Применение медиасредств в образовательном процессе современной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Медиаобразование, как набор средств и методов обучения молодежи сегодня как никогда актуально. Изменения в образовании, происходящие под влиянием стремительного внедрения информационных технологий во все сферы жизни, предъявляют серьезные требования к уровню компетентности педагога, которому необходимо осваивать роль консультанта для ученика. Ученые-исследователи и педагоги разных стран мира подчеркивают особую потребность медиаобразования. Предполагается, что медиаграмотный педагог сумеет:

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ………….………. 6
1.1 Технологический подход в современной педагогике 6
1.2. Медиасредства в образовательном процессе ..19
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ.. 32
2.1 Применение медиасредств в образовательном процессе школы как практическая проблема 32
2.2 Разработка медиасредств и их применение в учебном процессе (презентация) 38
2.3 Опытно-экспериментальная часть (описание и результаты) 51
2.4. Сравнительный анализ урока с использованием мультимедиа с традиционным уроком 58
Заключение 61
Список используемой литературы 64

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

           Времеемкость. Как применение мультимедиа на уровне конечного пользователя, так и самостоятельное создание мультимедийной информации требует достаточно больших затрат времени. Особенно много времени необходимо для создания мультимедийных средств обучения.

           Доступность. Не все преподаватели располагают требуемыми аппаратными и программными ресурсами, что может ограничить применимость обучения с применением новейших средств мультимедиа.

           Сложности настройки и использования программного и аппаратного обеспечения. Для обеспечения эффективного педагогического использования учебных мультимедиа материалов программное и аппаратное обеспечение должно быть надлежащим образом настроено. При этом мультимедийные средства обучения предъявляют более высокие требования к качеству и ресурсному составу используемых средств информационных и коммуникационных технологий по сравнению с простыми средствами редактирования и визуализации текстов.

           Проблемы доступа в телекоммуникационные сети. Недостаточно быстрый канал связи означает низкое качество звука, изображения, видео и другой мультимедиа информации, что может негативно сказаться на качестве дистанционного открытого учебного процесса.

           Проблемы прочтения информации  с экрана компьютера. Информацию на экране компьютера не так легко читать, как печатную. Большие объемы текста, которые должны быть полностью прочтены, удобнее читать на бумаге. В бумажном варианте удобнее читать журналы и книги. Часто мультимедийное средство обучения предоставляет инструменты поиска информации для того, чтобы пользователь смог вначале найти требуемую ему информацию, а затем распечатать только ее.

Существует ряд моментов, затрагивающих психологические аспекты информатизации образовательной среды и вызывающих к себе неоднозначное отношение.

Иллюстрации, картинки, графики, безусловно, позитивно влияют на усвоение текстовой информации, однако следует учитывать, что простое сложение различных чувственных восприятий (зрительных, слуховых, тактильных) автоматически не улучшает познавательные процессы. Намного более важным условием эффективного использования мультимедиа в процессе обучения является способность пользователей к декодированию символьных и кодовых систем. Довольно часто можно наблюдать, что экономное, но целенаправленное использование медиальных форм презентации имеет лучший результат, чем пестрое нагромождение различных медиаподач учебного материала.

Имеет место тесная взаимосвязь между тематическим интересом и приобретением знаний. Хорошо организованная учебная работа с использованием медиа может оказаться безуспешной, если учащиеся не проявляют интереса к предложенной тематике.

Использование электронных средств коммуникации чаще всего несет с собой некоторый эффект новизны, который может привести к мотивированному и занимательному изложению материала, но эта заинтересованность через определенное время снова снижается.

Применяя медиа в образовательном процессе, педагог должен учитывать следующие особенности. Те новообразования, которые возникают под влиянием медиа, переносятся в условия традиционного общения. Исследования психологов показали, что значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, однако при этом снижается роль эмоциональных средств общения.

