же происходит знакомство и с общественными  учреждениями, с профессиями людей, которые там работают, с городским  транспортом и правилами поведения  на улице.

Для изучения общественных учреждений нами были разработаны и организованы экскурсии на почту, в школу, школьную библиотеку. Наши воспитанники с интересом  узнавали новые сведения о родном городе, с желанием вместе с родителями готовили интересные доклады о достопримечательностях Ленинска-Кузнецкого, а на следующий  день рассказывали на линии о том, что нового они узнали. Видя желание  детей продолжать знакомство с городом, мы разработали сюжетно-ролевую  игру «Библиотека», причем в создании этой игры принимали участие и  наши дошколята. Они самостоятельно изготовили книжки-малышки, которые  с большим удовольствием потом  рассматривали и читали.

Для поддержания интереса детей в изучении родного города, нами были разработаны и изготовлены  следующие Монтессори-упражнения:

Ш Фотоальбом «Мой город»,

Ш «Общественные учреждения города»,

Ш «Универмаг»,

Ш «Административная схема  Ленинска-Кузнецкого».

Благодаря этому блоку  дети научились любить свой родной город, почувствовали себя его частью, получили первые знания о том, что  значит быть примерным гражданином. Дети знакомятся с гражданами-героями  нашего города, с помощью такого положительного примера у наших  воспитанников развивается чувство  гражданственности, патриотизма.

Четвертым этапом нравственно-патриотического  воспитания в нашей разновозрастной  группе является знакомство дошкольников с Родным Краем. Основной задачей  этого блока является постепенное  расширение в сознании детей понятия  «Родина», отнесение нашего города к географической структуре более  широкого порядка: Кемеровской области. Для нас очень важно, чтобы  дети научились и ориентироваться  на карте, и получили представления  о том, чем знаменит наш край, а  также узнали растительный и животный мир его. Специально для этого  был разработан следующий блок Монтессори-уроков:

ь «Ориентация на карте  Кемеровской области»,

ь «Административная схема  Кемеровской области»,

ь «История Кемеровской области»,

ь «Волшебный уголек»,

ь «Полезные ископаемые Кузбасса»,

ь «Растения Кемеровской  области»,

ь «Животный мир Кузбасса»,

ь «Климат нашего края».

На этих уроках наши воспитанники учатся ориентироваться на карте  Кемеровской области, знакомятся с  историей родного края, флорой и  фауной Кузбасса. Также дети узнают, что Кемеровская область является угледобывающей отраслью всей нашей  страны, что труд шахтера почетен, очень тяжел и является самым  уважаемым. Наши дошколята совершают  «путешествие», по шахте с «угольком», знакомятся с ее устройством. Все  это воспитывает уважение к чужому труду, дети понимают, что каждый добропорядочный  гражданин приносит пользу своим  трудом родному краю, а значит и  каждому из нас. На таких уроках дается понятие, что каждый труд очень важен  и уважаем. Вспоминая, кем работают родители наших воспитанников, дошколята  самостоятельно делают вывод, что родители на работе решают очень важные задачи, от правильного решения которых  зависит успешное развитие всего  края, благополучие каждого из нас.

Получая знания о родном крае, о том как он богат полезными  ископаемыми, как разнообразен его  растительный и животный мир, дети учатся любить и беречь природу. Наблюдая на прогулке за растениями, которые растут на территории нашего детского сада, наши дошколята с интересом следят, как меняются цветы, деревья и  кустарники в процессе роста, как  изменяется их внешний вид в зависимости  от времени года. Наши воспитанники умеют не только замечать изменения, происходящие с растениями, но и  самостоятельно делают выводы, почему эти изменения происходят.

Для получения устойчивых знаний о родном Кузбассе, нами были разработаны и изготовлены следующие  Монтессори-упражнения:

Ш «Административная схема  Кемеровской области»,

Ш «Растения Кузбасса»,

Ш «Животные Кузбасса»,

Ш «Полезные ископаемые»,

Ш «Как устроена шахта».

Занимаясь с этими упражнениями, дети закрепляют знания, полученные на уроках, знакомятся с богатствами  родного края. Например, работая  с таблицей полезных ископаемых, наши дошколята знакомятся не только с  их названиями, но и со свойствами их, а также использование их человеком.

Четвертым этапом нравственно-патриотического  воспитания в нашей разновозрастной  группе является знакомство дошкольников со своей страной. Основной задачей  этого блока является расширение представлений ребенка о родине - от малой родины, города, края, до России, воспитание патриотического чувства, уважительного отношения к разным народам и разным обычаям. На этом этапе очень важно, чтобы наши воспитанники при знакомстве со своей  страной увидели ее уникальность, уникальность тех людей которые  ее населяют, почувствовали себя частью России, прониклись чувством уважения и любви к своей стране. Для  этого был разработан следующий  блок Монтессори-уроков:

ь «Очертания нашей страны на глобусе и карте»,

ь «Административная схема  России»,

ь «Столица России - Москва»,

ь «Страницы истории нашего государства»,

ь «Растительный и животный мир нашей страны»,

ь «Разнообразие природных  условий нашей страны, климатические  пояса»,

ь «Народы, населяющие нашу страну»,

ь «Народное творчество».

