Подходы к оцениванию

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 04:59, курсовая работа

Краткое описание

Подходы к оцениванию результатов учебной деятельности младших школьников
1. Учебная деятельность.
2. Результаты учебной деятельности
3. Теоретические аспекты понятия «оценка, оценивание»:
История оценки. Подходы к оцениванию за рубежом.
Понятие «оценивание».

Файлы: 1 файл

Подходы к оцениванию результатов учебной деятельности младших школьников.doc

— 489.00 Кб (Скачать)

 

         РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"

     Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

 

 

           РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"

      Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."

      Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

 

        РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

     В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.

Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе под заглавием  "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

 

       ПОСЛЕДНИЙ РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"

      В данном разделе указывается  перечень материалов в каждом из разделов. Нужно помнить, что лист с содержанием придется обновлять довольно часто.

   

3. Организация работы по созданию «портфолио»

 

    В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Необходимо с самого начала создания портфолио  организовать работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

      Это позволит  главные усилия в учебе и внеурочной деятельности  направить на развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных "общественных потребностей", а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.

 

Инновационные  формы оценивания учебных достижений младших школьников

 

Разрабатываемые  новые формы оценивания достижений учащихся направлены на  преодоление травмирующих результатов традиционной пятибалль¬ной отметки. Они проявляются главным образом:

•              в искажении учебной мотивации;

•              в сомнении по поводу объективности отслеживания дина¬мики школьной успешности ученика;

•              в искажении отношений ученика с учителем, родителями, самим собой;

•              в повышении тревожности и невротизации детей.

Ниже приводятся описания некоторых форм качественного оценивания достижений учащихся начальной школы.

1.              «Рефлексивная карта» ученика

Цели составления «рефлексивной карты»:

-               для учителя — это средство оценивания:

а)              интеллектуальных, коммуникативных проявлений ребенка;

б)              уровня овладения предметными знаниями, умениями, на¬-

     выками, способами деятельности;

-              для ребенка «рефлексивная карта» помогает:

а)              сформировать умения словесно оценивать свою работу,

сравнивать с образцом или результатами предыдущей работы;

б)              дать представление о конкретных умениях и навыках, способах деятельности, которые должны  быть сформированы;

в)              выработать потребность в организации своего труда.

Процедура составления и работы с «картой».

«Рефлексивная карта» представляет собой листы плотной бу¬маги, которые вклеиваются в дневник ученика. В ней отмечены предметные умения и навыки, которые дети должны приобрес¬ти в процессе обучения, а также коммуникативные умения и лич¬ностное развитие ребенка. Набор рубрик, вносимых в «карту», составляется учителем. Чтобы он стал понятным и осмысленным для детей, необходима специальная работа. Так, в начале изуче¬ния каждой темы учитель совместно с учащимися определяет, что дети должны усвоить и уметь в результате работы над темой. При проверке выполненных заданий акцент делается на том, на развитие каких умений они направлены. На уроке выделяется специальное время для взаимопроверки разных типов заданий в форме работы в парах. В конце урока, подводя итоги работы, учи¬тель вовлекает детей в процесс анализа и оценки своих успехов.

Еженедельно, ежемесячно или по четвертям ученик и учитель в соответствующих графах ставят условные знаки.

Ученик (самооценка) ставит:

! — знаю или умею очень хорошо,

*              — иногда ошибаюсь,

? — пока самостоятельно не выполняю.

Учитель (оценка) ставит:

+ — знает, умеет применять на практике,

*              — знает, но иногда ошибается,

? — пока испытывает трудность.

Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учитель либо соглашается с ней, либо вносит коррективы. Отметки первоначально делаются карандашом, затем выделяются ярким цветом (особенно успех).

В конце учебного года «карта» вкладывается  в «портфолио» ученика, в раздел «Мои достижения по предметам».

   Предварительные результаты:

«Рефлексивная карта» дает возможность учителю контролировать процесс овладения учащимися определенными умениями и навыками, вовремя выявить затруднения и оказать необходимую помощь.

Родители после ознакомления с «рефлексивной картой», как показывает  опыт, проявляют больший интерес и начинают внимательнее относиться к учебному труду ребенка.

Возможные риски:

Работа с «картой» может стать формальной, если не приучать детей к самоанализу.

Заполнение «карт» будет трудоемким, если работа ведется не-систематически.

Очень важна разъяснительная работа с родителями. Родитель, не понимающий учителя, превращается в недруга.

 

2.«Карта успеха» ученика

 

Цели введения «карты».

