Подходы к оцениванию

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 04:59, курсовая работа

Краткое описание

Подходы к оцениванию результатов учебной деятельности младших школьников
1. Учебная деятельность.
2. Результаты учебной деятельности
3. Теоретические аспекты понятия «оценка, оценивание»:
История оценки. Подходы к оцениванию за рубежом.
Понятие «оценивание».

Файлы: 1 файл

Подходы к оцениванию результатов учебной деятельности младших школьников.doc

— 489.00 Кб (Скачать)

•              математическая задача с неправильным решением.

Инструкция: ученику предлагается ответить на вопросы и выполнить задание.

1.              Бывают ли случаи, когда ты не уверен, правильно ли выпол-

нил задание (решил задачу, составил план)?

•              Если бывают, что ты в этом случае делаешь?

•              Проверяешь ли ты себя, когда выполняешь домашнее задание?

•              Если проверяешь, то как ты это делаешь?

2.              Реши задачу.

(Ученик выполняет задание учителя.)

•              Как ты думаешь, правильно ли ты решил задачу?

•              Почему ты так думаешь?

3.              Анализ выполненного задания.

4.              Учитель протоколирует ответы ученика на вопросы беседы и проверяет выполненное задание.

Форма отчета.

Протоколы собеседования с каждым учеником и общий качественный  и   количественный  анализ  результатов исследования (сколько учащихся контролируют свои действия, сколько делают это иногда, сколько вообще этого не делают).

4. «Карта успешности ученика»

Цель использования. Ученики, неуспешные в учебе, могут быть успешными в других видах деятельности. Чтобы поддержать ситуацию успеха, учителя изучают, в каких областях ребенок считает себя успешным. Мы предлагаем вариант определения успешности ученика.

Процедура. Ребенку предлагается следующая анкета:

1. В каком из перечисленных видов деятельности ты чувствуешь себя наиболее успешным?

- Учебная деятельность.

     - Спорт.

- Труд.

- Творчество.

- Здоровье.

- Общение.

      - Семья.

- Личный рост.

2. Кто заметил твой успех?

-              Друг.

       -               Учитель.

-               Одноклассники.

-              Родные.

      - Кто-то еще.

3. Считаешь ли ты себя успешным человеком?

         - Да.

         - Скорее, да.

         - Иногда.

         - Нет. 

4. Вспомни и опиши несколькими предложениями свой самый большой успех.

 

5. «Лист самооценки ученика»

 

Цель использования. Работая с этим листом, учитель может определить направление развития и пути работы над возникши¬ми у ребенка проблемами.

Процедура и материал. Лист самооценки заполняется в начале изучения темы и в конце.

Класс             

Фамилия, имя             

Предмет             

Тема             

Что нового узнал?             

Чему новому научился?             

Чему хотел научиться, но не получилось?             

Почему не получилось?             

Какие проблемы возникли при работе над темой?             

Пути решения проблем.             

6. Комплексная итоговая качественная оценка посредством программы «Книгочей»

Цели:

для учителя — качественно новая форма оценивания учебных достижений младших школьников;

для детей — формировать оценочную самостоятельность, самооценку школьников.

Итогом работы по этой программе для детей являются кол¬лективные творческие дела:

-              игра по станциям;

- театрализованный праздник;

       - заочное путешествие;

-               «Угадай-ка».

Результаты работы в программе

Для отслеживания результатов по разным видам деятельности используются следующие методы:

- тестирование,

- викторины,

- олимпиады по чтению,

- собеседование,

  - конкурсы.

Результативность программы на уровне школы и педагогов оценивается:

   - по включенности дополнительных литературных источников в систему работы;

- по развитию форм работы с литературными источниками;

      - по согласованности общепедагогических требований в работе с книгой.

На уровне учащихся:

     - по сформированности интереса к чтению (увлеченность,  позитивное отношение);

  - по наличию основных читательских умений;

   -по уровню развития речи учащихся;

        - по качеству выполнения творческих заданий, связанных с книгой.

