Применение медиасредств в образовательном процессе современной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Медиаобразование, как набор средств и методов обучения молодежи сегодня как никогда актуально. Изменения в образовании, происходящие под влиянием стремительного внедрения информационных технологий во все сферы жизни, предъявляют серьезные требования к уровню компетентности педагога, которому необходимо осваивать роль консультанта для ученика. Ученые-исследователи и педагоги разных стран мира подчеркивают особую потребность медиаобразования. Предполагается, что медиаграмотный педагог сумеет:

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ………….………. 6
1.1 Технологический подход в современной педагогике 6
1.2. Медиасредства в образовательном процессе ..19
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ.. 32
2.1 Применение медиасредств в образовательном процессе школы как практическая проблема 32
2.2 Разработка медиасредств и их применение в учебном процессе (презентация) 38
2.3 Опытно-экспериментальная часть (описание и результаты) 51
2.4. Сравнительный анализ урока с использованием мультимедиа с традиционным уроком 58
Заключение 61
Список используемой литературы 64

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

 

Кафедра педагогики высшей школы

 и современных  воспитательных технологий

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

«ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

 

 

Работу выполнила:

Кулаковская Наталья Александровна

студентка III курса 308 гр.

Факультета эстетического образования

Научный руководитель:

доцент, кандидат педагогических наук

Дронь Михаил Иванович

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начало ХХI века характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий, в том числе и в сфере образования.

Медиаобразование, как набор средств и методов обучения молодежи сегодня как никогда актуально. Изменения в образовании, происходящие под влиянием стремительного внедрения информационных технологий во все сферы жизни, предъявляют серьезные требования к уровню компетентности педагога, которому необходимо осваивать роль консультанта для ученика. Ученые-исследователи и педагоги разных стран мира подчеркивают особую потребность медиаобразования. Предполагается, что медиаграмотный педагог сумеет:

- поощрять и развивать  у учащихся желание задавать обоснованные проблемные вопросы, связанные с медиа;

- использовать в преподавании  исследовательскую методику, когда  учащиеся могут самостоятельно  искать (медиа) информацию, чтобы ответить  на различные вопросы, применять  знания, полученные в учебном курсе к новым областям.

- помочь школьникам/студентам  развить способность использовать  разнообразие первичных источников (медиа) информации, чтобы исследовать  проблемы и потом сделать обобщенные  выводы;

- организовать проведение  дискуссий, где учащиеся учатся толерантно слушать других и тактично выражать собственные мнения, в том числе о медиатекстах;

- поддерживать открытые  обсуждения, где нет категорических  ответов на многие вопросы;

- поощрять учащихся размышлять  над их собственными медийными  опытами и действовать на основе найденного понимания.

Разработанность исследуемой проблемы. Разработкой новых подходов к организации процесса обучения занимались многие ученые и педагоги. Ф.Б. Скиннер в 1954 году выдвинул программированный метод обучения. В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов – личностно-ориентированный подход. Л.В. Занков, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская – разработка подходов развивающего обучения. Коммуникативный подход организации процесса обучения впервые предложен Зимней И.А., затем получил развитие в работах И.Л.Бим. Лебедев О.Е. – компетентностный подход.

Современные подходы к организации процесса обучения нашли широкое отражение в научной литературе, но в то же время этот вопрос требует постоянного внимания, глубокого изучения, а также разработки новых подходов и методик, отвечающих современным требованиям общества.

Актуальность темы курсовой работы. Процесс обучения является неотъемлемой частью педагогического процесса, и требует к себе особого внимания. В связи с быстрым развитием науки и техники, также актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения, которые бы соответствовали современным требованиям общества. В наши дни проблема обучения становится актуальной не только для педагогов, но и для всего общества и государства.

Цель курсовой работы – раскрыть возможности медиасредств в повышении эффективности образовательного процесса в современной школе.

Проблема исследования. Проблема разработки и введения современных подходов и методик к организации процесса обучения с помощью медиасредств требует к себе особого внимания. Необходимо совершенствование и увеличение опыта учителей относительно использования современных информационно-технологических подходов в своей педагогической практике.

Объект исследования – процесс обучения в современной школе.

Предмет исследования – процесс применения медиасредств в образовательном процессе современной школы.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть особенности технологического подхода в современной педагогике.
  2. Показать возможности применения медиасредств в образовательном процессе.
  3. Выявить практические проблемы применения медиасредств  в изучении педагогических технологий.
  4. Показать процессы разработки медиасредств и эффективность их применения в процессе обучения школьников.

Методология исследования – системный, информационный, деятельностный и культурологический подходы.

Гипотеза исследования – рациональное использование медиасредств способствует повышению эффективности обучения учащихся.

Методы исследования: анализ понятийно-терминологической системы, педагогической литературы; описание современных подходов к обучению; исследование практического применения подходов; методы экспериментального исследования и статистической обработки материала, изложение выводов по изученному материалу.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАСРЕДСТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

  1. 1 Технологический подход в современной педагогике

За последние годы педагогическая наука обогатилась новыми понятиями и терминами, заимствованными из других областей знаний. К такому понятию относится понятие «педагогической технологии».

Технология в переводе с греческого – искусство. С другой стороны, в технике и промышленности под технологией подразумевается совокупность процессов обработки или переработки материалов в конкретной отрасли производства, продуманный логический процесс исполнения и получения конкретного продукта, а также научное описание способов производства.

Что касается педагогической технологии, то здесь перед исследователями имеется широкое поле деятельности для раскрытия этого понятия и разработки конкретных путей для применения их в конкретной практике.

