Проектная методика как эффективное средство организации учебной деятельности в 10 классе общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и смоделировать проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме, доказать эффективность её использования при обучении ИЯ на старшей ступени в 10 классе общеобразовательной школы.
Объект, предмет и цели исследования определили следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения ИЯ на основе анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.
2. Исследовать технологию использования проектной методики при обучении ИЯ на завершающем этапе средней общеобразовательной школы.
Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по использованию проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий на старшей ступени в 10 классе общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы методики проектной технологии………6

Анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования……………………………………………..6
Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте современных педагогических технологий……………………………………..15

Глава 2 Технология использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы…………………………………………………………………………….21

2.1. Основы использования проектной методики в обучении иностранным языкам……………………………………………………………21
2.2. Содержание и реализация проекта системы учебных и внеучебных занятий по сквозной теме «Our House of Tomorrow»…………………………33

Заключение………………………………………………………………..42

Список использованной литературы…………………………………….45

Файлы: 1 файл

Минестерство образования и науки РФ.doc

— 592.00 Кб (Скачать)

Следовательно, в процессе активной мыслительной иноязычной речевой деятельности при проектной работе возникают различного рода связи между иностранным языком и собственным миром учащегося, что  способствует развитию коммуникативной компетенции.

Рассмотрим схему  нижепредставленную схему 1.

Схема 1.

Проектная работа и интеграция


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как показано в схеме 1, проектная работа является источником использования широкого спектра коммуникативных навыков и умений, что дает право учащимся расширять и углублять знания, полученные из разных областей, а также представляет возможность открыто высказываться о вещах, которые действительно имеют большое значение для их собственной жизни. Сплетение языка с действительными нуждами учащегося, когда непосредственная цель действия (его предмет) совпадает с мотивом, потребностью самого ученика поделиться своей мыслью с учителем, является основой коммуникативного подхода при проектном обучении ИЯ.

2.Принцип  ситуативной обусловленности.

Учащиеся принимают  активное участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации. В  процессе проекта  организуется совместная  работа учащихся на личностно-значимые темы: “Our House of Tomorrow”, “We are against Violence”, “My Dream family” и т.д.

3.Принцип  проблемности.

Данный принцип предусматривает  выполнение проекта как решение  коммуникативно-познавательных задач  различного уровня сложности.

В основе любого проекта  лежит проблема, требующая определенных языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и  имеющая определенную практическую и теоретическую познавательную значимость. Например:

  1. Система школьного образования  в России и странах изучаемых языков.

(Проблема: можно ли  построить школу будущего, взяв  все положительное, что есть в школьном образовании России, Великобритании, США? Какой вы ее (школу) представляете?).

  1. Культура России и стран изучаемых языков.

(Проблема: помогает ли знание культуры, традиций, обычаев лучше  понять национальный характер?)

  1. Средства массовой информации.

(Проблема: влияют ли  средства массовой информации  на формирование нашего мировоззрения?)

  1. Охрана окружающей среды.

(Проблема: как демократическое общество решает проблемы окружающей среды?)

Необходимо отметить, что успешное решение личностно-значимой проблемы предполагает интеграцию знаний  из  других областей. Так, после изучения темы «Образование» (“Education”) учащимся предлагается  составить проект “The schools of tomorrow” «Школы будущего», взяв все положительное, что есть в школьном образовании России, Великобритании, США, Канады, Австралии Новой Зеландии. При этом учащиеся, работая над проектом, воспроизводят в памяти знания из различных областей, полученные на уроках иностранного языка, а также истории, географии и др., что способствует актуализации пройденного материала. С другой стороны, поиск решения практических задач актуализирует необходимость добывания новых знаний, познавательную деятельность учащихся.

Если при традиционном подходе учащимися приходится неоднократно сталкиваться  с трудностями в  выполнении заданий, требующих ассоциаций со знаниями, усвоенными ранее, то по проектной  методике учащиеся освобождаются в большей части от таких трудностей, так как в процессе разработки проекта  собственная заинтересованность учащегося, его внутренние мотивы, стремление проявить свои творческие способности, заставляющие активно мыслить, рассуждать над проблемой, раскрывает в его памяти необыкновенные речевые ресурсы, которые он использует в новой сложившейся ситуации. В большинстве методических пособий указывается, что  межпредметные связи в проектной работе способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместных действий и умение вести исследовательскую работу.

Таким образом, в основе творческого решения проблемы, как  ведущей составляющей проектного обучения,  лежит не только знание ИЯ , но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых для решения этой проблемы.  Процесс интеграции при проектном обучении  ИЯ помогает учащимся осознать роль языковых знаний, которые становятся основным средством при успешном овладении иноязычной речевой деятельностью, помогают овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии и смело вступать в межкультурную коммуникацию.

4.Принцип  соизучения языка и культуры.

Данный принцип предполагает создание диалога культур в процессе иноязычной речевой деятельности учащихся.

Рассмотрим схему 2, 3


 

 



 

 

Схема 3


 


 


 


                   

 

Язык – это элемент культуры, он функционирует в рамках определенной культуры, поэтому обучающиеся должны быть знакомы с особенностями данной культуры, а также с особенностями функционирования языка в  культуре. Поэтому ИЯ должен быть не просто средством узнавания иностранной культуры и истории, он также должен быть средством сообщения учащимся о своей собственной культуре, то есть должен способствовать созданию диалога культур.  Таким образом, ИЯ в проектной работе является также и связующим звеном между англо-говорящим миром и собственным миром ученика.

 

5. Принцип автономности.

