Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 22:09, реферат
Цель данной работы – раскрыть сущность гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи в системе образования.
Задачи работы - во-первых, рассмотреть патриотизм и гражданственность как нравственные ценности. Во-вторых, выявить особенности патриотического воспитания в отечественной педагогике. В-третьих, рассмотреть основные подходы к развитию гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи в системе образования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......3
1. ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ................................................................6
2. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ...…………………………………………………..............9
3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В
СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….18
Учесть эти условия гражданско-патриотическое воспитание можно выдвинув на первый план формирование единого образовательно-воспитательного пространства (интеграцию воспитательной системы и социальной среды) школы, локального сообщества, города, региона. С точки зрения форм и методов воспитания это означает необходимость интегрированного подхода к разнообразным воспитательным воздействиям, управления этими воздействиями в организуемой социальной среде. Дети и молодые люди должны быть окружены сетью социальных и культурных проектов, объединений детей и взрослых, социальных и культурных коммуникаций. В единое целое в таком случае объединяются собственно воспитательные воздействия, педагогически организованная среда, которая стимулирует процессы коллективообразования, совместная деятельность педагогов, детей, молодежи.
Интегративный подход предполагает:
– объединение воспитательных систем отдельных школ, других образовательных учреждений на локальном, муниципальном, региональном уровнях. Пространство может быть построено вокруг одной школы или группы школ, выступающих инициаторами совместной воспитательной деятельности, или путем объединения на основе договора всех образовательных учреждений района;
– предварительное изучение локальной социальной среды, ее образовательного и воспитательного потенциала, потребностей и интересов потенциальных участников общего воспитательного пространства – школ, учреждений дополнительного образования, центре социальной и психологической помощи, детских и молодежных формальных и неформальных объединений, педагогов, родителей, детей и т.д.;
– гибкая организации воспитательного пространства как «сверху» (по инициативе территориальных органов управления), так и «снизу» – по инициативе детей и молодежи (клубы, объединения по интересам, социальные проекты);
– консолидация образовательного пространства вокруг общей, социально-значимой цели, способной объединить всех его участников, мотивировать их творческую, солидарную, ответственную деятельность;
– использование разнообразных социально-коммуникативных возможностей, предоставляемых воспитательным пространством, – деятельности образующих его коллективов, смены и активной реализации социальных ролей, диалога с представителями различных поколений, общих событий и т.д. – для воспитания гражданских качеств личности.
Каждый из названных подходов акцентирует внимание на том или ином аспекте гражданского воспитания. Но как целостное направление воспитательной работы гражданско-патриотическое воспитание требует целостного и комплексного полхода к решению его целей и задач.
В построении гражданского образования одним из ведущих подходов признан компетентностный подход.
Гражданская компетентность личности предполагает наличие ряда сформированных компетенций. Термин компетенции (ключевые компетенции) относительно недавно появился в отечественной педагогической науке и остается во многом спорным. Компетенция – это некий комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать знания/умения в конкретной ситуации. Компетентным является тот, чья деятельность, поведение адекватны появляющимся проблемам. Таким образом, компетенция – это нечто иное, чем просто знания и умения, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях. Компетенция – это способность установить и реализовать связь между «знанием-умением» и ситуацией. Главное в компетенции – не «знать» или «уметь», а мобилизовать то или иное знание или умение в нужный момент.
Необходимым условием формирования компетенции является наличие личного опыта человека по решению ситуаций того или иного вида.
Мировой образовательный опыт показывает нам, какие именно компетенции хотело бы видеть сформированными у выпускника школы современное общество. Наиболее развёрнуто они сформулированы в заключительном докладе М. Стобарта, бывшего в конце 1990-х годов заместителем директора Департамента образования, культуры и спорта Совета Европы:
Первые две из перечисленных групп компетенций могут быть объединены в группу гражданских компетенций.
Таким образом, формируя систему патриотического воспитания, необходимо учитывать «обратные связи» между этой системой и обществом. Значение проявлений активности общества, культуры, общественного и личного самосознания настолько велико, что их нельзя отнести к разряду «дополнительных условий» или внешних влияний среды. Общественные устремления нельзя назвать и просто факторами или компонентами патриотического воспитания. Они являются основанием патриотического воспитания – основанием, коренящимся в потребностях человека в совместной социальной деятельности и коллективистском самоопределении, в существовании нравственного порядка в обществе, в личностном самоутверждении и самосовершенствовании.
Заключение.
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи – одна из важнейших задач любого развитого государства.
Задачи данной работы были решены. Были рассмотрены основные подходы к развитию гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в системе образования. В гражданском воспитании могут использоваться различные подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический и т.д. Каждый из них акцентирует тот или иной аспект гражданского воспитания. Но как самостоятельное направление воспитательной работы гражданско-патриотическое воспитание требует особого, целостного и комплексного подхода к реализации его целей и задач.
Завтрашний день России зависит от того, насколько дальновидными будут принимаемые сегодня меры по внедрению новых стандартов качества и доступности образования — при безусловном сохранении лучших национальных традиций, заключающихся в интеграции понятия патриотизма с реалиями современного образования и направленных на социальное будущее современного поколения молодых граждан России. Она зиждется на вечности России, где связь нескольких поколений выступает всего лишь эпизодом, но для бессмертия каждого из нас этого вполне достаточно.
Именно нацеленность на социальную востребованность молодежи, осознание подростками и молодыми людьми своей «нужности», значимости для общества, социальный заказ на молодежное творчество и активность дают огромный позитивный импульс освоению ценностей патриотизма, резко повышает его эффективность и воздействие на процесс обучения, самовоспитания и самосовершенствования.
Общим контекстом активного и всестороннего обретения патриотизма через образование может стать улучшение морально-психологического климата в обществе, рост уровня общественной активности различных социальных групп и слоев, повышение социальной отдачи от деятельности не только учебных заведений, но и учреждений культуры, производственных предприятий и др.
Сегодня теория и практика патриотического воспитания подрастающего поколения находится на переломном этапе развития, но все более очевидны в этом процессе недостаточность традиционных представлений о задачах и функциях патриотической работы, а также формализм, проявляющийся прежде всего в увлечении парадными оборонно-массовыми мероприятиями и др.
Список литературы.