Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:23, курсовая работа
Медиаобразование, как набор средств и методов обучения молодежи сегодня как никогда актуально. Изменения в образовании, происходящие под влиянием стремительного внедрения информационных технологий во все сферы жизни, предъявляют серьезные требования к уровню компетентности педагога, которому необходимо осваивать роль консультанта для ученика. Ученые-исследователи и педагоги разных стран мира подчеркивают особую потребность медиаобразования. Предполагается, что медиаграмотный педагог сумеет:
Введение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ………….………. 6
1.1 Технологический подход в современной педагогике 6
1.2. Медиасредства в образовательном процессе ..19
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ.. 32
2.1 Применение медиасредств в образовательном процессе школы как практическая проблема 32
2.2 Разработка медиасредств и их применение в учебном процессе (презентация) 38
2.3 Опытно-экспериментальная часть (описание и результаты) 51
2.4. Сравнительный анализ урока с использованием мультимедиа с традиционным уроком 58
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Кафедра педагогики высшей школы
и современных воспитательных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ
«ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»
Работу выполнила:
Кулаковская Наталья Александровна
студентка III курса 308 гр.
Факультета эстетического образования
Научный руководитель:
доцент, кандидат педагогических наук
Дронь Михаил Иванович
Минск, 2012
Начало ХХI века характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий, в том числе и в сфере образования.
Медиаобразование, как набор средств и методов обучения молодежи сегодня как никогда актуально. Изменения в образовании, происходящие под влиянием стремительного внедрения информационных технологий во все сферы жизни, предъявляют серьезные требования к уровню компетентности педагога, которому необходимо осваивать роль консультанта для ученика. Ученые-исследователи и педагоги разных стран мира подчеркивают особую потребность медиаобразования. Предполагается, что медиаграмотный педагог сумеет:
- поощрять и развивать у учащихся желание задавать обоснованные проблемные вопросы, связанные с медиа;
- использовать в преподавании исследовательскую методику, когда учащиеся могут самостоятельно искать (медиа) информацию, чтобы ответить на различные вопросы, применять знания, полученные в учебном курсе к новым областям.
- помочь школьникам/студентам
развить способность
- организовать проведение дискуссий, где учащиеся учатся толерантно слушать других и тактично выражать собственные мнения, в том числе о медиатекстах;
- поддерживать открытые обсуждения, где нет категорических ответов на многие вопросы;
- поощрять учащихся размышлять над их собственными медийными опытами и действовать на основе найденного понимания.
Разработанность исследуемой проблемы. Разработкой новых подходов к организации процесса обучения занимались многие ученые и педагоги. Ф.Б. Скиннер в 1954 году выдвинул программированный метод обучения. В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов – личностно-ориентированный подход. Л.В. Занков, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская – разработка подходов развивающего обучения. Коммуникативный подход организации процесса обучения впервые предложен Зимней И.А., затем получил развитие в работах И.Л.Бим. Лебедев О.Е. – компетентностный подход.
Современные подходы к организации процесса обучения нашли широкое отражение в научной литературе, но в то же время этот вопрос требует постоянного внимания, глубокого изучения, а также разработки новых подходов и методик, отвечающих современным требованиям общества.
Актуальность темы курсовой работы. Процесс обучения является неотъемлемой частью педагогического процесса, и требует к себе особого внимания. В связи с быстрым развитием науки и техники, также актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения, которые бы соответствовали современным требованиям общества. В наши дни проблема обучения становится актуальной не только для педагогов, но и для всего общества и государства.
Цель курсовой работы – раскрыть возможности медиасредств в повышении эффективности образовательного процесса в современной школе.
Проблема исследования. Проблема разработки и введения современных подходов и методик к организации процесса обучения с помощью медиасредств требует к себе особого внимания. Необходимо совершенствование и увеличение опыта учителей относительно использования современных информационно-технологических подходов в своей педагогической практике.
Объект исследования – процесс обучения в современной школе.
Предмет исследования – процесс применения медиасредств в образовательном процессе современной школы.
Задачи исследования:
Методология исследования – системный, информационный, деятельностный и культурологический подходы.
Гипотеза исследования – рациональное использование медиасредств способствует повышению эффективности обучения учащихся.
Методы исследования: анализ понятийно-терминологической системы, педагогической литературы; описание современных подходов к обучению; исследование практического применения подходов; методы экспериментального исследования и статистической обработки материала, изложение выводов по изученному материалу.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАСРЕДСТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
За последние годы педагогическая наука обогатилась новыми понятиями и терминами, заимствованными из других областей знаний. К такому понятию относится понятие «педагогической технологии».