Влияние электронных медиа на личность обучаемого может быть выражено в большей или меньшей степени: от локального, касающегося ограниченного круга психических явлений (например, использование компьютерного сленга), до глобальных, свидетельствующих об изменении личности в целом (Интернет-зависимость, синдром хакера и т.п.). Психологи, педагоги, специалисты в области информационных технологий уделяют много внимания исследованию последствий информатизации для различных видов деятельности – игровой, учебной, профессиональной. Однако вопросы глобальных изменений в психике личности в полной мере еще не изучены.

Внедрение любых высоких технологий в различные сферы деятельности часто направлено, главным образом, на освобождение человека от рутинных операций и, как следствие, создание условий для его развития. Так и внедрение медиа постепенно делает ненужными многие умения и навыки, формы деятельности. Однако нецелесообразное использование медиа может привести к серьёзным потерям. Например, широкое и не всегда оправданное использование микрокалькуляторов даже в начальной школе ведет к утрате навыков устного, быстрого счета и т.п. В итоге это приводит к тому, что учащиеся не могут правильно оперировать самим понятием числа, поскольку не прочувствовали основные операции с числами.

Современные медиа обеспечивают легкость получения разнообразной информации. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы направить усилия обучаемых на самостоятельную выработку новых знаний, представляющих собой результат познавательного процесса, полученный самим обучаемым.

Широкому внедрению медиа обязательно должны сопутствовать специальные меры, направленные на эмоциональное развитие личности учащихся. Опасность технократического мышления, формирующегося под прямым и косвенным влиянием информационных технологий, по мнению психологов, состоит в том, что для такого мышления характерны «примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями».

Таким образом, последствия применения медиа могут быть как позитивными, так и негативными, к оценке той или иной технологии нельзя подходить односторонне. Планируя использование электронных средств в учебно-воспитательном процессе, педагог должен проанализировать те возможные прямые и косвенные воздействия на личность обучаемого, которые и будут определять направления его развития.

Наряду с большим дидактическим потенциалом современных медиа существует и ряд психолого-педагогических проблем, которые достаточно многоаспектны. Это проблемы места самих медиа в учебном процессе, роли учителя в реализации обучающих систем, взаимодействия учащегося с медиа, особенностей их диалога. Все более актуальным становится научное обоснование проблем защиты человека от манипулирования со стороны медиа.

Часто медиа могут вызвать негативные социальные тенденции.                     В данном случае имеют место следующие девиации функций медиа:

  • обилие информационных потоков приводит к дезориентации личности;
  • склонность к крайнему негативизму, являющемуся причиной различных фобий, или к излишнему оптимизму и приукрашиванию событий, что, в свою очередь, может вызвать фрустрационные эффекты, дисфункции ожиданий и разочарование;
  • патологическая зависимость от определенных жанров, демонстрируемых медиасредствами: новостей, сериалов, криминальной хроники и сенсаций и т.д.;
  • представление в позитивном ракурсе наркотиков, алкоголя, сигарет, межэтнических стереотипов – всё это проникает в современное искусство, молодежную субкультуру и контркультуру;
  • массовизация культуры и, как следствие, понижение планки духовных потребностей и создание ложных идеалов и героев.

Рассматривая электронные медиа с точки зрения реализации их образовательных функций, важное значение приобретает классификация соответствующих медиапродуктов и способов их применения в учебно-воспитательном процессе. В отечественной дидактике важная роль отводится таким понятиям, как электронные издания и электронные ресурсы.

Относительно дидактических и воспитательных возможностей новых медиа у педагогов существуют различные точки зрения. Большинство же исследователей сходится во мнении, что применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет достигнуть нового качества знаний, причем этот образовательный потенциал заложен в самой идее информационных средств.

 

2.2 Разработка медиасредств и их применение в учебном процессе (презентация)

 

Одной из задач школы на современном этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит свое отражение в том, что наряду с педагогическими целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности.