«Карта успеха» вводится  в школе для первоклассников и работает на успех ученика, позволяет дифференцированно подойти к оцениванию, формирует самостоятельность и ответственность.

Процедура составления и работы с «картой».

На начальном этапе в первом классе вводится словесная оценка за содержательный ответ, интересное высказывание, «умный» вопрос или творческое проявление. По мере того как у ребят накапливаются учебный опыт, определенные знания и умения, им становится мало словесных оценок. Постепенно учителя первых классов вводят разбор ошибок, допущенных учениками класса, выписывают их на доску и предлагают создать игровую ситуацию. Затем ребенок ищет ошибки в работе соседа по парте, но не ограничивается их исправлением, а обязательно дает совет, о чем нужно вспомнить ученику, допустившему ошибку, какое правило повторить. Далее школьник самостоятельно ищет это правило в учебнике или справочнике. Работа усложняется. Ученик, допустивший ошибку, сам называет правило, которое он  не знает, объясняет свою ошибку. Подобная работа завершается  самооценкой и рекомендациями – «советами самому себе».

Особое внимание  при этом уделяется  совместному определению  критериев оценивания  различных видов работ.

Совместными усилиями  разрабатываются и вводятся «карты успеха», которые  по окончании четверти  вручаются их авторам. На каждую четверть  создается отдельная «карта», неусвоенные  вопросы и неотработанные  умения переносятся  в «карту» на следующую четверть.

Ниже приводятся  примеры заполнения «карты успеха» первоклассника по отдельным предметам.

                                          Письмо                                                       

Навыки письма              I              II              III              IV

              Сентябрь              Октябрь              Ноябрь              Декабрь              Февраль              Март              Апрель              Май

Копирование слов                                                                                                               

Размер букв                                                                                                               

Наклон букв                                                                                                               

Форма букв                                                                                                               

Пробелы                                                                                                               

Соединения                                                                                                               

Математика

Умения и навыки              I              II              ш              rv

              Сентябрь              Октябрь              Ноябрь              Декабрь              Февраль              Март              Апрель              Май

Письмо цифр                                                                                                               

Нумерация до 100:                                                                                                               

запись                                                                                                               

последовательность                                                                                                               

сравнение чисел                                                                                                               

                                                                                                               

Сложение и вычи¬тание круглых десятков                                                                                                               

Сложение двузнач¬ного числа с однозначным (без перехода через разряд)                                                                                                               

Соотношение предметных действий с матема-тическими выражениями                                                                                                               

Распознавание геометрических фигур на чертеже                                                                                                               

Измерение длин с помощью линей¬ки и циркуля                                                                                                               

Для ученика и родителей сводная карта выглядит следующим образом:

«Карта успеха» за 1-ю четверть ученика(цы) 2 «__    » класса

 

 

Предмет              Умения и навыки              +  V  ?

              Умеет работать самостоятельно             

              Коммуникативные навыки:

—              умеет работать в группе;

—              высказывает свое мнение;

—              выслушивает мнение товарищей             

Чтение              Темп чтения незнакомого текста             

              Чтение целыми словами             

              Умение находить нужное произведение             

              Понимание прочитанного текста             

Русс кий язык              Писать слова с непроверяемыми 

написаниями              

              Находить в предложении подлежащее и сказуемое             

              Узнавать слова, обозначающие предметы, признаки, действия предметов             

Математика              Последовательность чисел от 0 до 100 (уметь читать, записывать, сравнивать)             

              Знание единиц измерения длины             

              (читать, записывать, сравнивать,             

              выражать дольные и  кратные единицы)             

              Знание таблицы сложения             

              однозначных чисел             

              Знание алгоритма решения задач             

Окружающий мир              Различать:

—              объекты природы и предметы,

созданные человеком;

—              объекты живой и неживой природы;

—              основные признаки осени             

              Знать название страны и ее столицу             

              Знать правила поведения в школе             

              и общественных местах             

              Подпись учителя             

              Подпись родителей             

Условные обозначения:

+ — знает и умеет применять на практике;

V — знает, но иногда ошибается;

? — самостоятельно не выполняет.

3.Методика «Диагностика самоконтроля»

Цель методики:   отслеживание  развития   навыков  самоконтроля учащихся.

Процедура.  Проводится  в начале каждой  четверти.  Методика эта трудоемка, так как используется индивидуально.

Используемый материал: карточки с заданиями типа:

•              задача на содержание одного из учебных предметов;

•              текст с грамматическими или орфографическими ошибками на изученное правило;

Информация о работе Подходы к оцениванию