Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:23, курсовая работа
Медиаобразование, как набор средств и методов обучения молодежи сегодня как никогда актуально. Изменения в образовании, происходящие под влиянием стремительного внедрения информационных технологий во все сферы жизни, предъявляют серьезные требования к уровню компетентности педагога, которому необходимо осваивать роль консультанта для ученика. Ученые-исследователи и педагоги разных стран мира подчеркивают особую потребность медиаобразования. Предполагается, что медиаграмотный педагог сумеет:
Введение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ………….………. 6
1.1 Технологический подход в современной педагогике 6
1.2. Медиасредства в образовательном процессе ..19
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ.. 32
2.1 Применение медиасредств в образовательном процессе школы как практическая проблема 32
2.2 Разработка медиасредств и их применение в учебном процессе (презентация) 38
2.3 Опытно-экспериментальная часть (описание и результаты) 51
2.4. Сравнительный анализ урока с использованием мультимедиа с традиционным уроком 58
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Следует сказать, что одной из важнейших составляющих профессионализма современного педагога, его профессиональной компетентности является технологическая культура педагога, позволяющая соотносить индивидуальные проявления профессионализма с контектстом мировой (национальной и др.) педагогической культуры (В.А. Сластенин).
Одна из важнейших
задач, стоящих перед каждым
Отличительными чертами современной жизни являются не только наличие насыщенного информационного пространства, к которому имеет доступ человек, но и необходимость владения специальными средствами, которые помогут ему там ориентироваться.
Этими средствами являются средства мультимедиа коммуникаций, или просто мультимедиа средства (ММС). Начиная с 60-х годов XX века ЮНЕСКО активно поддерживает медиаобразовательное движение во всем мире.
Под термином «медиа» понимаются технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором сообщения) и объектом (массовой аудиторией). При этом медиа рассматривается как комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах).
ММС определяют наши будни, но как точнее определить это понятие и как систематизировать разнообразные формы этого явления? Для обычного учителя эта терминология, чаще похожа на непроходимый хаос. Так попытаемся же разобраться в этих медиаджунглях.
Во-первых, обыденное сознание обычно связывает мультимедиа средства с техникой и дальнейшим ее развитием. Именно этот компонент учебных коммуникаций мы обозначим как технический аспект мультимедиа.
С другой стороны, мультимедиа перемещают информацию на большее расстояние и значительно быстрее, чем традиционные средства коммуникаций. Значит, у источника информации, всегда имеется некоторое содержание, которое требует их специального грамматического оформления. Обозначим этот компонент мультимедиа как семантический аспект (семантика - это изучение значений.).
С третьей стороны, мультимедиа включают в себя не только содержание, но и целевые установки производителя, которые должны произвести определенные воздействия на пользователя. Ведь производители и потребители мультимедиа образуют особую социальную среду. Пользователь всегда имеет в ней свои интересы и потребности. С этой точки зрения мультимедиа средства обслуживают каналы связи. И эту функцию обозначим как прагматический аспект, направленный на действие и применение.
Для пользователя это означает: он должен уметь обслуживать технику, понимать содержание и использовать мультимедиа в оформлении собственной деятельности и применять медиа для достижения поставленных целей. В таблице 1 представлены эти точки зрения в совокупности.
Таблица1. Особенности термина «мультимедиа средство (ММС)» | ||
Аспекты ММС |
Области применения |
Деятельность пользователя |
Технический |
Техника: конкретное устройство |
обслуживание |
Семантический |
Информация: содержание, дизайн, интерфейс учебного мультимедиа средства (ЦОР, ЭОР, ППС, ПСОН) |
понимание |
Прагматический |
Коммуникации: способ применения в учебном процессе (загрузка, передача файлов, поиск, обмен данными учитель-ученик) |
применение |
Технический аспект разделим на две группы, в зависимости от основания. Первая классификация традиционно описываются как структура ММС и представляет из себя совокупность аппаратного и программного обеспечения. Аппаратная часть содержит оборудование, а программное обеспечение обеспечивает выполнение учебных задач через аппаратуру. Например, проектор относится к аппаратному обеспечению, а видеоурок - к программному.
Если в основание деления положить техническое использование на уроке, то ММС делимы по двухступенчатой схеме. На первой ступени мультимедиа средства технически используются только для производства учебного продукта. Например, в проектной деятельности ученики делают фотографии, готовят открытки и т.д. с использованием специального программного обеспечения компьютера. А дальнейшее использование не требует компьютера. На второй ступени как производство, так и использование произведенной информации требует технической опоры. Например, телекоммуникационный проект предполагает, что деятельность ученика невозможно без наличия компьютеров на всех этапах проекта.