Происходит постепенное осознание потребности в обеспечении учащихся не только профессиональными навыками, но и в общем развитии обучающихся, формировании их информационной культуры. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от преподавателя знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и средствами современной науки. Поэтому нужно рассматривать поиск путей овладения современными технологиями в качестве перспективного и своевременного направления повышения эффективности процесса обучения в школе. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа.

Под термином мультимедиа следует понимать компьютерное дидактическое средство, которое, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей (звуковой и визуальной), обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемонических процессов, позволяет реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению, как педагогических целей обучения, так и целей развития. [1]

Технология мультимедиа позволяет реализовать большинство методов обучения, способно во многих случаях усовершенствовать или даже частично заменить в учебном процессе такие классические методы обучения, как метод устного изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и др.), методы наглядного и практического обучения, методы закрепления полученных знаний, методы самостоятельной работы. Многие известные педагоги и психологи указывали на то, что для повышения эффективности обучения методы устного изложения должны сочетаться с наглядными и практическими методами, а также с методами активизации восприятия.

Педагогические возможности средств мультимедиа определяются не простым суммированием возможностей компьютерной техники и технологий, в них входящих. Увеличение педагогических возможностей отдельных составляющих средств мультимедиа, которые взаимно развивают и дополняют друг друга, приводит к переходу количества этих возможностей в качества.

Информация в мультимедиа программах передается с помощью трех средств — графики, аудио и видео. При этом возможно достижение максимальной информационной наполняемости как отдельных элементов визуального ряда, так и их совокупности. С помощью компьютерной графики появляется возможность максимально реализовать эстетические законы структурирования формы таким образом, что создаются изображения, представляющие собой интеграцию научного (содержание) и эстетического (форма) компонентов, восприятие которых требует минимума усилий от обучающихся.

Зарубежные исследователи, подчеркивая необходимость разумной визуализации учебного контекста, выделяют следующие формы наглядной фиксации учебного материала: иллюстрация, логические изображения и изобразительные аналогии. К иллюстрациям относятся фотографические изображения, видеозаписи тех или иных объектов реальной действительности. Такая наглядность обладает высокой степенью соответствия изображаемому объекту и представляет собой своего рода замещение реальности. Вторая выделенная категория — логические изображения — включает в себя такие формы, как графики, схемы, диаграммы (информация сообщается с помощью индексов и символов). Данная категория наглядности характеризуется схематичностью и закодированными в изображении ментальными образами. Логические изображения выступают в качестве упрощенных представлений, иллюстрирующих сложные структуры. Изобразительные аналоги не представляют непосредственно наблюдаемые структуры, объекты или факты, сослужат хорошей иллюстрацией для усвоения сложных идей или фактов. Изобразительные аналоги основаны на построении конечной аналогии от хорошо известной информационной области к новым комбинациям в совершенно новой форме. [2]

Некоторые зарубежные ученые утверждают, что внедрение мультимедиа в образование должно идти на основе того опыта, который уже накоплен в результате применения традиционных технических средств в учебном процессе вуза.

Технические возможности любого средства сами по себе не могут оказывать воздействие на учебную деятельность ученика, следовательно, необходимо установить соотношение между возможностями и «ограничениями» как обучающегося, так и самого технического средства. Эффективность дидактического средства зависит от степени его гибкости, то есть способности соответствовать потребностям и характеристикам различных групп обучающихся, а также различным образовательным контекстам. Так многочисленные исследования показали, что необходимо учитывать индивидуальные способности восприятия графики и анимации. Для повышения уровня восприятия материала одним ученикам достаточно графического сопровождения, а другим необходима анимация динамики изучаемого процесса. В работах зарубежных исследователей также выявлена зависимость уровня опорных знаний и качества восприятия различных форм наглядной фиксации учебного материала. [3]

Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание школьников к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышая качество излагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется роль преподавателя в учебном процессе. Преподаватель эффективнее использует учебное время, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала.

Информация о работе Применение медиасредств в образовательном процессе современной школы