Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 04:59, курсовая работа
Подходы к оцениванию результатов учебной деятельности младших школьников
1. Учебная деятельность.
2. Результаты учебной деятельности
3. Теоретические аспекты понятия «оценка, оценивание»:
История оценки. Подходы к оцениванию за рубежом.
Понятие «оценивание».
Результат?
Он выражается не только в том, что японские, сингапурские, голландские ученики регулярно превосходят австралийцев в международных состязаниях и олимпиадах. Тысячи австралийских учеников заканчивают начальную школу, не умея толком считать и будучи довольно безграмотными, а выпускающие таких учеников школы продолжают «в том же духе» на основании посыла о том, что рано или поздно каждый добивается успеха, а ребенка нельзя травмировать сообщениями о его провалах. По сей день таким школам позволено работать безо всякого над ними контроля, а родители не имеют возможности сравнивать разные школы. Ситуация в Австралии в корне отличается от положения дел в Британии или США, где недотягивающие до необходимого уровня школы, во-первых, легко распознаваемы, а во-вторых, на них обращается повышенное внимание и выделяются необходимые ресурсы.
В период проведения последней предвыборной кампании правительство среди прочего провозгласило возврат к ясной и четкой системе оценок. Вместо новомодных размытых формулировок знания учеников будут оцениваться от «А» до «Е», и, кроме того, успехи учеников в классе можно будет сравнить. Не во всех штатах и территориях пока согласились с такими нововведениями.
1. 5. 2. Оценивание в странах ближнего и дальнего зарубежья.
В Украине в 2000 году указом Министерства образования и науки была введена 12-балльная система оценивания учебных достижений учеников в системе общего среднего образования. По мнению министра образования и науки Украины в 1999-2005 годах Василия Кременя, 12-балльная система менее карательная, чем предыдущая, и даёт возможности точно оценить знания, заинтересовать, поощрить ученика идти со ступеньки на ступеньку в получении более высокой оценки, что было невозможно при 5-балльной системе.
Основное отличие 12-балльной системы от классификационной 5-балльной – в её диагностической функции. Учителю предлагается систематически замерять качество знаний каждого ученика, обнаруживать его учебные достижения и определять на основании этой диагностики его индивидуальные потребности в учёбе. Обязательный итоговый контроль позволяет оценить не просто участие ученика в процессе обучения, а и качество усвоения им конкретного блока информации. Отсутствие отрицательной оценки и право пересдать итоговую диагностическую работу могут послужить для учеников дополнительными стимулами к учёбе. Требования не учитывать текущие оценки при выставлении итоговой, то есть оценивать достижения учеников по результатам специальной письменной работы или устного опроса, обеспечивает объективность оценки, поскольку не позволяет учителю манипулировать ею для стимулирования или наказания учеников. Одним из минусов реформы некоторые педагоги считают запрет оставлять учеников с низкой успеваемостью на второй год, поскольку для многих школьников это может стать поводом для расслабления. Также к недостаткам относят большую размытость критериев оценивания по сравнению с предыдущей шкалой:
1 балл – воспроизводит некоторые элементы объекта изучения
2 балла – фрагментарно воспроизводит незначительную часть учебного материала
3 балла – воспроизводит менее половины учебного материала
или
10 баллов – обладает глубокими и прочными знаниями, способен использовать их в нестандартных ситуациях
11 баллов – располагает обобщенными знаниями по предмету, аргументированно использует их в нестандартных ситуациях
12 баллов – имеет системные, действенные знания, неординарные творческие способности.
Однако бытует мнение, что 12-балльная система – фактически усовершенствованная 5-балльная, поскольку «+» и «-» хоть и не были официально утверждены, но широко использовались в школьной практике. Поэтому 12 баллов отождествляют с оценкой 5+, 11 – с оценкой 5, 10 – с оценкой 5- и так далее, 1 балл – с оценкой 2-. У «единицы» соответствия нет, поскольку она фактически вышла из употребления.
