Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:44, курсовая работа
Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы
Введение
1. Как научить детей любить Родину
1.1 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
1.2 Нравственно-патриотическое воспитание с точки зрения авторов-составителей программы «С чего начинается Родина»
2. Воспитание чувства гражданственности и патриотизма через знакомство с родным краем
2.1 Воспитание чувства гражданственности и патриотизма через знакомство с родным краем в группе Монтессори
2.2 Родители - главный пример в воспитании гражданина
Заключение
Литература
ь «Мой дом, моя семья»,
ь «Профессии членов моей семьи»,
ь «Мой семейный альбом».
ь «Делаем салат»
К каждому уроку были созданы специальные упражнения:
Ш «Семья - родственные отношения»
Ш «Профессии»
Подготовка к этим занятиям подразумевает и участие наших воспитанников. Дети с удовольствием приносили на урок фотографии своей семьи, рассказывали о каждом из своих родственников. На практических занятиях ребята учатся не только ухаживать за собой, но и помогать родителям. Познакомившись с приготовлением простейших салатов, каждый из ребят продемонстрировал свои умения и дома, подобрав ингредиенты, самостоятельно приготовив блюдо. Видя, что интерес не только не угасает, а наоборот, чувствуя потребность продолжать дальнейшее развитие этой темы в группе была организована выставка рисунков «Моя семья», в подготовке к которой были привлечены и родители воспитанников.
Разрабатывая и используя дидактические упражнения, занятия по теме «Семья», мы делали упор на то, что они помогают детям формировать представления о мире семьи, актуализировать эмоциональный опыт семейных взаимоотношений, способствуют развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. Благодаря этой теме, дети получили первоначальные знания о родственных отношениях в семье - каждый из них одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра). Мама и папа - тоже дочь и сын бабушки и дедушки.
Следующим этапом нравственно-патриотического воспитания в нашей разновозрастной группе является знакомство дошкольников с детским садом. Специально для этого был разработан следующий блок Монтессори-уроков:
ь «Моя группа»,
ь «Другие группы нашего детского сада»,
ь «Кто нас кормит»,
ь «Кто нас лечит»,
ь «Кто нам стирает»,
ь «Кто поддерживает в группе чистоту и порядок»,
ь «Заведующая детского сада».
Экскурсии по родному детскому
саду вызывают большой интерес у
наших воспитанников. Они с большим
интересом знакомились с новыми
для них профессиями, увлеченно
рассматривали оборудование, посещая
кухонный блок, прачечную, медицинский
кабинет. Важно отметить и то, что
после экскурсий у наших
Для закрепления полученных
на этих уроках знаний, нами были разработаны
следующие Монтессори-
Ш Фотоальбом «Профессии работников детского сада»,
Ш «Правила поведения для воспитанных детей».
Третьим этапом нравственно-патриотического воспитания в нашей разновозрастной группе является знакомство дошкольников с родным городом. Благодаря этому блоку дети нашей группы знакомятся с названием нашего города, его улиц, историей создания Ленинска-Кузнецкого. Специально для этого был разработан следующий блок Монтессори-уроков:
ь «Это мой город»,
ь «Общественные учреждения нашего города»,
ь «Городской транспорт»,
ь «Правила поведения в общественном транспорте».
На этих уроках наши воспитанники
учатся ориентироваться на карте
города, учат свой домашний адрес, здесь
же происходит знакомство и с общественными
учреждениями, с профессиями людей,
которые там работают, с городским
транспортом и правилами
Для изучения общественных учреждений
нами были разработаны и организованы
экскурсии на почту, в школу, школьную
библиотеку. Наши воспитанники с интересом
узнавали новые сведения о родном
городе, с желанием вместе с родителями
готовили интересные доклады о
Для поддержания интереса
детей в изучении родного города,
нами были разработаны и изготовлены
следующие Монтессори-
Ш Фотоальбом «Мой город»,
Ш «Общественные учреждения города»,
Ш «Универмаг»,
Ш «Административная схема Ленинска-Кузнецкого».
Благодаря этому блоку
дети научились любить свой родной
город, почувствовали себя его частью,
получили первые знания о том, что
значит быть примерным гражданином.
Дети знакомятся с гражданами-героями
нашего города, с помощью такого
положительного примера у наших
воспитанников развивается
Четвертым этапом нравственно-патриотического воспитания в нашей разновозрастной группе является знакомство дошкольников с Родным Краем. Основной задачей этого блока является постепенное расширение в сознании детей понятия «Родина», отнесение нашего города к географической структуре более широкого порядка: Кемеровской области. Для нас очень важно, чтобы дети научились и ориентироваться на карте, и получили представления о том, чем знаменит наш край, а также узнали растительный и животный мир его. Специально для этого был разработан следующий блок Монтессори-уроков:
ь «Ориентация на карте Кемеровской области»,
ь «Административная схема Кемеровской области»,
ь «История Кемеровской области»,
ь «Волшебный уголек»,
ь «Полезные ископаемые Кузбасса»,
ь «Растения Кемеровской области»,
ь «Животный мир Кузбасса»,
ь «Климат нашего края».
На этих уроках наши воспитанники
учатся ориентироваться на карте
Кемеровской области, знакомятся с
историей родного края, флорой и
фауной Кузбасса. Также дети узнают,
что Кемеровская область
Получая знания о родном крае, о том как он богат полезными ископаемыми, как разнообразен его растительный и животный мир, дети учатся любить и беречь природу. Наблюдая на прогулке за растениями, которые растут на территории нашего детского сада, наши дошколята с интересом следят, как меняются цветы, деревья и кустарники в процессе роста, как изменяется их внешний вид в зависимости от времени года. Наши воспитанники умеют не только замечать изменения, происходящие с растениями, но и самостоятельно делают выводы, почему эти изменения происходят.
