Проблемные ситуации как средство развития разговорного навыка на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Идеи развития личности всегда волновали умы прогрессивного человечества. Уровень развития общества и вытекающая из его требований современная концепция развития личности выдвигают на передний план разработку более совершенных методов, форм, содержания процесса обучения, которые могли бы способствовать развитию творческого потенциала, познавательной и коммуникативной активности личности, её социальному и личностному самоопределению.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы использования проблемных ситуаций для развития навыков разговорной речи старшеклассников……………………….7
1.1. Содержание проблемного обучения в дидактике………………………….7
1.2. Проблемные ситуации при обучении иностранному языку……………..15
1.3. Развитие навыков разговорной речи через проблемные ситуации….…..21
Глава 2 Практическое исследование создания проблемных ситуаций как средства развития навыков разговорной речи…………………………………28
2.1. Выбор критериев и показателей создания проблемных ситуаций для совершенствования коммуникативности учащихся при обучении иностранному языку………….………………………………………………….28
2.2. Технология развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов с использованием проблемных ситуаций…………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

курсовая по методике.docx

— 113.97 Кб (Скачать)

Коммуникативные потребности  реализуются в разных видах речевой  деятельности (чтение, слушание, письмо, говорение) путем овладения различными способами осуществления речевых  действий. Для реализации коммуникативных потребностей необходимо формирование отдельных навыков и умений. Для замера уровня сформированности коммуникативного навыка у учащихся мы произвели анализ сформированности отдельных навыков и умений в начале и по завершению проблемного обучения. Это такие навыки и умения как: умение конструировать развернутое предложение различных типов; умение составлять собственное высказывание на заданную тему, соблюдая правила связности текста; умение письменно фиксировать материал, воспринимаемый аудитивно или в процессе чтения, и производить определенные трансформации; умение читать и понимать содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и видов; умение устно осуществлять диалогическое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения; умения делать краткие устные монологические сообщения по заданной теме; передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст; умения письменно оформить и передать элементарную информацию, в частности, написать письмо.

При  анализе  полученных результатов учащиеся были распределены по следующим уровням развития коммуникативных качеств (им присваивалась соответствующая шкальная оценка):

1. Испытуемые, получившие  оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных способностей. Они не стремятся к ответу, не вступают в дискуссию, часто отказываются отвечать, зачастую не могут преодолеть языковой барьер.

2. Испытуемым, получившим  оценку 2, коммуникативные и организаторские способности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно при выполнении коммуникативных заданий в подгруппах, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, выступая перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, редко проявляют инициативу при решении проблемных ситуаций.

3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен  средний уровень проявления коммуникативных  способностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Они, как правило, тщательно готовят домашние задания, но не вступают в разговор на уроке. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию и развитию коммуникативных способностей.

4. Испытуемые, получившие  оценку 4, относятся к группе с  высоким уровнем проявления коммуникативных способностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро ориентируются в новой подгруппе при выполнении индивидуальных заданий, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие во всех организуемых дискуссиях на иностранном языке, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

5. Испытуемые, получившие  высшую оценку — 5, обладают  очень высоким уровнем проявления коммуникативности. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя при выполнении коммуникативных заданий в новой подгруппе, инициативны, предпочитают в создавшейся проблемной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими учащимися в группе, могут внести оживление в беседу на любую тему по иностранному языку, способны принимать участие в создании учебных проблемных ситуаций, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации.

Согласно приведённым  выше характеристикам на начальном  этапе пробного обучения шкальная оценка 1 наблюдалась у трех учащихся экспериментальной группы; шкальная оценка 2 – у четырёх учащихся; шкальная оценка 3 – у четырех учащихся; шкальная оценка 4 – у трех учащихся; шкальная оценка 5 – у двух учащихся. На конечном этапе исследования наблюдается значительный рост уровня коммуникативного навыка. Так, учащиеся с низким уровнем проявления коммуникативных способностей отсутствуют, число учащихся со шкальной оценкой 2 уменьшилось вдвое (два учащихся), средний уровень проявления коммуникативных способностей характерен семи учащимся, к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей относятся пять учащихся, высоким уровнем коммуникативной компетенции по-прежнему обладают 2 учащихся.

Положительные результаты пробного обучения по развитию навыка разговорной речи наглядно представлены в таблице 1 в виде процентного соотношения числа учащихся.

Уровень

Начало  пробного обучения

По  завершении пробного обучения

Чтение

Говорение

Слушание

Письмо

Чтение

Говорение

Слушание

Письмо

Высокий

56%

31%

18%

17%

59%

34%

18%

18%

Средний

38%

50%

57%

63%

35%

53%

59%

64%

Низкий

6%

19%

25%

20%

6%

13%

23%

18%


(Таблица 1)

Как мы видим из таблицы, по завершении пробного обучения уровень развития коммуникативной компетенции учащихся значительно повысился. Причем наиболее развит коммуникативный навык в таких видах речевой деятельности как говорение, письмо, чтение. Наименее развит - в слушании. Так, мы пришли к выводу, что выбранные нами упражнения на разрешение проблемной ситуации способствуют совершенствованию коммуникативного навыка в целом.

Положительные результаты изменений представлены в диаграмме 1.

 

Выводы по второй главе:

 

Во второй главе решалась третья и четвёртая задачи исследования. Достижение положительных результатов исследования  было достигнуто благодаря созданию педагогических условий, обеспечивающих реализацию процесса развития коммуникативных навыков учащихся с учётом основных требований: валидности, адекватности, динамичности при использовании проблемных ситуаций в учебном процессе.

