Применение медиасредств в образовательном процессе современной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Медиаобразование, как набор средств и методов обучения молодежи сегодня как никогда актуально. Изменения в образовании, происходящие под влиянием стремительного внедрения информационных технологий во все сферы жизни, предъявляют серьезные требования к уровню компетентности педагога, которому необходимо осваивать роль консультанта для ученика. Ученые-исследователи и педагоги разных стран мира подчеркивают особую потребность медиаобразования. Предполагается, что медиаграмотный педагог сумеет:

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ………….………. 6
1.1 Технологический подход в современной педагогике 6
1.2. Медиасредства в образовательном процессе ..19
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ.. 32
2.1 Применение медиасредств в образовательном процессе школы как практическая проблема 32
2.2 Разработка медиасредств и их применение в учебном процессе (презентация) 38
2.3 Опытно-экспериментальная часть (описание и результаты) 51
2.4. Сравнительный анализ урока с использованием мультимедиа с традиционным уроком 58
Заключение 61
Список используемой литературы 64

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

В экспериментальном классе по сравнению с контрольным урок прошел динамичней и непринужденней, у учащихся 3а класса наблюдался повышенный интерес к новой теме.

Таблица 1 Количественные показатели инициативности учащихся в контрольном и экспериментальном классах

В экспериментальном классе

В контрольном классе

средний показатель

количества активно участвующих в ходе уроков детей за 1 четверть 2012-2013 учебного года, %

Удельный вес желающих активно участвовать в уроке с использованием мультимедиа, %

Рост ини-циатив-ности, %

средний показатель количества активно участвующих в ходе уроков детей за 1 четверть 2012-2013 учебного года,

%

Удельный вес желающих активно участвовать в традиционном уроке , %

Рост ини-циатив-ности, %

37

62

25

41

49

8


Сочетание комментариев учителя с анимацией значительно активизировало внимание школьников, принося эстетическое удовлетворение. Урок проходил более эмоционально, учащиеся охотней проявляли инициативу, позитивней вступали во взаимодействие с преподавателем. По данным таблицы 1 видно, что инициативность учащихся в экспериментальном классе на уроке о танцевальном характере музыкальной речи с использованием мультимедиа на 25 % выше по сравнению со средним показателем активности в ходе традиционных уроков за первую четверть и на 17 % выше роста инициативности в ходе урока о танцевальном характере музыкальной речи в контрольном классе.

В экспериментальном классе преподавателю за время урока удалось изложить большее количество материала, нежели в контрольном, что говорит о более эффективном использовании учебного времени.

Весь текстовый материал урока с использованием мультимедиа был изложен в течение 40 минут. Тот же самый материал излагался в контрольном классе в течение 52 минут, что на 12 минут дольше.

Таблица 2 Экономия времени на уроке с использованием мультимедиа

Длительности, минут

Урок с использованием мультимедиа

Традиционный

урок

Экономия времени на уроке с использованием мультимедиа

40

52

12


 

Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Помимо этого снимается такая проблема, как потеря контакта с классом при отворачивании учителя к доске. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. [19]

Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействиям возможен положительный результат мультимедийного урока.

В качестве проверки усвояемости материала о танцевальном характере музыкальной речи в 3а и 3б классах, были проведены последующие уроки с целью проверки и закрепления изученного материала.

Таблица 3. Количественные показатели о желающих отвечать на закрепляющих уроках о «Песенном, танцевальном и маршевом характере музыкальной речи»

В экспериментальном классе

В контрольном классе

Разница удельного веса желающих отвечать учащихся в контрольном и экспериментальном классах

Удельный вес желающих отвечать на закрепляющем уроке о «Песенном, танцевальном и маршевом характере музыкальной речи», %

24

16

8


 

По данным таблицы 3 количество детей желающих участвовать в ходе учебного процесса, закрепляя материал, изученный на уроке с использованием мультимедиа, выше, чем на традиционном, что говорит о лучшей усвояемости учебного материала на экспериментальном занятии и положительных эмоциях, связанных с его восприятием у ребенка.

Помимо всего прочего интерактивный урок сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения, так как проходит под руководством педагога, который в свою очередь задает направление.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из вышеизложенного, следует то, что медиасредства могут и должны рассматриваться как орудие деятельности в первую очередь учителя, остающегося, "лидером" педагогического процесса. Человек может играть роль субъекта или (и) объекта воздействия компьютеризированной системы.

Также кроме разгрузки умственной деятельности от рутинных компонентов можно выделить следующие психологические преимущества использования мультимедиа-ресурсов в процессе обучения школьников:

1. Визуализация. Работа с графической информацией позволяет мобилизовать ресурсы образного мышления даже при работе со знаковым материалом.

2. Ускорение процесса  экстериоризации замысла, его материализация  в виде рисунка или схемы.

3. Ускорение и увеличение  полученных от компьютера результатов шаблонных преобразований ситуации.

4. Расширение возможностей  осуществления пробующих поисковых  действий, которые теперь совершаются  компьютером.

5. Возможность вернуться  к промежуточным этапам сложной  деятельности (используя память компьютера).

6. Возможность одномоментного  рассмотрения одного и того  же объекта с нескольких точек зрения, сравнение нескольких вариантов преобразования объекта.

7. Экономия урочного времени, динамичность хода урока.

8. Повышенные требования  к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.

9. Улучшение эмоциональной  атмосферы на уроке за счет  большей заинтересованности учащихся в учебном процессе.

 

Целью курсовой работы являлось раскрытие возможностей медиасредств в повышении эффективности образовательного процесса в современной школе. В результате проделанной работы была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме. В первой главе описаны особенности технологического подхода в современной педагогике, а также показаны возможности применения медиасредств в образовательном процессе.