Как бы то ни было, после девяти лет существования 12-балльной шкалы действующий министр образования и науки Украины Иван Вакарчук оценивает её положительно:
Иван Вакарчук - министр образования и науки Украины
Исследования, проведённые Институтом социальной и политической психологии АПН Украины, дают основание сделать вывод, что педагогическая общественность, школьники и их родители уже давно адаптировались к этой системе оценивания. При советской 5-балльной системе мы каждый год имели около 40 тысяч «второгодок». Это были дети, многие из которых потеряли любой интерес к учёбе именно из-за того, что не подпадали под «чёрно-белый» подход, по которому дети разделялись на «успевающих» и «неуспевающих». Теперь в школьном аттестате мы выставляем баллы, которые ребёнок заслужил из всего «цветного» спектра – от 1 до 12. Это справедливо. К тому же, не грозит наплывом в высшие учебные заведения учеников, у которых нет оснований, чтобы стать студентами. Ведь они должны иметь в сертификатах о прохождении внешнего независимого оценивания не менее 124 баллов.
Однако 12-балльная система оценивания не является общепринятой в мире. Например, Беларусь, Грузия, Литва, Латвия, Молдова практикуют оценивание по 10-балльной системе. В Германии и Польше в среднем образовании используется 6-балльная система оценок, в Голландии и Японии – 100-балльная, в Италии – 30 балльная. Во Франции и ряде её бывших колоний действует 20-балльная система. В США принята 5-балльная, но вместо цифр там используют буквы.
Большинство колледжей и средних школ в США используют буквенную систему для оценивания успеваемости: А – отлично, В – хорошо, C – удовлетворительно, D – плохо, F – провал. Однако итоговые тесты, которые сдают по окончании каждого полугодия, оцениваются по процентной системе. В зависимости от процента правильных ответов за работу выставляется балл по следующим критериям: 90-100% – А, 80-89% – В, 70-79% – С, 65-69% – D, 64% и ниже – F.
Каждая оценка, кроме F, может быть с плюсом или минусом, означающими «промежуточный» уровень. Например, B+ – это очень хорошо, но не отлично. Большинство школ также присваивают числовые соответствия каждой отметке. Как правило, эти соответствия следующие:
А+ = 4.0 B+ = 3.33 C+ = 2.33 D+ = 1.33 F = 0
A = 4.0 B = 3.0 C = 2.0 D = 1.0 -
A- = 3.67 B- = 2.67 C- = 1.67 D- = 0.67 -
Оценка А+ – нововведение в американском образовании. Меньшая часть институтов, которые её используют, оценивают её как 4.3 или 4.5, но многие оценивают А+ как 4.0, так как считают, что шкала не может пойти выше, чем 4.0. Также некоторые не используют D-, считая всё, что ниже D, провалом по определению. Некоторые институты используют единственную среднюю точку между единицами шкалы и считают оценки A- и B+ одинаковыми. В таких случаях оценка AB заменяет опции A-/B+ и считается как 3.5.
Эти числовые значения, или points, используются для вычисления индекса качества (Grade Point Average или GPA) учеников. Среднее арифметическое всех оценок, полученных за каждый из курсов семестра, – это и есть индекс качества (GPA) в течение семестра. Индекс качества может также быть рассчитан в конце каждого года и всегда вычисляется при окончании колледжа или школы. Некоторые колледжи могут также вычислять индекс качества учащихся по профилирующему предмету отдельно от их общего GPA.
Индекс качества используется для определения академической успеваемости каждого учащегося. Для того, чтобы школьник считался успевающим, его GPA должен составлять по меньшей мере 2.0 или 1.67. Если индекс качества ниже этого уровня, учащемуся может быть дан испытательный срок, а это означает, что школьная администрация будет контролировать его успеваемость в течение следующего семестра, и он обязан посещать специальные занятия или брать определённые курсы. Если GPA не улучшается к следующему семестру, ученик может остаться на испытании или даже быть отчислен.
В Канаде оценки выставляются в процентах. Например, 50-60% – удовлетворительно, 65-75% – хорошо, 80-90% – близко к «отлично». 100% получить очень сложно, пожалуй, это возможно только по математике и другим точным наукам. На основании полученных по всем предметам оценок подсчитывается средний балл. Для перевода на следующий год необходимо набрать более 50%. Если средний балл более 80%, то можно получить освобождение от экзамена и грамоту (Honorable Roll).
В японской школе уровень знаний учащегося не оценивается индивидуально. Определяется общий процент качества знаний и выводится средняя оценка для всего класса. Тем не менее, учащиеся средней и старшей школы сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров, которые оцениваются по процентной системе.