Выяснили, что проблемная ситуация с одной стороны создаёт у учащихся повышенный интерес к какому-то явлению, а с другой стороны, возникает рассогласование между тем, что они знают, и тем, какие знания, и умения необходимы, чтобы решить учебную проблему. Таким, образом, использование проблемных ситуаций коммуникативного характера позволило значительно повысить развитие речевого навыка разговорной речи  учащихся.

Полученные данные позволяют сделать  качественный вывод о положительных  результатах эксперимента на данном этапе, об эффективности использования  проблемных ситуаций при обучении иностранному языку на старшем этапе обучения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данное исследование ориентировано  на решение проблем развития коммуникативного навыка учащихся через упражнения проблемного  характера, на основе проблемных ситуаций.

Остановимся на полученных результатах при решении задач  теоретико-практического исследования. Первая задача состояла в анализе опыта использования проблемного обучения иностранному языку в школе.

В первой главе курсовой работы представлено описание современного состояния проблемного обучения, даны его основные характеристики и определение проблемной ситуации, которая давно перестала быть основной составляющей «классического» проблемного обучения и перешла в разряд интегрирующих и интегрированных компонентов большинства современных развивающих систем и подходов.

Вторая задача заключалась  в определении психологических и дидактических возможностей создания и специфики использования проблемных ситуаций при развитии навыков разговорной речи учащихся. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, развитие наиболее активно осуществляется при использовании упражнений проблемного характера, и при создании проблемных ситуаций на уроках английского языка.

Решение третьей задачи, заключающейся в разработке системы упражнений по развитию навыков разговорной речи учащихся на основе использования проблемных ситуаций, позволил нам прийти к выводу, что использование проблемных ситуаций способствует не только устранению языкового барьера, но и развитию коммуникативной активности учащихся на занятии. Проблемные ситуации, направленные на коммуникативность, способствуют, в свою очередь развитию речевого навыка учащихся.

Решение четвёртой задачи по верификации успешности данной системы упражнений отражено в предоставленной в работе таблице.

Проведенное пробное обучение послужило основанием для следующих выводов:

          1. Анализ всех полученных итогов теоретической и практической деятельности свидетельствует о выполнении поставленных задач, подтверждает предположение о возможности целенаправленного развития коммуникативной компетенции в рамках образовательного процесса в школе на уроках английского языка с использованием проблемных ситуаций.
          2. Использование проблемных ситуаций не предполагает отказа от традиционных дидактических принципов, а является их достойным дополнением, реализующим принцип развивающего обучения.
          3. Диагностика уровней развития речевого навыка, его абсолютные и сравнительные показатели, а также математический расчет эффективности обучения показывают, что предлагаемая система упражнений является результативной. Так проблемные ситуации являются одним из важнейших средств развития коммуникативной компетенции на уорках английского языка на старшем этапе обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. (ред) Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб, Златоуст, 1999. - 472 с.
  2. Ананьев Б.Г. Воспитание характера школьника Л. : Изд-во ЛГУ, 1941, 219 с.
  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука 1977, 380 с.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, в 2-ух т. 1968, 339 с.
  5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998.
  6. Ариян М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней шкоде: Дис. . канд. пед. наук. М. 1982.178 с.
  7. Белякова, Е.А. Использование проблемных заданий при формировании умений устного речевого общения у будущих учителей иностранного языка / Е.А. Белякова// Ярославский педагогический вестник. - Т. 2. - 2011. -№ 1. - С. 117-121
  8. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки школе. – 1985. – № 2. – С. 17– 24.
  9. Головин С.Ю.. Словарь практического психолога.
  10. Гурьянова О.Н. Использование Игровых речевых ситуаций при формировании коммуникативных умений дисс. . канд. пед. наук. Москва, 1999
  11. Зимняя И.А. Особенности создания проблемных ситуаций при обучении иностранному языку // Проблемное обучение в специальном вузе. М., 1987
  12. Ильина Т.А. «Проблемное обучение понятие и содержание» Проблемное обучение - понятие и содержание. // Вестник высшей школы. 1976 г. с.28
  13. Использование проблемного подхода при обучении второму иностранному языку: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Г.И. Гонтарь. - М., 1987. - 16 с.
  14. Ковалевская Е. В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система. -М, МНПИ, 2000.-226 с.
  15. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение на рубеже веков//Образование XXI века: проблемы и перспективы.- Магнитогорск, 1998
  16. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков.-М., 1999.
  17. Кудрявцев Т.В. Внедрение принципа проблемности в обучение.- М., 1968.
  18. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.-М., 1991
  19. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение — понятие и содержание. Итоги дискуссии и пути
  20. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М., 1972
  21. Матюшкин A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
  22. Махмутов М.М. Вопросы организации процесса проблемного обучения. М., 1977
  23. Махмутов М.М. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.
  24. Махмутов М.М. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975.
  25. Оконь В. Основы проблемного обучения. -М., 1968
  26. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002г.
  27. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского — М., 1986.
  28. Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. А.М. Прохоров.-4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 1632с., ил.
  29. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пос. для студ. пед. ВУЗов М.:Просвещение, 2002 239 с.
  30. Учебно-речевые ситуации (УРС) в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1974. - № 6.

Информация о работе Проблемные ситуации как средство развития разговорного навыка на уроках английского языка