Во второй главе раскрыты практические проблемы применения медиасредств  в изучении педагогических технологий, показаны процессы разработки медиасредств и эффективность их применения в процессе обучения школьников.

Теоретическое обоснование и практическая реализация опытно-экспериментальной работы подтвердила достоверность и плодотворность в процессе обучения учащихся с применением информационных технологий (мультимедийной презентации).

Следовательно, применение медиасредств в обучении на основе личностно-ориентированного, индивидуального, деятельностного и системного подходов в образовательном процессе доказывает возможность повышения уровня знаний. Анализ результатов эксперимента показывает, что значительно повысились интерес к изучению данного предмета, мотивация и познавательная активность учащихся экспериментальной группы.

Выводы:

  1. Современное общество в своем развитии перешло к новому этапу информационных технологий, основными признаками которого является наличие глобальных сетей ЭВМ, широкомасштабное использование мультимедийных технологий и рост значения когнитивных факторов их использования.
  2. В новых условиях изменяются содержание, методы и организационные формы обучения. Освоение мультимедийных технологий как средства формирования информационной культуры становится актуальной задачей образования.
  3. Успех обучения и использования мультимедийных технологий определяется в первую очередь знаниями, умениями, навыками преподавателя.
  4. Приложение «Power Point» программы «Microsoft Office», является одним из дидактически ёмких и менее ресурсозатратных.

В заключении хотелось бы отметить то, что сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействия возможен положительный результат мультимедийного урока.

Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, выдвинутая гипотеза о том, что если рационально использовать медиасредства, то можно существенно повлиять на эффективность обучения учащихся,  подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Белявский, И. Г. Проблемы социальной перцепции в исторической психологии. Психология межличностного познания / Г.И. Белявский. - М.: Педагогика, 1991. — 324с.
  2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.
  3. Василенко, Н.В. Интеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школе, Автореф. дисс. канд. пед. Наук / Н.В.Василенко. – Санкт-Петербург, 2001.
  4. Войскунский, А.Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема / А.Е. Войскунский. -  М., 2000.
  5. Воронин, А. А. Периодизация истории и проблема определения техники//Вопросы философии / А.А.Воронин. - 2001. - № 8. — С. 17-28.
  6. Даниленко, О.В. Повышение эффективности процесса усвоения учебного материала младшими школьниками в условиях компьютеризации обучения//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Москва – 2000.
  7. Егорова, Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. Наук / Ю.Н.Егорова. – Чебоксары, 2000.
  8. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.Г.Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  9. Иванов, Д.В. Феномен компьютеризации / Д.В.Иванов. -  М., 2000 .
  10. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М.В.Кларин. — М.: Знание, 1989. -80 с. — Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6.
  11. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В.Кларин. – М.: Знание, 1989.
  12. Клемешова, Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд. пед. Наук / Н.В. Клемешова. – Калининград, 1999.
  13. Колесникова, И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования / И.А. Колесникова. – СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2003.
  14. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К.Колеченко. – СПб.: КАРО, 2001.
  15. Коржинский, С.Н. Настольная книга web-мастера: эффективное применение HTML, CSS и JavaScript /  С. Н. Коржинский. - "КноРус", 2000
  16. Кручинина, Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы / Г.А. Кручинина. Нижний Новгород, 2000.
  17. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учебное пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: педагогическое общество России, 2005.
  18. Кулюткин, Ю.Н., Муштавинская, И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н.Кулютин., И.В.Муштавинская. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
  19. Мантуленко В.В.  Вестник Учебно-методического совета Самарского государственного университета: Мониторинг качества образования / В.В.Мантуленко. – Труды конференции 17 февраля 2006. – Самара: «Универс-групп», 2006. – С. 185 – 189.
  20. Махмутов, М.И., Ибрагимов, Г.И., Чошанов, М.А./ Педагогические технологии развития мышления учащихся / М.И. Махмутов, Г.И. Ибрагимов, М.А. Чошанов. – Казань, тип. ГЖИ, 1993. 88 с.
  21. МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»: проекты в области медиаобразования// Медиаобразование. - 2007 - № 3. Электронный ресурс: http://www.edu.of.ru/mediaeducation
  22. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Петров, А.Е. Под ред. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.
  23. Протокопова, В.В. Медиапедагогика: лекционный курс (тезисы) / В.В. Протокопова. - 2009. http://www.media-pedagogics.ru/lectures.html
  24. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К.Селевко. – М., 1998.
  25. Толстой, Л. Н. Собр. соч. в 22-х т. / Л.Н.Толстой. — М., 1983. — Т. XVI. — С. 31-35.
  26. Уваров, А.Ю. Педагогический дизайн//Информатика. №30. 2003. Он же. Серия «Педагогический дизайн»//Вопросы Интернет Образования. №№10-13.
  27. Федоров, А. В. Отношение учителей к проблеме медиаобразования школьников / А.В.Федоров. -  Электронный ресурс: http://www. auditorium. ru/v/index.
  28. Храмцов, П.Б., Брик, С.А., Русак, А.М., Сурин, А.И. Основы web-технологий. Курс лекций / П.Б. Храмцов, С.А. Брик, А.М. Русак, А.И. Сурин. – Интернет-Университет Информационных Технологий, 2003
  29. Шамова, Т.И. и др. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Т.И.Шамова. – Москва-Тюмень, 1994.
  30. Электронный источник: admin@km-school.ru
  31. Электронный источник: festival@1september.ru
  32. Электронный источник: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id//
  33. Электронный источник:www.calenda.ru – Практическая работа «Использование звука и анимации»_65.mht
  34. Энциклопедия Интернет, СПб, 2002

 

 


Информация о работе Применение медиасредств в образовательном процессе современной школы