Применение задач-оценок на старшей ступени изучения физики в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 20:06, дипломная работа

Краткое описание

У многих молодых людей снижается интерес к физике, что объясняется не только тем, что физика — трудный предмет, а скорее тем, что о ней рассказывают и пишут не интересно, скучно. Физика - наука не узкоспециальная, а общечеловеческая. Конечно, в ней есть много специальных вопросов. Исходя из этого, современный школьный курс физики должен быть, построен в направлениях, во-первых, гуманитаризации, во-вторых, обеспечения современного методологического уровня, в-третьих, интеграции, в-четвертых, максимального приближения к жизни.
В современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ………………………………………………………..6
§1.1. Что такое физическая задача…………………………………………...6
§1.2. Роль и место задачи в обучении физике ……………………………...9
§1.3. Классификация физических задач……………………………………12
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ-ОЦЕНКИ И ИХ РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ………………………………………………………………………….18
§2.1. Сущность понятие «оценка»………………………………………….18
§2.2. Задачи-оценки в курсе физики средней школы..…………………….22
§2.3. Примеры решения задач-оценок……………………………………..26
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………………………………………………….32
§ 3.1. Анализ школьных сборников задач по физике…………………….32
§ 3.2. Результаты исследования ……….………………………………...…33
ЗАЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 576.84 Кб (Скачать)

Другие 8 человек считают, что ученики не испытывают трудности при решении задач такого типа.

 

 

 

 

 

 

 

Большинство учителей, а именно 80% считают, что иногда нужно использовать задачи-оценки на уроках физики, 1 человек ответил, что такие задачи нужно использовать часто, 1 человек – что нет необходимости в использовании таких задач.

Теперь можем сделать общий вывод из проанализированных анкет.

В настоящее время на уроках физики задачи-оценки используют не так часто как хотелось бы и это связано скорее всего с тем, что  многие сборники по физике содержат недостаточное количество таких задач. Ученики испытывают трудности при решении такого рода задач, а именно: проблемы с математическими вычислениями, недопонимание физической сути задачи, неумение оценивать реальность полученных результатов, недостаточный уровень владения учебным материалом, плохо развито логическое мышление, неумение выбирать разумные значения физических величин.

Но, по моему мнению, преподаватели просто не готовы к частому использованию задач данного типа в виду их необычности (нехватка оборудования, времени, нехватка методических источников в полном объеме).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения дипломной работы были реализованы все поставленные задачи:

  1. проанализирована научно-методическая литература и Интернет-источники по данной тематике исследования;
  2. проведен сравнительный анализ школьных задачников и сборника ЕГЭ на наличие задач-оценок;
  3. сделана выборка примеров задач-оценок;
  4. проведено анкетирование учителей различных общеобразовательных школ по теме данного исследования;
  5. проведен анализ практического применения задач-оценок.

По проделанной работе можно сделать выводы, что задачи-оценки необходимо использовать на уроках физики, т.к. именно они позволяют применить теоретические положения и законы физики на практике, другими глазами увидеть происходящие вокруг нас процессы и явления, «приземлить» довольно сложную теорию, связать физику с другими дисциплинами, например, математикой, физкультурой, биологией, химией и т.д.

Ценность задач-оценок состоит и в том, что в формулировке их нет или почти нет необходимых для решения численных значений физических величин. Выбрать и задать эти величины должен сам учащийся, перелистав справочную литературу. В ходе решения подобных задач учащиеся сталкиваются с проблемами, требующими применения уже имеющихся у них знаний, умений и навыков в новых условиях, когда на основе использования своего учебного и жизненного опыта они «открывают» неизвестные им законы и закономерности. Все это создает благоприятную атмосферу для развития заложенных природой творческих качеств учащихся, формирования устойчивого интереса к изучению предмета.