Во Франции принята 20-балльная система оценивания знаний. При этом высшая оценка, как правило, – 18 баллов. Французы твердо убеждены, что 20 может получить лишь Господь Бог, а 19 – господин учитель. Оценки от 10 и выше считаются положительными. Большинство французских «хорошистов» получают 12-14 баллов. Высший пилотаж – заработать 14-16 баллов.
В Бельгии в системах образования франкоязычной и фламандской общин, которые до 1988 года использовали аналогичную французской 20-балльную систему оценивания знаний, в настоящее время применяются различные шкалы оценок. Во франкоязычной общине в школьном образовании применяется 10-балльная шкала, в которой высшей оценкой считается 10, а низшей – 1. При этом проходным баллом обычно являются оценки 5 или 4, что устанавливается самостоятельно руководством образовательного учреждения для определенного аттестационного периода.
Во фламандской общине в школьном образовании используется 20-балльная система, в которой наивысшая оценка – 20, диапазон оценок от 10 до 20 – положительные оценки, а 10 – «проходной» рубеж. В высшей школе обеих общин используется процентно-цифровая система оценок, в которой оценки 80% и выше рассматриваются как «отлично», 70-80% – хорошо, 60-70 % – удовлетворительно, а 60% являются «проходным» рубежом.
В системе образования Испании используются качественные и количественные формы оценивания знаний учащихся. В первом случае применяются следующие качественные характеристики: Sobresaliente – отлично, Notable – хорошо, Aprobado – удовлетворительно, Suspenso – неудовлетворительно. Количественная форма оценки знаний является 10-балльной, при этом: 9-10 – отлично, 7-8 – хорошо, 5-6 – удовлетворительно, 1-4 – плохо.
В Польше используется 6-балльная система. Вместе с тем, учебные заведения получили определённую долю самостоятельности в организации учебного процесса, таким образом, у каждой школы есть прерогатива устанавливать так называемую «внутреннюю» шкалу оценивания успешности учащихся, которая действует в её пределах. Однако в документе, который выходит из стен школы и будет предъявляться в других учебных заведениях, оценка должна быть в рамках общепринятой внешней системы оценивания.
В Германии в среднем образовании также используется 6-балльная система оценок, но с обратной зависимостью:
1 – zehr gut (отлично)
2 – gut (хорошо)
3 – befriedigend (достаточно)
4 – ausreichend (удовлетворительно)
5 – mangelhaft (неудовлетворительно)
6 – ungenügend (очень плохо)
Правда, «единицу» ставят крайне редко. Поскольку в Германии вступительных экзаменов в вузы нет, главную роль играет средняя оценка: чем она выше, тем больше шансов на поступление. Для её выведения используется пересчёт оценок в баллы по следующему соотношению: оценка 1 – 15 баллов, 2 – 12 баллов, 3 – 9 баллов, 4 – 6 баллов, 5 – 3 балла, 6 – 0 баллов.
В Великобритании принята система буквенного обозначения оценок: от А* до U.
A* – наивысшая оценка, выставляется достаточно редко
A – отлично
B – очень хорошо
С – хорошо
D – не совсем успешно
E – плохо
F – очень плохо
N – не аттестован
U – провал (unclassified)
Формально только U означает, что экзамен не сдан. Но на практике оценки ниже E равносильны «двойке».
В аргентинской школе применяют 10-балльную систему подсчёта. 10 – наивысший результат. По пройденному материалу проводятся проверочные, практические и контрольные работы, результаты которых учитываются при выведении среднего арифметического каждого триместра. По итогам трёх триместров выводится итоговая оценка. Среднее арифметическое, большее или равное 7, означает, что данный курс пройден успешно, меньше 7 – придётся сдавать экзамен по всему материалу, пройденному в учебном году. При несдаче двух предметов ученик успешно переводится в следующий класс с их последующей пересдачей.
Существующая сегодня в России пятибалльная система оценки по своей сути является двухмерной, ибо предназначена в основном для отражения факта знания или незнания, умения или неумения, и практически не учитывает тот путь, те усилия, которые стоят за каждым из оцененных факторов.