На этих уроках наши воспитанники закрепляют умение ориентироваться  на карте, знакомятся с символикой России. Нашим дошколятам было очень интересно  узнать, что как и любая страна на планете, Россия имеет свой флаг, герб и гимн. В нашей группе уже  стало привычным по утрам слушать  песню, прославляющую наше Государство, дети не просто слушают гимн, а слушают  его стоя, как и полагается истинному  гражданину своей родины. Рассматривая на уроке набор открыток «Москва», наши воспитанники заворожено слушали  рассказ о Кремле, о Красной  Площади. Открывая страницы истории  России, ребята узнали, что Россияне - это героический народ, вынесший на своих плечах много суровых  испытаний, слушая рассказы о легендарных  личностях нашего Государства А. Мересьеве, Ю. Гагарине, наши дошколята  искренне сопереживали им, старались  задавать вопросы, чтобы больше узнать о таких знаменитых гражданах  нашей родины. Многие даже мечтают  быть похожими на них. Много положительных  эмоций получили дети при изучении народного творчества. Очень полюбились в нашей группе русские народные сказки, сказки народов России. Ребята сравнивали сказки других народов с  русскими сказками, находили много  общего между ними, с удовольствием  восхищались положительными героями. При знакомстве с Дымковской игрушкой, хохломой, городецкой росписью, гжелью, кемеровской росписью дети приносили  даже из дома игрушки, расписанную посуду и увлеченно в группе рассматривали, сравнивали между собой. Все это  говорит о том, что дети гордятся своей страной, ее культурным наследием, уже в дошкольном возрасте учатся быть примерными гражданами России.

Для поддержания интереса к изучению своей страны нами были разработаны и изготовлены следующие  Монтессори-упражнения:

Ш «Административная схема  России»,

Ш «Паспорт Россиянина»,

Ш «Демонстрационный набор  полезных ископаемых»,

Ш «Климатические пояса».

Работая с этими упражнениями, дети в игровой форме учат названия городов, стран. Заполняя «паспорт Россиянина»  выучивают свой домашний адрес, фамилию, имя и отчество. Был даже замечен  факт, что нашим воспитанникам  очень нравится, когда их называют по имени отчеству.

Хочется отметить, что знакомство с родным краем не ограничивается Монтессори-уроком и работой с  упражнениями. На улице дети с интересом  изучают народные приметы, играют в  народные подвижные игры. Перечень народных игр и примет представлен  в приложении.

Таким образом, в нашей  разновозрастной Монтессори-группе воситание любви к своей Родине заключается в том, чтобы показать роль малого в большом, зависимость  между деятельностью одного человека и жизнью всех людей -- вот что  очень важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

2.2 Родители - главный пример  в воспитании гражданина

Чтобы семья успешно справлялась  с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия  для воспитания ребенка в семье.

Что же это за условия? Прежде всего - понимание родителями своей  ответственности за воспитание детей; организация жизни и быта семьи  с учетом их потребностей, эстетических и гигиенических требований; положительный  пример старших - их поведение, речь; единство и последовательность требований к  дошкольникам со стороны всех членов семьи; авторитет взрослых, стремление мам и пап прививать у своих  малышей чувства гражданственности  и любви к Родине. Донесение  до родителей этих знаний - одна из основных задач работы воспитателей с семьей.

В работе с родителями в  нашей Монтессори группе мы используем следующие формы:

1. Консультирование родителей  через информационно-методические  материалы (папки-передвижки, памятки,  брошюры).

2. Организация досугов,  приуроченных к календарным праздникам. Эти мероприятия помогают родителям  взглянуть на ребенка с другой  стороны, сплачивают семью.

3. Родительские собрания, на которых происходит взаимообмен  информацией и опытом.

4. Организация выставок  творческих работ выполненных  совместно с ребенком как в  семье, так и в детском саду.

5. Семейное творческое  задание «Выполним дома» (составление  описательных рассказов на заданную  тему).

В старшем дошкольном возрасте у детей повышается потребность  в общении не только со сверстниками, но и с взрослыми: им хочется поделиться своими впечатлениями об увиденном  или услышанном.

Наиболее запомнились  описание отдыха на Черном море Риты Моргошия, сказка о ласточке Сергея Семенихина. Маша Загородникова вместе с папой  дополнили свой доклад о шахте  рисунком, что подтолкнуло нас  к созданию альбома «Профессии сотрудников  детского сада».

Тесное сотрудничество родителей  с воспитателем, даёт возможность  увидеть заинтересованность детей. Родители активно принимают участие  в различных выставках, которые  проводятся в группе, внутри детского сада, а лучшие работы отбираются для  городских выставок.

Мы надеемся, что основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, полученные папами и мамами через консультации, беседы, родительские собрания продолжат  путь к приобретению ими все новых  знаний при дальнейшем формировании ребенка как личности.

Информация о работе Патриотическое воспитание детей