Применение медиасредств в образовательном процессе современной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Медиаобразование, как набор средств и методов обучения молодежи сегодня как никогда актуально. Изменения в образовании, происходящие под влиянием стремительного внедрения информационных технологий во все сферы жизни, предъявляют серьезные требования к уровню компетентности педагога, которому необходимо осваивать роль консультанта для ученика. Ученые-исследователи и педагоги разных стран мира подчеркивают особую потребность медиаобразования. Предполагается, что медиаграмотный педагог сумеет:

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ………….………. 6
1.1 Технологический подход в современной педагогике 6
1.2. Медиасредства в образовательном процессе ..19
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ.. 32
2.1 Применение медиасредств в образовательном процессе школы как практическая проблема 32
2.2 Разработка медиасредств и их применение в учебном процессе (презентация) 38
2.3 Опытно-экспериментальная часть (описание и результаты) 51
2.4. Сравнительный анализ урока с использованием мультимедиа с традиционным уроком 58
Заключение 61
Список используемой литературы 64

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

«Медиаобразование (media education), - отмечается в документах ЮНЕСКО, - связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

  1. анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;
  2. определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;
  3. 3)интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;
  4. отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;
  5. получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

 

Учебный материал занимает в общем информационном потоке все менее значимое место по сравнению со знаниями, получаемыми стихийно или на занятиях по интересам.

Информация, получаемая из различных медиа-источников, в отличие от учебного материала, обладает рядом привлекательных для детей и подростков свойств: она эмоционально окрашена, актуальна, доступна для понимания, не требует заучивания и не подвергается оцениванию. Воздействие медиа на обучающихся имеет свои особенности, заключающиеся, прежде всего, в том, что это воздействие «неорганизованное». Специфичен характер восприятия, отличающийся от восприятия информации на занятии.

Существует несколько подходов к использованию средств массовой коммуникации и информации в образовании: интегрированный подход (через уже имеющиеся учебные предметы), факультативный подход (создание сети факультативов, кружков, клубов), специальный подход (введение нового предмета, спецкурса).

Медиа, интегрированные в традиционные предметы учебного цикла, становятся одним из средств повышения эффективности обучения, если удовлетворяют следующим требованиям:

    • способствуют повышению познавательного интереса;
    • отвечают практическим потребностям учителя и ученика;
    • универсальны в использовании;
    • применяются с опорой на базовую учебную программу.

При использовании современных медиа в образовании значительно меняется роль педагога и учащегося, характер самого учебного процесса, его методы и содержание.

Современные мультимедиа-технологии позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс даже в рамках коллективного обучения. Появилась возможность в массовом масштабе использовать особый тип задач, направленных на рефлексию учащимися своей деятельности, ее саморегуляцию, что трудно реализуемо даже в условиях индивидуального обучения.

Исследователями отмечается, что современные информационные средства значительно раздвинули возрастные возможности учащихся. Уже сейчас с их помощью школьников можно научить тому, что недавно было доступно лишь специалистам высокой квалификации.

Некоторые особенности применения этих технических средств в образовательной среде можно вывести уже на основе самого понимания сущности электронных мультимедиа-технологий, которую составляют следующие качества:

  • интерактивность – взаимодействие – впервые позволяет, организовать самоаттестацию без участия преподавателя;
  • мультимедийность (представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных формах) создает психологические условия, способствующие восприятию и запоминанию материала. При использовании новых информационных технологий в образовании имеет место так называемая психофизиологическая ориентированность обучения, которое предполагает повышение эффективности обучения за счет создания оптимальных функциональных состояний, повышающих способность мозга к усвоению информации. Мультимедиа обеспечивают одновременную работу нескольких каналов подачи информации и создают условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед обучающимися открываются огромные возможности в творческом использовании множества информационных источников, каждый из которых имеет свой язык;
  • способность к моделированию – прежде всего это моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования; моделирование с помощью медиа позволяет изучать объект или явление в различных условиях, с разных точек зрения, задействовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в обучении, в том числе при разъяснении и усвоении многих теоретических понятий;
  • коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса; коммуникативность решает вопросы доставки информации в кратчайшие сроки, позволяет дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивает консультации с квалифицированными педагогами, где бы они ни находились.
  • производительность, то есть автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени.

Современные средства представления информации позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам: выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы. Возникает новая с точки зрения эргономики ситуация: учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным. Он может самостоятельно преобразовывать информацию, получаемую из сети, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли. В результате учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они активнее работают с учебной литературой.

Использование медиа ориентировано на индивидуализацию обучения в условиях коллективной деятельности, в рамках единого учебно-воспитательного процесса. При индивидуализации обучения каждый ученик вовлекается в активную, ориентированную конкретно на него деятельность. При этом побуждается мыслительная деятельность, более полно реализуются познавательные потребности, стимулируется творческая активность. Электронные медиа дают возможность выбирать оптимальный темп обучения, контролировать и корректировать ход усвоения материала, причем результат работы не отдален, он виден непосредственно на занятии.

Медиа обладают также богатыми воспитательными возможностями: приучают к аккуратности, вниманию, организованности. Средства графики, музыкальные фрагменты снимают напряжение. Работа с компьютером развивает умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения.

