Применение медиасредств в образовательном процессе современной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Медиаобразование, как набор средств и методов обучения молодежи сегодня как никогда актуально. Изменения в образовании, происходящие под влиянием стремительного внедрения информационных технологий во все сферы жизни, предъявляют серьезные требования к уровню компетентности педагога, которому необходимо осваивать роль консультанта для ученика. Ученые-исследователи и педагоги разных стран мира подчеркивают особую потребность медиаобразования. Предполагается, что медиаграмотный педагог сумеет:

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ………….………. 6
1.1 Технологический подход в современной педагогике 6
1.2. Медиасредства в образовательном процессе ..19
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ.. 32
2.1 Применение медиасредств в образовательном процессе школы как практическая проблема 32
2.2 Разработка медиасредств и их применение в учебном процессе (презентация) 38
2.3 Опытно-экспериментальная часть (описание и результаты) 51
2.4. Сравнительный анализ урока с использованием мультимедиа с традиционным уроком 58
Заключение 61
Список используемой литературы 64

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

В настоящее время все технологии условно можно разделить на две группы.

Промышленные технологии – это совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности.

Социальные технологии – совокупность методов решения социальных проблем, направленная на формирование условий жизни и развитие общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных возможностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием.

 К социальным технологиям, например, относятся культурологические, социологические, психолого-педагогические, политические, PR-технологии и др.

 И в том, и в другом  определении технологии присутствуют  знакомые каждому педагогу слова – приемы, способы, методы. Именно эти понятия используются традиционно для описания различных методик. Почему же в настоящее время привычное понятие «методика» все чаще заменяется понятием «технология»?

Ответить на этот вопрос не просто, поскольку само понятие «методика» имеет много значений.

 В основе понятия  «методика» лежит понятие «метод».

Метод (от греч. methodos – исследование) – прием, способ или образ действия; способ исследования явлений действительности.

Метод как дидактическая категория – это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания, достижения поставленной дидактической цели.

Педагогический метод лежит в основе педагогической технологии как система целенаправленных действий по решению конкретной педагогической задачи, которая включает:

  • педагогические средства для обновления, хранения и передачи информации;
  • формы взаимодействия субъектов образовательного процесса; (индивидуальные, групповые, коллективные, фронтальные);
  • деятельностные позиции участников образовательного процесса относительно педагогических средств и друг друга;
  • приемы, обусловливающие глубину влияния педагогических средств.

Методика – система правил, изложения методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы:

Методика преподавания учебной дисциплины – это часть педагогической науки и практики, исследующая закономерности процесса передачи (изложения и усвоения) учащимися содержания дисциплины и разрабатывающая их применение на практике.

Методика преподавания учебной дисциплины содержит в себе локальные методики (методики преподавания отдельных разделов, тем; методики организации различных форм занятий; методики формировании знаний, умений, навыков и др.).

Методика в узком смысле слова – совокупность приемов проведения занятий, а в широком смысле слова – наука о закономерностях организации массового процесса обучения.

 Таким образом, многие  исследователи этой проблемы  сходятся во мнении, что методики в узком смысле слова входят в состав технологий, а в широком смысле слова «методика» шире понятия «технология», поскольку в рамках методики преподавания какого-либо предмета могут использоваться различные технологии.

Различие между технологией и традиционными методиками обучения достаточно четко описал еще в 1997 г. А. Кушнир: «Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа… Уже давно стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не на предполагаемый результат».

 В настоящее время  технологический подход может  быть применен к любой составляющей  системы образования (управлению, финансированию, обеспечению и др.), поэтому понятие  «образовательная технология» не  имеет однозначной трактовки.

Образовательные технологии включают весь спектр технологий, используемых в образовании, но не соотносимый с каким–либо конкретным видом педагогической деятельности или предметной сферой:

 Качественное своеобразие  педагогических технологий определяется  своеобразием педагогики как  профессиональной сферы, где они служат инструментом освоения педагогического содержания. Однако надо заметить, что достаточно часто понятия «образовательные технологии» и «педагогические технологии» используются как синонимы.

 Приведем несколько  определений понятия «педагогические технологии», которые отражают основные позиции в его понимании и употреблении.

Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Из документов Ассоциации по педагогическим коммуникациям и технологиям США).

Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых результатов (П. Митчелл).

 Педагогическая технология  – это строго научное проектирование  и точное воспроизведение гарантирующих  успех педагогических действий (В.А. Сластенин).

Педагогическая технология – осознанная, практически освоенная система целенаправленных операций, объективно дающая в рамках заданных условий проектируемый результат, независимо от индивидуальных особенностей субъектов, которые ее используют (И.А.Колесникова).