Но по опросу учителей эти задачи лишь иногда применяются на уроках физики, и школьники плохо справляются с их решением.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабаев В.С., Шкитина Ю.Ю. Влияние математических  факторов на уровень решаемости физических задач // Проблемы преп. физики в ВУЗе.
  2. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. - М: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 347 с
  3. Бубликов С.В. Физические оценки как компоненты методологической подготовки учащихся // Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Материалы научно-методической конференции «Университеты России». – СПб.:Изд-во СПбГТУ, 1997. – С. 117-118.
  4. Бугаев А. И. Методика преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение, 1981. - 228 с.
  5. Важеевская Н.Е. Оценка как научная категория и ее роль в школьном физическом образовании // Физика в системе современного образования: Труды седьмой международной конференции.-СПб:Изд-во  РГПУ им. А.И. Герцена,2003.- с 22-24
  6. Володарский В. Е. О классификации учебных задач по физике. //Физика в школе N 4, 1979. - С. 66.
  7. Володарский В.Е. Психодидактика задачного подхода при обучении физике. //Психодидактика высшего и среднего образования /Тезисы первой всероссийской научно-практической конференции. -Издательство БГПУ, 1996.-С. 178-179.
  8. Володарский В. Е. Актуализация элементов знаний в решении задач. //Физика в школе N 4, 1978. -С. 63 - 65.
  9. Гриценко В. И. Урок решения задач-оценок //Электронный ресурс. − режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/313347/
  10. Ерохина Р.Я. Роль и место задачи в обучении физике. //Электронный ресурс. – режим доступа: http://fiziks.jrg.ua/rol-i-mesto-zadach-v-obuchenii-fizike/
  11. Зинченко П. И. , Смирнов А. А. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.-112 с.
  12. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. -М.: Просвещение, 1974.
  13. Кокин В.А. Методика использования задач-оценок в процессе обучения физике //Формирование научного мировоззрения и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: Сборник статей. /Под ред. А.А. Зиновьева, В.А. Основиной. - Ульяновск: ИПК ПРО. 2001. - С.56.
  14. Кузнецов В.М. Концепции мироздания в современной физики: Учеб.пособ. для вузов. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. – 144с.
  15. Лернер И. Я. Факторы сложности познавательных задач.// Новые исследования в педагогических науках. - М.: 1970. - № 11. С. 86 - 91.
  16. Лукашик В. И. , А. А. Ченцов. О составлении физических задач. // Физика в школе №2, 1978. - С. 45 - 48.
  17. Меледин Г. В. Задачи-оценки. Практикум абитуриента. Приложение к журналу «Квант» № 5/2001. О физике и физическом мышлении. Стр. 113 – 128. М.: Бюро Квантум, 2001.
  18. Меледин Г. В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями. 3-е изд М.: Физматлит, 1994.
  19. Меледин Г.В. Задачи-оценки. – Журнал «Квант» № 7, 1983 //Электронный ресурс.− режим доступа:http://kvant.mirror1.mccme.ru/1983/07/zadachi-ocenki.htm
  20. Молеваник С. П. Физические оценки как средство развития методологической культуры учащихся : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : СПб., 2004 224 c. РГБ ОД, 61:05-13/813
  21. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1987.
  22. Пойа Д.П. Как решать задачу. – М., 1961. – С. 105.
  23. Радкевич Л.А. Задачи-оценки в школьном курсе физики// Вопросы методики обучения физике в современной школе и подготовки учителя физики: Сб. научных тр. – М.:Прометей,1997. – С. 63-67.
  24. Разумовский В. Г. Познавательные задачи по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1966. - 155 с.
  25. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике для 10 – 11 классов средней школы. - 10-е изд.− М.: Дрофа, 2006.−198с., ил.
  26. Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. Г.Н. Степанова. - 9-е издание. −М.: Просвещение, 2003.−288с.: ил.
  27. Тулькибаева Н. Н., Усова А. В. Методика обучения учащихся умению решать задачи. - Челябинск, 1981.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 


 



Информация о работе Применение задач-оценок на старшей ступени изучения физики в средней школе