Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:20, курсовая работа
Идеи развития личности всегда волновали умы прогрессивного человечества. Уровень развития общества и вытекающая из его требований современная концепция развития личности выдвигают на передний план разработку более совершенных методов, форм, содержания процесса обучения, которые могли бы способствовать развитию творческого потенциала, познавательной и коммуникативной активности личности, её социальному и личностному самоопределению.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы использования проблемных ситуаций для развития навыков разговорной речи старшеклассников……………………….7
1.1. Содержание проблемного обучения в дидактике………………………….7
1.2. Проблемные ситуации при обучении иностранному языку……………..15
1.3. Развитие навыков разговорной речи через проблемные ситуации….…..21
Глава 2 Практическое исследование создания проблемных ситуаций как средства развития навыков разговорной речи…………………………………28
2.1. Выбор критериев и показателей создания проблемных ситуаций для совершенствования коммуникативности учащихся при обучении иностранному языку………….………………………………………………….28
2.2. Технология развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов с использованием проблемных ситуаций…………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2
Коммуникативные потребности
реализуются в разных видах речевой
деятельности (чтение, слушание, письмо,
говорение) путем овладения различными
способами осуществления
При анализе полученных результатов учащиеся были распределены по следующим уровням развития коммуникативных качеств (им присваивалась соответствующая шкальная оценка):
1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных способностей. Они не стремятся к ответу, не вступают в дискуссию, часто отказываются отвечать, зачастую не могут преодолеть языковой барьер.
2. Испытуемым, получившим
оценку 2, коммуникативные и
3. Для испытуемых,
получивших оценку 3, характерен
средний уровень проявления
4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро ориентируются в новой подгруппе при выполнении индивидуальных заданий, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие во всех организуемых дискуссиях на иностранном языке, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.
5. Испытуемые, получившие высшую оценку — 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя при выполнении коммуникативных заданий в новой подгруппе, инициативны, предпочитают в создавшейся проблемной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими учащимися в группе, могут внести оживление в беседу на любую тему по иностранному языку, способны принимать участие в создании учебных проблемных ситуаций, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации.
Согласно приведённым выше характеристикам на начальном этапе пробного обучения шкальная оценка 1 наблюдалась у трех учащихся экспериментальной группы; шкальная оценка 2 – у четырёх учащихся; шкальная оценка 3 – у четырех учащихся; шкальная оценка 4 – у трех учащихся; шкальная оценка 5 – у двух учащихся. На конечном этапе исследования наблюдается значительный рост уровня коммуникативного навыка. Так, учащиеся с низким уровнем проявления коммуникативных способностей отсутствуют, число учащихся со шкальной оценкой 2 уменьшилось вдвое (два учащихся), средний уровень проявления коммуникативных способностей характерен семи учащимся, к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей относятся пять учащихся, высоким уровнем коммуникативной компетенции по-прежнему обладают 2 учащихся.
Положительные результаты пробного обучения по развитию навыка разговорной речи наглядно представлены в таблице 1 в виде процентного соотношения числа учащихся.
Уровень |
Начало пробного обучения |
По завершении пробного обучения | ||||||
Чтение |
Говорение |
Слушание |
Письмо |
Чтение |
Говорение |
Слушание |
Письмо | |
Высокий |
56% |
31% |
18% |
17% |
59% |
34% |
18% |
18% |
Средний |
38% |
50% |
57% |
63% |
35% |
53% |
59% |
64% |
Низкий |
6% |
19% |
25% |
20% |
6% |
13% |
23% |
18% |
(Таблица 1)
Как мы видим из таблицы, по завершении пробного обучения уровень развития коммуникативной компетенции учащихся значительно повысился. Причем наиболее развит коммуникативный навык в таких видах речевой деятельности как говорение, письмо, чтение. Наименее развит - в слушании. Так, мы пришли к выводу, что выбранные нами упражнения на разрешение проблемной ситуации способствуют совершенствованию коммуникативного навыка в целом.
Положительные результаты изменений представлены в диаграмме 1.
Выводы по второй главе:
Во второй главе решалась третья и четвёртая задачи исследования. Достижение положительных результатов исследования было достигнуто благодаря созданию педагогических условий, обеспечивающих реализацию процесса развития коммуникативных навыков учащихся с учётом основных требований: валидности, адекватности, динамичности при использовании проблемных ситуаций в учебном процессе.
Выяснили, что проблемная ситуация с одной стороны создаёт у учащихся повышенный интерес к какому-то явлению, а с другой стороны, возникает рассогласование между тем, что они знают, и тем, какие знания, и умения необходимы, чтобы решить учебную проблему. Таким, образом, использование проблемных ситуаций коммуникативного характера позволило значительно повысить развитие речевого навыка разговорной речи учащихся.
Полученные данные позволяют сделать качественный вывод о положительных результатах эксперимента на данном этапе, об эффективности использования проблемных ситуаций при обучении иностранному языку на старшем этапе обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование ориентировано на решение проблем развития коммуникативного навыка учащихся через упражнения проблемного характера, на основе проблемных ситуаций.
Остановимся на полученных результатах при решении задач теоретико-практического исследования. Первая задача состояла в анализе опыта использования проблемного обучения иностранному языку в школе.
В первой главе курсовой работы представлено описание современного состояния проблемного обучения, даны его основные характеристики и определение проблемной ситуации, которая давно перестала быть основной составляющей «классического» проблемного обучения и перешла в разряд интегрирующих и интегрированных компонентов большинства современных развивающих систем и подходов.
Вторая задача заключалась в определении психологических и дидактических возможностей создания и специфики использования проблемных ситуаций при развитии навыков разговорной речи учащихся. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, развитие наиболее активно осуществляется при использовании упражнений проблемного характера, и при создании проблемных ситуаций на уроках английского языка.
Решение третьей задачи, заключающейся в разработке системы упражнений по развитию навыков разговорной речи учащихся на основе использования проблемных ситуаций, позволил нам прийти к выводу, что использование проблемных ситуаций способствует не только устранению языкового барьера, но и развитию коммуникативной активности учащихся на занятии. Проблемные ситуации, направленные на коммуникативность, способствуют, в свою очередь развитию речевого навыка учащихся.
Решение четвёртой задачи по верификации успешности данной системы упражнений отражено в предоставленной в работе таблице.
Проведенное пробное обучение послужило основанием для следующих выводов:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