Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 22:09, реферат
Цель данной работы – раскрыть сущность гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи в системе образования.
Задачи работы - во-первых, рассмотреть патриотизм и гражданственность как нравственные ценности. Во-вторых, выявить особенности патриотического воспитания в отечественной педагогике. В-третьих, рассмотреть основные подходы к развитию гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи в системе образования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......3
1. ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ................................................................6
2. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ...…………………………………………………..............9
3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В
СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….18
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова)
Факультет иностранных языков
(дневное отделение)
Кафедра Отечественной истории имени А.В. Арсентьвой
РЕФЕРАТ
по граждановедению
на тему:
«Основные подходы к развитию гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи в системе образования»
Выполнила: студентка группы ФИЯ-2Б-13
Кузьмина В.В.
Проверил старший преподаватель
Ласточкин В.Б.
Чебоксары – 2014
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Патриотизм и
гражданственность как нравственные ценности......................
2. Патриотическое
воспитание в отечественной педагогике ...…………………………………………………........
3. Основные
подходы к развитию гражданско-патриотического
воспитания детей и молодежи в
системе образования…………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….1
Введение.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Учреждение
дополнительного образования
Но
реализация гражданско-
Гражданско-патриотическое
воспитание в современных
Цель данной работы – раскрыть сущность гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи в системе образования.
Задачи работы - во-первых, рассмотреть патриотизм и гражданственность как нравственные ценности. Во-вторых, выявить особенности патриотического воспитания в отечественной педагогике. В-третьих, рассмотреть основные подходы к развитию гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи в системе образования.
При написании данного реферата были использованы различные источники. Во-первых, различные методические пособия, такие как Е.А. Леванова, С.Б. Серякова, Т.В. Пушкарева, Е.В. Лисецкая. «Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика». А также «Новые методы подготовки кадров для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма с использованием компьютерных технологий в воинских коллективах, учреждениях образования и культуры». Во-вторых, был использован перечень государственных программ, а именно: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы» и государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005- 2010 годы».
Нельзя не отметить следующие книги, Е.Е. Вяземский, И.В. Следзевский, А.Д. Саватеев «Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждения»; В.И. Деникин «Возрождение и будущее Отечества -в патриотизме молодежи.»; А.А Козлов «Молодые патриоты и граждане новой России». Где прекрасно раскрыта идея патриотического воспитания молодёжи во благо Родине.
Так же были использованы различные
Интернет-ресурсы, как, например, сайт,
посвящённый проблемам патриотического
воспитания молодёжи http://smolpedagog.ru/box%
Материал, раскрывающий основные подходы к развитию гражданско-патриотического воспитания, из данных источников послужил основой для этой работы.
1. Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности.
На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.
Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.
Концепция программы повышения квалификации педагогов базируется на понимании гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания как социально-значимой духовно-практической деятельности, приоритетного направления работы образовательных учреждений. Духовно-нравственное воспитание понимается нами как воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека. Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является гражданско-патриотическое воспитание, понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами гражданина-патриота, что подразумевает уважение к своей Родине, её истории и культуре.
В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.
Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.
Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.
2. Патриотическое воспитание в отечественной педагогике.
В педагогической науке воспитание рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого - целенаправленное создания педагогических условий для развития человека.
Формирование личности человека является процессом и результатом развития человека под влиянием наследственности, среды и целенаправленной педагогической деятельности.
При этом воспитание в широком смысле представляет собой процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.
Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.
Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Гражданско-патриотического воспитание осуществляется на основе освоения общегражданских ценностей.
Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной педагогике является системно-деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности молодежи.
В образовательных учреждениях разных типов и видов реализуется комплексный подход к решению задач гражданского становления личности учащихся.
3. Основные
подходы к развитию гражданско-патриотического
воспитания детей и молодежи в
системе образования.
Успешность и результативность патриотического воспитания во многом зависит от профессионально-личностных особенностей деятельности педагогов в области патриотического воспитания, эмоциональной отзывчивости, нравственной чуткости, творческого стиля мышления, находчивости, способность к эмпатии, ориентации на интересы и запросы молодых людей.
Профессиональная педагогическая компетентность педагога в области гражданско-патриотического воспитания рассматривается нами как способность создавать условия для духовно-нравственного становления детей и молодежи, формирования ценностей патриотизма и гражданственности, готовности личного участия в судьбе своей страны, своего отечества.
Педагогические принципы и современные подходы к подготовке и повышению квалификации педагогов в области патриотического воспитания: ориентация на идеи гуманизации воспитания и дополнительного образования, наполнение деятельности педагогов реальным личностно-ориентированным содержанием; определение и практическая реализация условий (управленческих, организационных, психологических), обеспечивающих достоинство и свободу личности молодого человека в образовательном учреждении.
В гражданском
воспитании могут
– направленность воспитания на решение крупных общественных задач, связанных с укрепление единства российского общества и формированием общероссийской патриотической идентичности;
– приоритетность формирования гражданских ценностей и идеалов гражданственности, социальной солидарности, ответственности;
– интегративность содержания по отношению к формированию и развитию личности и ориентирам ее коллективистского самоопределения.
Необходимо выработать такой подход, который учитывал бы общие задачи патриотического воспитания граждан РФ, специфику общественно-воспитательной среды, индивидуальные особенности учащихся (интересы, опыт, жизненные ориентации, способность и готовность к коллективной работе), стимулировал бы развитие воспитательных систем в направлении активного коллективообразования и соответствующей организации окружающей социальной среды.