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

 Выделим те изменения, которые в наибольшей степени  могут повлиять на требования  к качеству образования и на  возможности школы обеспечить  вызовы времени. Одним из путей  решения множества задач, стоящих  перед школой сегодня, могут и  должны стать современные образовательные технологии.

 При непосредственном  обсуждении в педагогической  аудитории понятия «технология»  также обнаруживаются большие  разночтения в его понимании и употреблении. Многообразие трактовок, панорама определений (сегодня в педагогической литературе их насчитывают порядка 300) представляет определенный интерес, поскольку само понятие является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы разнообразных определений различных авторов.

Общее толкование понятия «технология» – наука о мастерстве – от латинского techne – искусство, мастерство; logos – наука. Технология в более строгом понимании – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения поставленных задач. В образовании, в виду его сложности и неоднозначности действия законов и норм, технологии не носят универсального характера, поэтому зачастую предпочтительнее использовать более гибкие подходы к определению педагогической технологии.

 Разночтения возникают  на уровне разнообразия подходов  к понятиям «педагогические»  и «образовательные» технологии.

1-й подход

 Педагогическая технология  – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

 Любая образовательная  технология включает в себя: целевую  направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления); критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

2-ой подход

  Педагогические технологии относятся к образовательному процессу в целом (образование и воспитание). Образовательные - затрагивают только учебную деятельность.

3-ий подход

 Исключает понятие  «педагогические технологии» и  дает представление о единственно возможном понятии «образовательные технологии». В данном контексте, если говорить о словосочетании «образовательные технологии», то оно также используется как собирательный термин, включающий весь перечень технологий, используемых в образовании.

4-ый подход

Педагогические технологии, которые появились в 50-х годах прошлого столетия как противовес нечеткости и неопределенности традиционного методического подхода – это те, технологии, цель и результат которых жестко взаимосвязаны, а результативность диагностируема. По классификации М.В. Кларина, это так называемые «жесткие» или «строгие» технологии. Это технологии, в основном, направленные на усвоение содержания, например, «модель полного усвоения», или освоение несложных (диагностируемых) умений.

В данном контексте образовательными технологиями (термин, становящийся общепринятым для педагогических технологий 90-х годов) принято считать технологии, ставящие более «широкие» цели (исследовательские, творческие способности ученика, развитие критического мышления), не позволяющие строго диагностировать результаты обучения. Это технологии, направленные на развитие самостоятельности, субъектности ученика. Часто понятие «образовательные технологии» 90-х заменяют понятием «личностно ориентированные образовательные технологии».

 Признаками технологии  обычно называют:

  • диагностичность описания цели (иными словами, цели урока должны быть описаны так, чтобы они определялись по четко выделенным критериям);
  • воспроизводимость педагогического процесса (в т.ч. предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого);
  • воспроизводимость педагогических результатов.

Тем не менее, воспроизводимость не означает замену учителя идеальной машиной. Важнейший критерий эффективности — надежность в достижении результатов.

Итак, на сегодня в научной литературе существует множество определений понятия «технология», общий смысл которых можно свести к следующему: педагогическая технология — это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель.

В настоящее время в связи с преобразованием современного образовательного процесса чаще всего встречаются такие понятия как инновационные и интерактивные образовательные технологии.

Прилагательное «интерактивные» можно сегодня увидеть и услышать достаточно часто.

В понятии «интерактивные» можно выделить два слагаемых «интер» – между и «акция», «активность» – усиленная деятельность. Таким образом, интерактивность можно трактовать как усиленную деятельность между кем-либо.

Большая современная энциклопедия «Педагогика» определяет интерактивное обучение (от англ. interaction – взаимодействие) как обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания.

 Педагог (ведущий) не дает  готовых знаний, но побуждает  участников к самостоятельному  поиску.

 В интерактивном обучении, по сравнению с традиционным, меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Классификация образовательных технологий призвана упорядочить все их многообразие. Однако в современной педагогической науке и практике определено множество общих и специфических, существенных и случайных, теоретических и практических признаков технологий, что привело к созданию множества различных классификаций.

 Для классификации  технологий могут использоваться  различные признаки, например:

  • в соответствии со спецификой осуществления конкретного вида педагогической деятельности: технологии обучения, воспитания, управления и др.;
  • в соответствии с качественными отличиями конкретной предметной (научной) или социальной сферы: информационные, социальные и др.;
  • в соответствии со степенью активности субъектов образовательного процесса (интерактивные);
  • в соответствии с мерой новизны (традиционные и инновационные).

Классификация, основанная на различных видах взаимодействия учителя и ученика, предполагает: - взаимодействие разомкнутое; - циклическое взаимодействие; - рассеянное (фронтальное) или направленное (индивидуальное), - ручное (вербальное), - автоматизированное взаимодействие (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет различные виды технологий:

Информация о работе Применение медиасредств в образовательном процессе современной школы