Формы оценки:

- в течение четверти ученики ведут учет прочитанных книг,  выполненных творческих заданий;

- в конце каждой четверти учителя проводят коллективные творческие дела и подводят итоги по классам, награждают активных читателей и лучших знатоков книг;

- в конце года по классам ученики выбирают «магистра чтения».

Рейтинговая система оценки знаний учащихся

     Традиционная система оценивания при помощи четырех-пяти показателей мало способствует эффективному обучению. Ее существенные недостатки: неполнота, ограниченность, а также несориентированность на психофизиологические возможности детей различных возрастных групп.

     Построение рейтинговой системы оценки

                 Рейтинг – это число; получается оно путем набора очков и баллов: ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т. д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг. В ряде школ рейтинговая система промежуточных оценок уже действует.

Обратиться к рейтингу заставляют недостатки школьной системы оценки знаний, а именно:

•              узкий диапазон школьных оценок;

•              большая субъективность оценки, расплывчатость ее критериев, отсутствие самооценки;

•              негуманность системы: ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов;

•              незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика: иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам;

•              отсутствие учета весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы);

•              недостаточное стимулирование активной работы учащихся, практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, написание научных рефератов и т. п.);

•              недемократичность системы: учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа.

       Для правильного построения рейтинговых систем существует технология с критериями согласования позиций экспертов, т. к. количество баллов за то или иное учебное достижение назначается экспертным способом довольно произвольно.

Успешная практика рейтинговой  системы оценки знаний учащихся  внедрена в ГОУ СОШ № 661 г. Москвы. По этой системе определяются:

•              общий и предметный рейтинг учеников в классе;

•              рейтинг классов в школе;

•              динамика рейтингов учеников и классов в течение учебного года;

•              рейтинг первой десятки учеников школы по учебным предметам.

Анализ рейтинга учеников и классов ОУ позволяет:

•              индивидуализировать и дифференцировать учебную и воспитательную работу;

•              стимулировать познавательную работу учеников и классов;

•              конкретизировать работу классных руководителей с учениками и родителями;

•              более объективно проанализировать работу классов и школы в целом.

     Рейтинговое оценивание знаний – один из существенных способов: влияния на успеваемость учащихся, формирования интереса к процессу обучения и его результатам; расширения границы школьного балла, повышения его значимости; включения самих учащихся в активный поиск возможности повышения своего среднего балла и рейтинга.

Система определения рейтинга ученика (по успеваемости):

•              оценка за четверть и год определяется как среднеарифметическая всех оценок с учетом их веса (с точностью до 0,01);

•              количество оценок в четверти должно быть не менее трех;

•              ученику предоставляется право ответа для повышения оценки в конце четверти (или темы);

•              рейтинг определяется:

– по итоговой оценке за четверть (год);

– по предметам в классе;

– по каждому предмету в школе.

Шкала перевода среднего балла в 4 ¬балльную систему: средний балл 2,49 и менее – отметка "2";

•              2,50–3,49 балла – "3";

•              3,50–4,49 балла – "4";

•              4,50 и более – "5".

Рейтинг определяется для учащихся, кто превысил минимальный норматив 3,4–3,5 балла, или для всех учащихся (по усмотрению педагогического коллектива).

Подсчет среднего балла, рейтинга и оформления наглядности выполняет учебная комиссия под контролем завуча (по школе), классного руководителя (в классе), учителя-предметника (по предмету). В таблице приведены условия для начисления дополнительных баллов при определении рейтинга учащегося.

