Проектная методика как эффективное средство организации учебной деятельности в 10 классе общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и смоделировать проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме, доказать эффективность её использования при обучении ИЯ на старшей ступени в 10 классе общеобразовательной школы.
Объект, предмет и цели исследования определили следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения ИЯ на основе анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.
2. Исследовать технологию использования проектной методики при обучении ИЯ на завершающем этапе средней общеобразовательной школы.
Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по использованию проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий на старшей ступени в 10 классе общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы методики проектной технологии………6

Анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования……………………………………………..6
Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте современных педагогических технологий……………………………………..15

Глава 2 Технология использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы…………………………………………………………………………….21

2.1. Основы использования проектной методики в обучении иностранным языкам……………………………………………………………21
2.2. Содержание и реализация проекта системы учебных и внеучебных занятий по сквозной теме «Our House of Tomorrow»…………………………33

Заключение………………………………………………………………..42

Список использованной литературы…………………………………….45

Файлы: 1 файл

Минестерство образования и науки РФ.doc

— 592.00 Кб (Скачать)

В.Петрова [16, с. 62] приводит пример игрового проекта «Устройство горы для катания», проводимой в 5-ой школе города Москвы для младших групп 1-ой ступени. «Вокруг этой темы, - пишет В.Петрова, - была развернута учебная тема: подготовка к зиме и защита от холодов. Дети, с одной стороны, делали варежки, чинили теплую одежду для того, чтобы иметь возможность кататься на своей горе, а с другой – наблюдали явления замерзания воды, формы снежинок и пр.».

 В результате такого  подхода  учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний под руководством учителя на уроке подменялось работой по выполнению заданий-проектов. Вследствие этого уровень общеобразовательной подготовки школьников резко снизился.

Н.К. Крупская в 1931 году, рассматривая вопрос о возможности некоторых элементов метода проектов в условиях советской школы, предостерегала об «опасности узкого практицизма», и провозглашала разработку таких проектов, на которых « …возможна была бы большая учеба»[11, с. 12-13].

Рассуждение Н.К. Крупской  о глубокой связи теории и практики, об «опасности узкого практицизма», о необходимости посредством исследовательской работы развития личности учащегося,  являются, по мнению автора данного дипломного исследования, наиболее существенными положениями при современном понимании проектного обучения.

В основе современного понимания  проектной методики, как отмечает Е.С. Полат, лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой разработка проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов» [17, с. 4].

«Чтобы добиться такого, результата», – продолжает Е.С. Полат, «необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи» [14, с. 67].

Исходя из вышесказанного, необходимо сделать следующий вывод: проектное обучение всегда ориентировано  на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность учащихся при решении личностно-значимой проблемы,  в процессе которой происходит открытие основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение.

Подходя у данному  вопросу с психологической точки  зрения, необходимо заключить, что  в основе проектного обучения  лежит принцип «эго-фактора», который  предполагает такой подход к учащимся, который может быть соотнесен с развиваемым в настоящее время личностно-деятельностным  подходом в методике обучения.

Какова же сущностная характеристика личностно-деятельностного  подхода?

В основе личностно-деятельностного  подхода лежат психолого-педагогические положения П. Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.В Зимней, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Сформулированный личностно-деятельностный подход был определён концепцией  общего среднего образования, выдвинутой временным научно-исследовательским коллективом в 1988 году в качестве одного из системно- образующих факторов перестройки всего школьного образования. Как отмечается авторами концепции, личностно-деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподования, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности [8, с. 18].

Рассматривая проектную  методику в контексте личностно-деятельного  подхода, отметим сначала, что означает личностный, то есть первый компонент. Личность, как подчеркивает И.А. Зимняя, «выступает в качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и в общении с другими людьми и сама определяет характер и особенности протекания этих процессов» [8, с. 63].

Таким образом, в центре обучения находится сам школьник, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть ученик как личность.

Сущность проектной  методики, рассматриваемой в контексте  личностно-ориентированного обучения, состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться с позиции  самого учащегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей. Вследствие этого личностно-ориентированное обучение, лежащее в основе проектной методики, предполагает изменение основной схемы взаимодействия. Как отмечает И.А. Зимняя, «вместо широко распространенной схемы субъектно-объекного взаимодействия S→O, где S – учитель, субъект педагогического воздействия и управления, а О – ученик, объект, должна иметь место схема субъектно-субъектного равнопартнерского учебного сотрудничества. То есть обучение осуществляется по схеме S1↔Sn , где S1 – это учитель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как к партнеру, информативный для школьника, интересный собеседник, содержательная личность,  Sn – это школьник как единый взаимодействующий, коллективный, совокупный субъект партнерского общения» [8, с. 71]. 