Технология в переводе с греческого – искусство. С другой стороны, в технике и промышленности под технологией подразумевается совокупность процессов обработки или переработки материалов в конкретной отрасли производства, продуманный логический процесс исполнения и получения конкретного продукта, а также научное описание способов производства.
Что касается педагогической технологии, то здесь перед исследователями имеется широкое поле деятельности для раскрытия этого понятия и разработки конкретных путей для применения их в конкретной практике.
Анализ отечественной
и зарубежной научно-
Казалось бы, понятия «образовательная технология», «педагогическая технология» являются достаточно новыми, однако суть технологического подхода в образовании была предметом дискуссий и научных споров на протяжении многих столетий, поскольку любой добросовестный педагог пытался найти механизм обучения, который приводил бы к определенному гарантированному результату. Так великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) утверждал: «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием. Только при этом условии его работа будет высокорезультативной, а место учителя – самым лучшим местом под солнцем. Школа – мастерская, она «живая типография», которая «печатает» людей. Учитель в учебном процессе пользуется такими же средствами для воспитания, обучения юношей, какими пользуются типографские работники, создавая книгу».
Принципиально новая эпоха проникновение технологического подхода в образование была связана с бурным развитием естественных наук и их различных прикладных направлений в XIX в. Использование современных для того времени научных достижений в производстве вызвало потребность в массовом обучении подрастающего поколения. Образование стало приобретать массовый характер, а также некоторые характерные черты «производственного процесса», «фабрики» усвоения достижений человеческой цивилизации. Наряду с производственными стали интенсивно развиваться социальные технологии, связанные с необходимостью управления общественными делами.
В развитии понятия «технология» в образовании «нового времени» выделяют несколько основных этапов.
I этап (1920-е – 1950-е гг.)
был связан с попыткой
В 1940-50-е гг. в США
и Западной Европе стал широко
использоваться термин «
В педагогической практике следует вспомнить о педагогической технологии А.С. Макаренко. Теоретической основой ее выступила разработанная им концепция коллектива. Первый элемент педагогической технологии – это принятие требований коллектива, его норм, ценностей, тона, стиля; второй элемент – производительный труд как часть общей системы.
В основе II этапа (1950-1960-е гг.) лежит идея программированного обучения – распространения средств обратной связи, электронных классов, обучающих машин и др. (Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакомото и др.). В этот период выделились два направления в исследовании педагогической технологии: представители одного из них по-прежнему связывало реализацию технологического подхода с внедрением ТСО, а сторонники другого видели суть развития технологического подхода в повышении эффективности образовательного процесса и преодолении отставания педагогических идей от развития техники. В рамках второго направления появляется новый термин «педагогическая технология».
В 1970-е гг. (III этап) понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начали относить все: технологии обучения, технологии воспитания, технологии оптимизации образовательного процесса (М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман и др.).
Тематическое разнообразие методик обучения потребовало поиска общей для них научной основы. Использование системного подхода привело к общей установке педагогической технологии: решать педагогические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.
К концу 1970-х – началу 1980-х гг. понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» стали осознаваться как система средств и методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.
IV этап (1980-е гг.) характеризуется
попытками дальнейшего осмыслен
В настоящее время некоторые исследователи говорят о V этапе развития понятия «педагогическая технология», который характеризуется новой тенденцией сближения двух направлений: информационного и технологического. Информатики не могут обойтись без тех законов, которые давно существуют в дидактике. Объединение усилий разных специалистов приведет к возникновению совершенно новых направлений, дающих качественные результаты обучения. К такому направлению, например, можно отнести технологию дистантного обучения.
В целом можно сказать, что с 1990-х гг. начало развиваться и претерпевает активный расцвет новейшее направление развития образовательных технологий, которое учитывает следующие аспекты:
В отечественной педагогике и педагогической практике наиболее часто в настоящее время используются два понятия – «образовательные технологии» и «педагогические технологии», которые в значительной степени перекрываются и совпадают.
Существует множество точек зрения и трактовок понятий, связанных с технологическим подходом в образовании. Самое широкое из множества понятий, используемых сегодня исследователями и педагогами-практиками – «образовательные технологии», однако целесообразно начать с самого понятия «технология».
Современная надпредметная трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и/или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных благ или духовных ценностей:
Информация о работе Применение медиасредств в образовательном процессе современной школы