Для получения устойчивых
знаний о родном Кузбассе, нами были
разработаны и изготовлены
Ш «Административная схема Кемеровской области»,
Ш «Растения Кузбасса»,
Ш «Животные Кузбасса»,
Ш «Полезные ископаемые»,
Ш «Как устроена шахта».
Занимаясь с этими упражнениями, дети закрепляют знания, полученные на уроках, знакомятся с богатствами родного края. Например, работая с таблицей полезных ископаемых, наши дошколята знакомятся не только с их названиями, но и со свойствами их, а также использование их человеком.
Четвертым этапом нравственно-патриотического
воспитания в нашей разновозрастной
группе является знакомство дошкольников
со своей страной. Основной задачей
этого блока является расширение
представлений ребенка о родине
- от малой родины, города, края, до России,
воспитание патриотического чувства,
уважительного отношения к
ь «Очертания нашей страны на глобусе и карте»,
ь «Административная схема России»,
ь «Столица России - Москва»,
ь «Страницы истории нашего государства»,
ь «Растительный и животный мир нашей страны»,
ь «Разнообразие природных условий нашей страны, климатические пояса»,
ь «Народы, населяющие нашу страну»,
ь «Народное творчество».
На этих уроках наши воспитанники закрепляют умение ориентироваться на карте, знакомятся с символикой России. Нашим дошколятам было очень интересно узнать, что как и любая страна на планете, Россия имеет свой флаг, герб и гимн. В нашей группе уже стало привычным по утрам слушать песню, прославляющую наше Государство, дети не просто слушают гимн, а слушают его стоя, как и полагается истинному гражданину своей родины. Рассматривая на уроке набор открыток «Москва», наши воспитанники заворожено слушали рассказ о Кремле, о Красной Площади. Открывая страницы истории России, ребята узнали, что Россияне - это героический народ, вынесший на своих плечах много суровых испытаний, слушая рассказы о легендарных личностях нашего Государства А. Мересьеве, Ю. Гагарине, наши дошколята искренне сопереживали им, старались задавать вопросы, чтобы больше узнать о таких знаменитых гражданах нашей родины. Многие даже мечтают быть похожими на них. Много положительных эмоций получили дети при изучении народного творчества. Очень полюбились в нашей группе русские народные сказки, сказки народов России. Ребята сравнивали сказки других народов с русскими сказками, находили много общего между ними, с удовольствием восхищались положительными героями. При знакомстве с Дымковской игрушкой, хохломой, городецкой росписью, гжелью, кемеровской росписью дети приносили даже из дома игрушки, расписанную посуду и увлеченно в группе рассматривали, сравнивали между собой. Все это говорит о том, что дети гордятся своей страной, ее культурным наследием, уже в дошкольном возрасте учатся быть примерными гражданами России.
Для поддержания интереса
к изучению своей страны нами были
разработаны и изготовлены
Ш «Административная схема России»,
Ш «Паспорт Россиянина»,
Ш «Демонстрационный набор полезных ископаемых»,
Ш «Климатические пояса».
Работая с этими упражнениями, дети в игровой форме учат названия городов, стран. Заполняя «паспорт Россиянина» выучивают свой домашний адрес, фамилию, имя и отчество. Был даже замечен факт, что нашим воспитанникам очень нравится, когда их называют по имени отчеству.
Хочется отметить, что знакомство с родным краем не ограничивается Монтессори-уроком и работой с упражнениями. На улице дети с интересом изучают народные приметы, играют в народные подвижные игры. Перечень народных игр и примет представлен в приложении.
Таким образом, в нашей
разновозрастной Монтессори-
2.2 Родители - главный пример в воспитании гражданина
Чтобы семья успешно справлялась
с воспитанием детей, родители должны
знать основные педагогические требования
и создавать необходимые
Что же это за условия? Прежде
всего - понимание родителями своей
ответственности за воспитание детей;
организация жизни и быта семьи
с учетом их потребностей, эстетических
и гигиенических требований; положительный
пример старших - их поведение, речь; единство
и последовательность требований к
дошкольникам со стороны всех членов
семьи; авторитет взрослых, стремление
мам и пап прививать у своих
малышей чувства
В работе с родителями в нашей Монтессори группе мы используем следующие формы:
1. Консультирование родителей
через информационно-
2. Организация досугов,
приуроченных к календарным
3. Родительские собрания,
на которых происходит
4. Организация выставок творческих работ выполненных совместно с ребенком как в семье, так и в детском саду.
5. Семейное творческое
задание «Выполним дома» (
В старшем дошкольном возрасте у детей повышается потребность в общении не только со сверстниками, но и с взрослыми: им хочется поделиться своими впечатлениями об увиденном или услышанном.
Наиболее запомнились описание отдыха на Черном море Риты Моргошия, сказка о ласточке Сергея Семенихина. Маша Загородникова вместе с папой дополнили свой доклад о шахте рисунком, что подтолкнуло нас к созданию альбома «Профессии сотрудников детского сада».
Тесное сотрудничество родителей с воспитателем, даёт возможность увидеть заинтересованность детей. Родители активно принимают участие в различных выставках, которые проводятся в группе, внутри детского сада, а лучшие работы отбираются для городских выставок.
Мы надеемся, что основы
нравственно-патриотического