Информационные ресурсы глобальной сети Интернет предоставляют уникальные возможности совершить виртуальные путешествия во всемирно известные сокровищницы изобразительного искусства: Эрмитаж, Лувр, Прадо, галерею Уффици, Метрополитен-музей и увидеть гениальные творения великих художников. При этом компьютер является также инструментом освоения теоретических основ живописи, формирования художественного вкуса, развития фантазии и творческих способностей учащихся.

Если традиционная система обучения стимулирует мотивацию достижения (получение хорошей отметки, успешная сдача экзамена и т.д.), то использование информационных и коммуникационных технологий ориентировано на формирование познавательных мотивов обучаемого, которые способствуют устойчивой активности обучаемых и повышают эффективность усвоения знаний.

Применяя медиа в образовательном процессе, педагог должен учитывать следующие особенности. Те новообразования, которые возникают под влиянием медиа, переносятся в условия традиционного общения. Исследования психологов показали, что значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, однако при этом снижается роль эмоциональных средств общения. Наблюдается и обратный процесс: особенности традиционной деятельности становятся присущи компьютеризованной.

Изучение опыта использования мультимедиа-технологий в сфере образования, особенностей их применения в учебно-воспитательном процессе, а также собственное диагностическое исследование в этой области позволили классифицировать виды функциональной нагрузки электронных медиа:

1) средство обработки  традиционных заданий в специальной  форме (прежде всего это охватывает область переработки гипертекста, например, подготовка сообщений, докладов, мультимедиа-презентаций и т.д.);

2) помощник в учении (работа  с электронными словарями, энциклопедиями, Интернет-порталами по определенным предметам);

3) средство коммуникации (электронные медиа обеспечивают коммуникацию благодаря соединению компьютеров на месте или по всему миру, при этом преодолеваются любые границы и расстояния; помимо этого, к коммуникации относят получение информации через Интернет, а также предоставление ее в пользование другим, то есть одновременное потребление и произведение информации);

4) инструмент моделирования  действительности (позволяет выявлять  сложные связи, недоступные при  восприятии путем простого наблюдения; электронные медиа посредством  конструирования искусственных миров делают возможным новый масштаб исследований, в том числе педагогических).

 

ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ

2.1 Применение медиасредств  в образовательном процессе школы как практическая проблема

Современные средства массовой информации и коммуникации обладают разнообразными возможностями использования в учебно-воспитательном процессе, так как несут в себе достаточно большой дидактический потенциал. Однако в этой области существует немало проблем. Во-первых, медиа развиваются и совершенствуются настолько стремительно, что педагогические исследования и рекомендации в этой сфере так же быстро устаревают. Во-вторых, по своим возможностям использования данные технические средства настолько разнообразны и многоплановы, что постоянно возникают новые способы их применения в учебно-воспитательном процессе, а перед педагогами – новые задачи, проблемы, связанные с грамотным медиапользованием.

Общим недостатком большинства существующих мультимедийных средств обучения остается то, что после их разработки начинаются или продолжаются "исследования" сфер и придумываются все новые возможности их практического применения. Достаточно редкими являются случаи создания мультимедийных продуктов с заранее определенными свойствами для реализации определенной методики обучения и решения дидактических задач. При разработке мультимедийных средств обучения, как правило, акцент делается не на обучение, не на помощь ученику, а на технологию программной реализации.

 Существует множество  достаточно общих возможных негативных аспектов применения мультимедийных средств обучения в системе образования. В их числе рассеивание внимания, возможное отсутствие обратной связи, времеемкость, недостаточная доступность и ряд других аспектов.

           Самостоятельное обучение. Некоторые ученики не способны воспользоваться той свободой, которую предоставляют мультимедийные материалы, основанные на гипертексте.

           Рассеивание внимания. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура мультимедийной информации подвергает пользователя "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что при неумелом использовании может отвлечь от основного порядка изложения материала. Большие объемы информации, представляемые мультимедийными приложениями, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

           Недостаточная интерактивность. Уровень интерактивного взаимодействия пользователя с мультимедиа-программой по-прежнему остается на очень низком уровне, и все еще очень далек от уровня общения между людьми.

           Отсутствие выборочной "обратной связи". Возможности "обратной связи" с пользователем в мультимедийных обучающих приложениях, как правило, весьма ограничены. Компьютеры в большинстве случаев не могут заменить очного преподавания, а только расширяют его возможности. Как правило, "обратная связь" приложения ограничивается контролем ответов на уровне "правильно-неправильно", и не поддерживает возможности динамического выбора различных стратегий обучения, и не предоставляет дальнейших объяснений по поводу верного или ошибочного ответа. Мультимедийное средство обучения не в состоянии определить индивидуальные потребности или трудности учащегося, и поэтому не может отвечать на них подобно педагогу.

           Недостаточные навыки обучаемых и педагогов. Многие обучаемые, особенно в зрелом возрасте, могли никогда раньше не использовать компьютеры и средства мультимедиа в своей деятельности. Следует уделить внимание их обучению навыкам владения используемыми мультимедийными средствами, равно как и простейшим навыкам. Часто и сами преподаватели не имеют всех навыков владения технологией мультимедиа, необходимых для эффективного открытого и дистанционного обучения. Сложность создания учебных материалов. Создание аудио, видео, графики и других элементов мультимедиа средств намного сложнее, чем написание традиционного текста.

Информация о работе Применение медиасредств в образовательном процессе современной школы