Применение медиасредств в образовательном процессе современной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Медиаобразование, как набор средств и методов обучения молодежи сегодня как никогда актуально. Изменения в образовании, происходящие под влиянием стремительного внедрения информационных технологий во все сферы жизни, предъявляют серьезные требования к уровню компетентности педагога, которому необходимо осваивать роль консультанта для ученика. Ученые-исследователи и педагоги разных стран мира подчеркивают особую потребность медиаобразования. Предполагается, что медиаграмотный педагог сумеет:

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ………….………. 6
1.1 Технологический подход в современной педагогике 6
1.2. Медиасредства в образовательном процессе ..19
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ.. 32
2.1 Применение медиасредств в образовательном процессе школы как практическая проблема 32
2.2 Разработка медиасредств и их применение в учебном процессе (презентация) 38
2.3 Опытно-экспериментальная часть (описание и результаты) 51
2.4. Сравнительный анализ урока с использованием мультимедиа с традиционным уроком 58
Заключение 61
Список используемой литературы 64

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

Наконец, звук может играть роль учебного звукового сопровождения наглядного изображения, анимации, видеоролика. В данном случае учителю следует тщательно взвесить, насколько будет рационально использовать на уроке звуковое сопровождение. Какова будет роль учителя в ходе звукового сопровождения? Более приемлемо будет использование звука как учебного текста в ходе самостоятельной подготовки к уроку. На самом же уроке рекомендуется свести звуковое сопровождение до минимума. [13]

Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов. [14] Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, кадроплан, видеосюжет и многое другое. Однако при использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. [15] То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей. Предпочтительнее заменить звуковое сопровождение видеофрагмента живой речью учителя и учеников.

Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Виртуозное проведение такого занятия сродни работе шоумена какой-нибудь телепередачи. Учитель должен не только, и не столько (!), уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока. [16]

2.3 Опытно-экспериментальная часть (описание и результаты)

C целью экспериментального подтверждения эффективности использования мультимедиа в учебном процессе в ГУО «Средняя школа № 120 г.Минска» в 3а и 3б классах были проведены уроки по музыке «Не молкнет сердце чуткое Шопена» . В 3б (контрольном) классе урок проходил по стандартной схеме, в 3а классе (экспериментальном) проведен «Не молкнет сердце чуткое Шопена» с использованием мультимедиа.

Современное общество требует от вступающих в жизнь молодых людей способности быстро ориентироваться и адаптироваться в окружающем мире, быть мобильным и конкурентоспособным на рынке труда. Поэтому, у них появляются новые потребности, они предъявляют новые требования к учителю и системе образования. Использование информационных технологий в образовательном процессе актуально, так как дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности. Применяя информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Очень важно не превратить урок музыки в общение с компьютером, не сделать урок музыки похожим на любой другой урок. Используя информационные технологии необходимо использовать только те их достижения, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности учеников.

В процессе работы с презентациями, ученики приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе. Современный учитель, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широкую информацию школьникам о его предмете.

Первый способ применения информационных технологий на уроке музыки – это использование мультимедийной установки. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе.

Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ, делает рассказ учителя более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на учителя, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого материала позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый учителем материал. При создании слайдов возможно использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения материала.

С помощью анимации можно сконцентрировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале. Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах.

Чтобы обеспечить новое качество образования, учесть возрастные психолого – педагогические особенности учащихся, обеспечить возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения становится невозможно использовать старые методы и подходы, которые направлены лишь на усвоение определенной суммы знаний. Требуется изменить позицию учащихся на уроке таким образом, чтобы активизировать процесс обучения, обеспечить формирование навыков практической деятельности, т.е. ключевых компетенций.

Цель опыта: повышение уровня сформированности ключевых, общепредметных и предметных компетенций учащихся через применение информационно – компьютерных технологий на уроках музыки.

Применение информационных технологий на уроке музыки способствует:

  • формированию учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций;

– повышению интереса школьников к урокам музыки;

– личностному развитию учащихся;

– росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

– повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;

– воспитанию активности и самостоятельности;

– формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного

отношения к музыкальному искусству.

В своей практике часто даю ученикам по их желанию или совместно с родителями задания найти определенный материал в Интернете. Сейчас есть множество сайтов, где представлены биографии композиторов, множество классической музыки и музыки различных стилей и направлений, а также тексты, история создания, и аудиозаписи различных песен.

    1. Предложенные материалы:
    2. Пояснительная записка к представленным материалам
    3. Методика использования презентации
    4. Электронная презентация для урока
    5. Конспект урока музыки

Методика использования предложенных материалов:

Электронная презентация содержит 11 слайдов.

Слайд 1. Титульный. На нем помещается художественная педагогическая идея урока, определяется аудитория пользователей и указывается ее автор.

Слайд 2. Представляет собой музыкальный аудиозапись танца – полонез Ф.Шопена, под который дети входят в класс. После прослушивания которого предполагается анализ музыкального произведения и вопросы для учащихся по данному произведению, подводящие их к решению проблемы-какой жанр музыки их встретил, входя в класс.