Проектная работа устраняет  зависимость ученика от преподавателя  путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Следовательно, одним из главных принципов работы по проектной методике при обучении иностранному языку на старшем этапе является предоставление обучаемым реальной автономии и возможности проявления инициативы и самостоятельности в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Развитие автономии  учащегося в учебной деятельности по овладению изучаемым языком выделяется в качестве важной образовательной цели в современных программах по изучению иностранных языков . При этом уровень автономии, самостоятельности в процессе изучения иностранных языков рассматривается как обязательный критерий уровня владения изучаемым языком [10, с. 9].

Ориентированная на личность обучаемого проектная методика предполагает, таким образом, следующее: учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи иноязычной речевой деятельности, отбирают необходимый материал, пользуясь разнообразными источниками информации, планируют содержание иноязычной речевой деятельности и осуществляют ее, добиваясь искомого результата.

Наряду с этим учащиеся нуждаются в целом ряде определенных интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений, необходимых и достаточных для самостоятельного решения проблемы, лежащей в основе проектной методики обучения иностранным языкам. Е.С. Полат [17, с. 5] выделяет следующие, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:

  1. интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами);
  2. творческие  (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения);
  3. коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).

В контексте автономного  учения проектное обучение предполагает   формирование также и умений осознавать собственные потребности, выбирать адекватные способы и средства их реализации, оценивать результаты своего труда.

Важным моментом является и то, что учащимся рекомендуется  вести дневник, и это позволяет  им участвовать в обсуждении хода и результатов учебного процесса. В дневнике школьники формулируют  свои чувства и отношение к этому процессу, делают выводы о факторах, стимулирующих или тормозящих его. Дневник позволяет фиксировать каждый успешный шаг в овладении языком, удачно выбранные приемы работы и учебные материалы; непрерывно оценивать собственный прогресс, вести диалог с учителем.

 Анализируя важнейшую  составляющую проектного обучения  – автономность учащихся, необходимо сделать следующий вывод: в ходе проективной деятельности в процессе иноязычного общения учащийся овладевает целым рядом важнейших умений: осознавать свои цели и потребности, отбирать необходимые материалы, планировать и прогнозировать результаты, пользоваться различными видами учебных материалов; осмысливать и обсуждать ход и результаты; взаимодействовать с учителем и товарищами;  активно мыслить и познавать действительность посредством ИЯ, добывать необходимые знания и умения и успешно использовать  их в практической деятельности.

Для выпускников школы  автономность при проектировании является средством для повышения внутренней мотивации и может стать целью, реализация которой ведет к возможности самообразования в сфере изучения ИЯ.

Исходя из приведенной сущностной характеристики проектной методики с учетом  ИЯ как учебного предмета, необходимо отметить, что проектная методика как нельзя лучше подходит к продуктивным методикам обучения ИЯ, иноязычной культуре и межкультурной коммуникации, суть которой – развивающее, личностно-ориентированное обучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Содержание  и реализация проекта системы  учебных и внеучебных занятий  по сквозной теме «Our House of Tomorrow»

В результате исследования проблемы использования проектной  методики на старшей ступени обучения в 10 классе Щукиной Н.М.  был разработан и реализован проект заключительного занятия по сквозной теме “Housing”, проводимого в 10 классе «А» гимназии № 2 г. Иркутска [ 26, c. 63-70]

Тема проекта: “Our House of tomorrow”

Тип проекта: ролево-игровой с элементами исследовательской и творческой деятельности; монопроект с открытой координацией; внутренний, групповой, краткосрочный.

В основе проекта “Our House of tomorrow” лежит исследовательская работа старшеклассников и выявление основных проблем экологического, экономического и социального характера, связанных со строительством «Дома Будущего» в современных условиях.

Цель  проекта: проверить эффективность проектной методики в процессе обучения ИЯ.

 Доказать, что:

1) проектная деятельность  обеспечивает повышение уровня  владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;

2) проектная деятельность  обеспечивает повышение уровня  внутренней мотивации учащихся к более качественному владению иностранным языком;

3) проектная деятельность  способствует повышению уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива, а также их общему интеллектуальному развитию.

 Цель потребовала  решения следующих задач:

  1. Обогатить, расширить языковые и речевые знания учащихся по сквозной теме “Housing”, систематизировать и закрепить ранее пройденный материал по теме, совершенствовать развитию иноязычной речевой компетенции и межкультурной коммуникации в целом.
  2. Повысить уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы.
  3. Познакомить учащихся с методами групповой работы, методами проведения исследований, направленных на решение определенной проблемы.
  4. Развивать сплоченность коллектива, ответственное критическое мышление, воображение, смекалку в процессе иноязычной ролево-игровой деятельности.
  5. Вовлечь учащихся данного проекта в дальнейшую исследовательскую деятельность по решению новых проблем, связанных с реальной жизнью и внутренним миром старшеклассников.

Направленность  проекта: познавательная.

Продолжительность проведения: 3 академических часа.

Возраст: 10 кл. (15-16 лет).

Место проведения: Гимназия № 2, г. Иркутск.

Оборудование  и оформление: фотоматериалы с изображениями различных жилищ, карта земного шара, портрет Роберта Бернса, стихотворение “My Heart’s in the Highlands…”, фломастеры, клей, ножницы, ватман и другие необходимые «строительные» материалы.

Модель  проектного занятия: Занятие основано на пройденном материале по теме “Housing” и нацелено на расширение и обогащение языковых и речевых знаний учащихся по этой теме с помощью использования дополнительной литературы, а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности (Passive Voice, Gerund Subjunctive Mood), лингвистической и коммуникативной компетенции в целом.

Информация о работе Проектная методика как эффективное средство организации учебной деятельности в 10 классе общеобразовательной школы