При выставлении оценки, как правило, не проводится различие между собственно успеваемостью и личностью школьника, что приводит к фактическому навешиванию ярлыков по типу «хороший – плохой – средний» на ребенка в целом.
Существующая система оценивания очень часто имеет характер травмирующий,
Объем усвоенного материала считается рядом исследователей наилучшей мерой эффективности обучения.
Отказ от отметки и замена ее «содержательной оценкой», развернутой оценкой, вербализированной характеристикой промежуточных результатов обучения школьников; при таком подходе на первое место выходят оценочные суждения учителя.
Попытка оценивать только выполненные задания. Вспомним, как замечательный педагог В. Ф.Шаталов в 90-х годах ХХ века предлагал вариант, при котором ребенок сам выбирает количество задач и темп выполняемой работы, при этом оценивается только то, что сделано; оказывается, это «изобретено» в России, надо лишь вспомнить «хорошо забытое старое».
Оценка – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности.
Проверяя письменные работы по воспроизведению опорных сигналов, учитель не исправляет ошибок. Он фиксирует их в своем сознании и кладет тетрадь в одну из стопок – “5”, “4” или “3”. Через несколько минут оценки будут объявлены, а свои ошибки каждый увидит сам (это предусмотрено), едва только откроет альбом с опорными сигналами. Таким образом, оценка учителя дополняется самооценкой.
Небезынтересно отметить, что все учителя-экспериментаторы сообщают о случаях, когда после урока ученики подходили к ним и просили снизить оценку за ошибки, которые они обнаружили сами и которых, как им думалось, не заметил учитель.
О каждом таком случае всенепременно нужно рассказать классу и никогда не снижать ранее поставленной оценки. Ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ее от себя и учителя. Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий – это надо всегда подчеркивать. Способов объяснить свое решение можно найти сколько угодно. Вариантов много, но чувство, лежащее в их основе, должно быть одно. Чувство милосердия.
Отметка – не цель (1989)
Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на большой лист – ведомость открытого учета знаний. Каждый ученик знает, что любая нежелательная оценка может быть исправлена. Они лишь констатируют, какой именно материал усвоен плохо или недостаточно. И этот сигнал тоже побуждает к действию, ежедневно напоминая: ты еще не ликвидировал пробел. Все оценки, кроме отличных, выставлены простым карандашом. И это значит, что, если ученику не нравится тройка, он приходит и отвечает учителю тот (и никакой другой!) раздел, за который она получена. И никаких разговоров о самосознании, самодисциплине. И никаких претензий к учителю. Неподсуден учитель и неподвластен ничьему давлению.
Исследуя психологическую линию отношений, характерную для новой методики контроля и учета знаний, мы умышленно ничего не говорили о втором документе, прямо связанном с ведомостью открытого учета знаний и снимающем возможность конфликта между семьей и школой. Ведомость – внутришкольный документ. Правда, он открыт и для родителей, но оперативной связи с семьей он не обеспечивает. Эту функцию выполняет, заменяя дневник, экран успеваемости.
Это сложенный вдвое лист плотной бумаги, по формату соответствующий тетради. Внутри столбиком – перечень учебных предметов (как в табеле успеваемости) и рядом с названием каждого – строчки клеточек для оценок. Их выписывает из ведомости сам ученик. Теперь и учитель, и родители, и, главное, сам ученик получают возможность видеть не только итог, но и сам процесс учения как движение к конечному результату, ощутить все “камни преткновения”, спады и срывы на этом пути, и, что особенно важно, их преодоления.
Обобщим.
1. Учителю нет более необходимости выставлять оценки и ставить свою подпись во избежание подделок.
2. Сообщать родителям о нерадивости и недисциплинированности ребят не приходится.
3. Записывать параграфы домашних заданий не нужно – они отпечатаны в брошюрах с опорными сигналами.
4. Номера упражнений для самостоятельной работы дома вынесены на отдельные листы.
В методике учета и оценивания знаний присутствуют все психологические аспекты, характерные для игровых ситуаций (побуждение к активному действию, заинтересованность, стремление к результату и личная ответственность за него). Если же к этому присовокупить перспективу нового успеха, активно поддерживаемую родителями и учителями, то возникающее у ребят отношение к учебной работе как к желанной, важной и посильной и стремительный рост результатов их труда –естественная и неизбежная закономерность.