На завершающем этапе  средней общеобразовательной школы  личностно-ориентированное проектное обучение является особенно значимым по следующим причинам:

  1. Учащиеся 10 – 11 классов в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой «третий мир», существующий между детством и взрослостью.
  2. Промежуточность общественного положения и статуса  юношества способствует активизации мыслительной деятельности старшеклассников и повышению степени их самостоятельности.
  3. На старшей ступени обучения активно развивается на основе рефлексии свое собственное самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я».
  4. Перед школьниками этого возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития  самосознания, выработка  мировоззрения и жизненной позиции [19, с. 166].

Далее рассмотрим деятельностный компонент, также лежащий в основе проектного обучения. Обратимся к общим положениям теории деятельности, сформулированными  А.Н. Леонтьевым, И.А. Зимней.

Существенной особенностью любой деятельности, как подчеркивает И.А. Зимняя [9, с. 9-15], является  ее мотивированность. Так как объектом обучения в преподавании ИЯ, согласно личностно-деятельностному подходу, служит речевая деятельность, а языковая система выступает только как средство реализации этой деятельности, то, как и всякая деятельность, речевая деятельность должна основываться на коммуникативно-познавательной потребности учащихся высказать свою мысль. Эта потребность, как подчеркивает И.А. Зимняя [8, с. 70], входит в общую систему его мотивации. Соответственно у учителя ИЯ возникает педагогическая и психологическая проблема первоначального создания, формирования или сохранения уже существующей у школьника потребности общения на ИЯ и познания средством этого языка личностно-значимой действительности.

Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения ИЯ.

Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, по мнению автора данного исследования, являются:

- связь идеи проекта с реальной жизнью: идея всякого проекта должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для учащегося проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практической деятельность;

- наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников: в процессе применения проектной методики очень важно добиться личностного принятия идеи проекта и пробуждение подлинного интереса к его реализации, что позволит добиваться успешного его выполнения и эффективности его обучающего воздействия;

- ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя:  переход с позиции лидера в позицию консультанта и координатора, что дает обучаемым реальную автономию и возможность проявления своей собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения проекта, способствует саморазвитию личности.

Таким образом, проектная  методика  реализует личностный подход к учащимся, требующий прежде всего отношение к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте современных педагогических технологий

На протяжении последних  десятилетий основные ориентации развития школьного образования в обществе нацелены на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решает проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения [22, с. 8].

Анализ материалов международных  научных конференций убеждает в  том, что целью образования в настоящее время  становятся не просто знания и умения, то определенные качества личности. Постиндустриальное общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Школьное образование  должно быть направлено, в соответствии с этим, на решение следующих задач:

1. Формирование готовности к решению различных проблем. Очевидно, что в зависимости от ситуации, решение конкретно возникающей проблемы будет опираться на целый спектр знаний, навыков, умений в разных предметных областях.

Для того чтобы данное качество было сформировано, необходимо:

- сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

- шире использовать рефлексивный  подход в обучении;

- стимулировать у обучаемых не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и формулировать свои собственные вопросы по курсу;

- усилить степень автономии учащихся;

- пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке;

2. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении  с учетом социокультурных отличий современного мира.

3. Развитие стремления  учиться всю жизнь, обновляя  и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям [22, с. 8-9].

Однако, как утверждает Е.С. Полат, «решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий» [14, с. 13].

Задача школы, как подчеркивает Е.С. Полат [14, с. 14], заключается не столько в содержании образования, сколько в использовании новых технологий обучения.

Что же означает понятие «технология»?

Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение) определяется как совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки определенных изделий; как научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы. [23, с. 248] 

Технология  обучения -это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний , приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Как подчеркивает Д.В. Чернилевский [23, с. 248-249], технология обучения предполагает управления процессом обучения, включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности учащихся и контроль этой деятельности.

 Далее обратимся  к понятию «проектирование» (от  лат. projectus – брошенный вперед). Говоря о проектировании, следует заметить, что эта категория не является новой в педагогической теории. В последние десятилетия это понятие появилось в контексте новой программы образования,  предложенной в конце 70-х годов Королевским колледжем искусств Великобритании. Оно тесно связано с проектной культурой, являющейся той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения ,созидания и исполнения и которая определяется как дизайн или проектирование.

Проектирование,  как отмечает Н.П. Сибирская [21, с. 344], представляет собой деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления. Оно является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании.

Информация о работе Проектная методика как эффективное средство организации учебной деятельности в 10 классе общеобразовательной школы