 Анализ отечественной  и зарубежной научно-педагогической  литературы по проблеме технологизации учебно-воспитательного процесса и управления им показывает, что зарождение идеи связано с успехами научно-технического прогресса и распространением его достижений в самые различные области знаний и практики. Изучение этапов формирования понятия педагогической технологии приводит к следующей последовательности: педагогическая техника, аудиовизуальное образование, программированное обучение, алгоритмизация учения, оптимизация  и интенсификация учебно-воспитательного процесса, дидактическая технология, информационная технология, модульное обучение, педагогическая технология.

Казалось бы, понятия «образовательная технология», «педагогическая технология» являются достаточно новыми, однако суть технологического подхода в образовании была предметом дискуссий и научных споров на протяжении многих столетий, поскольку любой добросовестный педагог пытался найти механизм обучения, который приводил бы к определенному гарантированному результату. Так великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) утверждал: «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием. Только при этом условии его работа будет высокорезультативной, а место учителя – самым лучшим местом под солнцем. Школа – мастерская, она «живая типография», которая «печатает» людей. Учитель в учебном процессе пользуется такими же средствами для воспитания, обучения юношей, какими пользуются типографские работники, создавая книгу».

Принципиально новая эпоха проникновение технологического подхода в образование была связана с бурным развитием естественных наук и их различных прикладных направлений в XIX в. Использование современных для того времени научных достижений в производстве вызвало потребность в массовом обучении подрастающего поколения. Образование стало приобретать массовый характер, а также некоторые характерные черты «производственного процесса», «фабрики» усвоения достижений человеческой цивилизации. Наряду с производственными стали интенсивно развиваться социальные технологии, связанные с необходимостью управления общественными делами.

В развитии понятия «технология» в образовании «нового времени» выделяют несколько основных этапов.

I этап (1920-е – 1950-е гг.) был связан с попыткой интенсивного  внедрения в учебный процесс новых технических средств обучения (ТСО).

 В 1940-50-е гг. в США  и Западной Европе стал широко  использоваться термин «технология  образования» (С. Андерсен, Ф. Уитворт, М. Майер).

В педагогической практике следует вспомнить о педагогической технологии А.С. Макаренко. Теоретической основой ее выступила разработанная им концепция коллектива. Первый элемент педагогической технологии – это принятие требований коллектива, его норм, ценностей, тона, стиля; второй элемент – производительный труд как часть общей системы.

В основе II этапа (1950-1960-е гг.) лежит идея программированного обучения – распространения средств обратной связи, электронных классов, обучающих машин и др. (Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакомото и др.). В этот период выделились два направления в исследовании педагогической технологии: представители одного из них по-прежнему связывало реализацию технологического подхода с внедрением ТСО, а сторонники другого видели суть развития технологического подхода в повышении эффективности образовательного процесса и преодолении отставания педагогических идей от развития техники. В рамках второго направления появляется новый термин «педагогическая технология».

В 1970-е гг. (III этап) понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начали относить все: технологии обучения, технологии воспитания, технологии оптимизации образовательного процесса (М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман и др.).

 Тематическое разнообразие  методик обучения потребовало  поиска общей для них научной  основы. Использование системного  подхода привело к общей установке педагогической технологии: решать педагогические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

 К концу 1970-х – началу 1980-х гг. понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» стали осознаваться как система средств и методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.

IV этап (1980-е гг.) характеризуется  попытками дальнейшего осмысления сущности современного педагогического процесса, появлением интерактивных средств обучения, многоаспектным подходом.

В настоящее время некоторые исследователи говорят о V этапе развития понятия «педагогическая технология», который характеризуется новой тенденцией сближения двух направлений: информационного и технологического. Информатики не могут обойтись без тех законов, которые давно существуют в дидактике. Объединение усилий разных специалистов приведет к возникновению совершенно новых направлений, дающих качественные результаты обучения. К такому направлению, например, можно отнести технологию дистантного обучения.

В целом можно сказать, что с 1990-х гг. начало развиваться и претерпевает активный расцвет новейшее направление развития образовательных технологий, которое учитывает следующие аспекты:

  • признается вероятностный характер образования;
  • уделяется внимание субъективности ученика и проводится работа по проектированию личностно-ориентированных образовательных технологий;
  • реализуется установка на самоактуализацию и самореализацию личности за счет собственной траектории движения по учебному материалу;
  • обеспечивается развитие личности, способной ориентироваться во всем многообразии противоречий современного мира, а не только в конкретном пространстве социально-хозяйственной системы;
  • обеспечивается обнаружение и прогнозирование (мониторинг) тенденций развития каждого ученика на микроуровне (здесь и сейчас) и на макроуровне (завтра и послезавтра);
  • вместо характеристики класса (группы) педагог имеет дело с моделями всех обучающихся как отдельных субъектов образовательного процесса, поэтому затруднительно воздействовать на каждого из них – можно воздействовать лишь на целостную среду, в которую погружен каждый;
  • проектирование технологического процесса распадается на две части: - проектирование процесса воздействия на среду профессионалами-технологами, способными применять закономерности психологии, информатики, синергетики, физиологии, эргономики, этики и др.; - проектирование педагогом желательного развития из возможных для каждого ученика;
  • технологии принципиально отдают предпочтение развитию деятельности, а не накоплению фактов.

В отечественной педагогике и педагогической практике наиболее часто в настоящее время используются два понятия – «образовательные технологии» и «педагогические технологии», которые в значительной степени перекрываются и совпадают.

  Существует множество точек зрения и трактовок понятий, связанных с технологическим подходом в образовании. Самое широкое из множества понятий, используемых сегодня исследователями и педагогами-практиками – «образовательные технологии», однако целесообразно начать с самого понятия «технология».

Современная надпредметная трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и/или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных благ или духовных ценностей:

Информация о работе Применение медиасредств в образовательном процессе современной школы