Но для пользователя это означает, что он не только должен иметь эти мультимедиа средства, но и уметь их обслуживать, что ограничивает возможность свободного применения их в обычном уроке.
Семантический аспект предполагает, что перед использованием информация должна преобразоваться, в зависимости от формы ее представления. Затем, после обращения к памяти ЭВМ, происходит декодирование ее специальными программами-кодеками, что обеспечивает возможности ее представлению пользователю. В этой группе ММС разделим на статичные, динамичные и интерактивные (таблица 2).
Таблица 2. Мультимедиа средства и способы их восприятия | ||
ММС, применяемые в обучении |
Формы представления |
Способы восприятия |
Статичные фотография, распечатки |
Текст, картинка, графика |
Визуальные. Пользователь сам определяет длительность восприятия |
Динамичные телевидение, кассеты, видео, кино СD, DVD. |
Кино, видео, звукозапись |
Визуальные, звуковые. Длительность восприятия определяет производитель (автор) |
Интерактивные интерактивное ТВ, компьютер, интернет |
Кино, видео, звук, текст, графика, анимация, моделирование |
Визуальные, звуковые. Пользователь имеет право и возможность свободного доступа к информации и ее компоновки (распоряжение) |
Длительность восприятия статичных ММС изначально не ограничено, впрочем, как и управление просмотром. Пользователь определяет длительность просмотра и детальность рассматриваемого объекта. Его цели и задачи определяют сколько он уделит времени и в какой последовательности он будет компоновать, например, изображения или статьи из газеты.
В динамичных ММС последовательность информации задана и привязана к временному фактору. Это определенное время воспроизведения и последовательность воспроизведения определяется автором-производителем. При этом пользователь может с помощью монтажа или прокрутки вперед-назад изменить их. Восприятие потребителя во время занятия напрямую связано с его готовностью и возможностью усваивать предоставляемую информацию.
Интерактивные ММС такие как компьютерные мультимедиа, интерактивное телевидение или виртуальная реальность изменяют информацию в процессе восприятия. Пользователь имеет возможность влиять на информацию, может ее отбирать (компьютерные программы, базы данных) и определять последовательность ее представления, а также менять процесс передачи (интерактивное телевидение, моделирование).
Нужно помнить, что каждое мультимедиа средство имеет специальный язык или кодировку. Вместе с тем, спектр его возможностей заранее определен и всегда ограничен.
Наконец, c точки зрения прагматического аспекта (коммуникация как обмен сведениями и распространение информации) ММС можно разделить на три области.
Средства массовой информации (СМИ), к которым относятся пресса, радио, кино, телевидение, а также диски, и видео. Здесь предполагается наличие рынка, для которого товар – информация. Несмотря на различные попытки определения СМИ, можно унифицировано установить следующие признаки:
ММС индивидуального пользования такие как телефон, факс, письма, электронная почта, а также используемые в повседневной жизни фото или видеокамеры имеют следующие признаки:
Учебные ММС, например учебные видеопрограммы и фильмы, образовательные порталы, программные средства образовательного назначения, цифровые образовательные ресурсы, а также подобранные для этих целей коллекции текстов, графики и звукового ряда, характеризуются следующими качествами:
Подведем итоги нашей классификации.
Таблица 3. Обзор мультимедиа средств (ММС), применяемых в обучении | |||
Аспекты линии |
технические |
семантические |
прагматические |
Классификация |
1. Аппаратное обесп. 2. Программное обесп., или 1. ММС первой ступени - 2. ММС второй ступени |
1. статичные 2. динамичные 3. интерактивные |
1. массовые 2. индивидуальные 3. учебные |
Деятельность пользователя |
Обслуживание техники |
Понимание и оформление информации |
Обмен информацией |
Нужно помнить, что, из-за быстрого развития самих ММС, предложенная систематизация может восприниматься достаточно условно. Все чаще у учителя на уроках появляется возможность использовать не статичные, а интерактивные учебные средства. Кинопроектор давно отступил перед видеоплейером, а сломанный диапроектор заменяется монитором компьютера или мультимедиа проектором. Глобальные сети конкурируют с классическими СМИ. При этом, Интернет успешно обслуживает и индивидуальные коммуникации (электронная почта) и решает образовательные задачи (школьная или образовательная сеть). От медиапользователя это требует постоянного расширения его компетенций.
Даже использование традиционных ТСО привязывали учителя к обслуживанию (техника), пониманию (семантика) и применению (прагматика) и требовали определенных пользовательских умений, ориентации на имеющийся опыт. Сейчас компетенции педагога в области применения ММС, т.н. ИКТ компетенции, стали просто необходимы. Только тот, кто владеет ими, может профессионально использовать постоянно растущий информационный ассортимент медиакоммуникаций в любой момент.
Информация о работе Применение медиасредств в образовательном процессе современной школы