Слайд 3. Включает в себя иллюстрацию данного танца, зрительное восприятие изучаемого материала, пояснение музыкального термина, которое предлагается музыкальной литературой для данного возраста учащихся. Так же данный слайд даёт возможность, проанализировать какой это танец, где танцевали танцы, и какая была мода, а так же состояние эпохи того времени.

Слайд 4. Представляет фотографию композитора данного музыкального произведения, страну, где жил композитор и годы его жизни.

Слайды 5, 6. Рассказывают материалы жизненного пути Ф. Шопена.

Слайд 7. Включает в себя аудиозапись “Вальса”, Ф.Шопена с иллюстративным материалом и проблемной ситуацией. Данный слайд акцентирует внимание учащихся на выявление гениальности композитора.

Слайд 8. Предлагает повторное слушание “Вальса”, Ф.Шопена с пластическим интонированием.

Слайд 9. Представляет видеофрагмент музыкального инструмента: “История фортепиано”, любимого инструмента Ф.Шопена.

Слайд 10. Включает в себя текст единственной песни Ф.Шопена “Желание”, который нужен для работы над ней. Это экономит время учителя и учащихся, развивает внимание и т.д.

Слайд 11. Эвристический вопрос-задание, на который дети должны найти самостоятельно ответ (вывод), а также аудиозапись песни “Желание”, Ф.Шопена, которая заканчивает урок.

 

 

Конспект урока

3-й класс, 1 четверть.

Тема 1 четверти: «Песенный, танцевальный, маршевый характер музыкальной речи».

Тема урока: “Не молкнет сердце чуткое Шопена” (слайд № 1). (танцевальный характер музыкальной речи)

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством польского композитора Ф.Шопена.

Оборудование: магнитофон, аудио кассета с музыкой Ф.Шопена, компьютер, проектор, экран, фортепиано.

Ход урока

1.Вход детей в класс  под полонез ля мажор Ф.Шопена. (Слайд № 2)

Вопросы учителя:

Что за музыка вас встретила? (Торжественная, важная, волевая и т.п.)

Что за жанр? (Шаг у музыки уверенный, с припаданием, значит это?….танец).

Этот танец современный или старинный? (Старинный).

Этот танец для маленького или большого помещения? (Мощь, монументальность, форте, аккорды говорят о том, что он для большого помещения).

А где в старину танцевали танцы? (На балах, в замках).

А сейчас где? (На дискотеках).

А сколько людей танцует? Наиграть или напеть начало полонеза. Это кто? (Мужчина).

Докажите, как музыка вам помогла это понять? (Уверенная, мужественная)

А дальше, кто танцует? ( Женщина: музыка изящная, грациозная)

Как танцевали этот танец в старину? (Парой, дама с кавалером).

Поговорим о моде: парики, бальные платья, корсеты, панталоны и т.п. (Слайд № 3)

А как называется этот танец? Вспомним детский сад, выпускной бал. (Полонез – “танец-шествие” пары друг за другом заходили в зал и начинался бал).

Полонез стал символом Польши.

Почему? Композитор наполнял свою музыку любовью и страданием к своей Отчизне.

2. Благодаря композитору  Ф.Шопену мы с вами попали  в Польшу.

(слайд №5, 6).

1810-1849, что обозначают  эти цифры? (Годы его жизни).

Сколько лет прожил? (39).

Первые уроки ему преподала мама. Дома было фортепиано и она на нём играла. Друзья его называли “Бриллиантовые ручки”, почему, вам подскажет музыка. (Слайд № 7) слушание аудиозаписи вальс № 7 до диез минор Ф. Шопена.

Вывод о прослушанной музыке: беглость пальцев, пальчики двигаются так быстро, как переливаются бриллианты.

Поиграем с Ф.Шопеном (слайд № 8).Дети имитируют игру на фортепиано. Повторное слушание вальса.

Какую музыку больше всего любил сочинять Ф.Шопен? ( Танцы).

Кто догадался, какой инструмент стал любимым для Ф.Шопена? (Любимым инструментом Ф.Шопена было фортепиано).

Почему? Дети высказывают свои предположения.

История фортепиано (слайд № 9).

А песню он сочинил всего одну, а от чьего лица и кому она исполняется, попробуйте догадаться сами, послушав её.

Беседа и вопросы по песне. (Слайд № 10).

Работа над песней. Как будем петь? (Нежно, с любовью).

Исполнение песни Ф.Шопена “Желание”.

Исполнение. Получилось? Оценивание.

Что заставило композитора сочинить эту песню? (Может быть любовь, а может быть он наблюдал за кем-то и т.п.).

3. “Пусть бьётся сердце  чуткое Шопена”

Эвристический вопрос-задание, на который дети должны найти самостоятельно ответ (вывод), а также аудиозапись песни “Желание”, Ф.Шопена, которая заканчивает урок (Слайд № 11).

ВЫВОД: Сердце Ф.Шопена не умолкло т.к. звучит его музыка.

2.4 Сравнительный анализ урока с использованием мультимедиа с традиционным уроком

Информация о работе Применение медиасредств в образовательном процессе современной школы