Содержание деятельности ученика для начисления дополнительных баллов              Количество дополнительных баллов

1. Участие в городских предметных олимпиадах:

1 место              1

2 место              0,8

3 место              0,6

участие              0,2

2. Участие в школьных предметных олимпиадах:

1 место              0,3

2 место              0,2

3 место              0,1

3. Наличие рефератов, докладов, научных исследований по учебным предметам              до 0,3

4. Разработка и изготовление наглядных пособий, учебных приборов; оборудование учебных кабинетов, лабораторий              до 0,3

5. Разработка учебных игр, тестов, блок-схем, опорных сигналов и других дидактических материалов              до 0,5

6. Активное участие во внеурочной работе по предмету              до 0,5

7. Участие в городских и областных спортивных соревнованиях:

1 место              1

2 место              0,8

3 место              0,6

участие              0,2

8. Участие в школьных спортивных соревнованиях:

1 место              0,3

2 место              0,2

3 место              0,1

Успех рейтинговой системы оценки знаний учащихся зависит от:

•              участия самих школьников в подсчетах среднего балла;

•              регулярного анализа динамики среднего балла и рейтинга;

•              от доброжелательности членов педагогического и ученического коллективов, умения педагогов радоваться даже наименьшим ус-пехам учеников, поддерживать их;

•              совершенствования форм и методов ее ведения;

•              гласности и наглядности.

   Важная роль в рейтинговой системе оценки знаний учащихся отводится наглядности. Так, в классном уголке оформляется раздел "Лучшие в классе": определяется 5 учащихся, имеющих высокий рейтинг по всем предметам. Классный руководитель ведет ведомость, в которой учитывается средний балл и рейтинг учащегося в классе.

В школе определяются 10–12 лучших учащихся, имеющих высокий рейтинг по всем предметам. Анализируются динамика рейтинга учащегося в течение учебного года (строится график рейтинговой системы оценки знаний каждого учащегося) и динамика рейтинга класса (график рейтинга класса).

В дневниках каждого ученика под руководством учебной комиссии ученического комитета школы оформляются графики рейтинговой системы оценки знаний. Учащиеся, проанализировав результаты предыдущего учебного года, заносят в график итоги четверти, года, а также желаемый результат.

Значение рейтинговой системы для учащихся, учителей

Рейтинговая система оценки знаний имеет большое значение для учащихся, она:

•              повышает гуманизацию и демократизацию процесса обучения: учащиеся сами определяют свой рейтинг, имеют возможность заработать дополнительные баллы, соревноваться в своей "весовой категории", видеть динамику своих результатов;

•              воспитывает настойчивость, целеустремленность, волю;

•              помогает учащимся определить и развить свои интересы, возможности, наклонности, укрепить чувство собственного достоинства;

•              стимулирует повышение качества знаний, умений, навыков.

Итоги анкетирования учащихся по вопросам введения рейтинговой системы оценки знаний показывают абсолютную заинтересованность и ее поддержку.

Значение данной системы для учителя в том, что ее использование:

•              повышает интерес учащихся к учебе, активизирует их познавательную учебную деятельность;

•              улучшает дисциплину на уроке за счет большей нацеленности учащихся на учебу;

•              стимулирует учеников к внеклассной работе по предмету;

•              облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики как для отдельных учеников, так и для класса в целом (подсчетом рейтинга занимаются ученики);

•              улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за счет индивидуального подхода к ученикам;

•              активизирует участие учителей в учебно-воспитательном процессе, повышает их заинтересованность в результате обучения.

Данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся. Ее эффективное внедрение в ряде образовательных учреждений Центрального округа г. Москвы успешно дополняет традиционную систему оценивания. Это обеспечивается не только за счет возможности ученика влиять на собственный результат, но и за счет возможности всех субъектов учебного процесса видеть и развивать малейший успех, осуществляя деятельность по принципу "Успех рождает успех".

Данный вид оценки помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе.

Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, в спортивных и внеклассных мероприятиях, мотивируют учеников к участию в исследованиях, проектной деятельности, разработке и созданию продуктов проектной и экспериментальной деятельности: пособий, приборов, игр, тестов и др.

Доступность рейтинговой системы улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе, активизирует участие родителей в учебно-воспитательной работе; способствует всестороннему изучению и определению статуса личности учащегося в школьной жизни.

Педагогические науки

Информация о работе Подходы к оцениванию