Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 04:59, курсовая работа
Подходы к оцениванию результатов учебной деятельности младших школьников
1. Учебная деятельность.
2. Результаты учебной деятельности
3. Теоретические аспекты понятия «оценка, оценивание»:
История оценки. Подходы к оцениванию за рубежом.
Понятие «оценивание».
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."
Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе под заглавием "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
ПОСЛЕДНИЙ РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"
В данном разделе указывается перечень материалов в каждом из разделов. Нужно помнить, что лист с содержанием придется обновлять довольно часто.
3. Организация работы по созданию «портфолио»
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Необходимо с самого начала создания портфолио организовать работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Это позволит главные усилия в учебе и внеурочной деятельности направить на развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных "общественных потребностей", а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.
Инновационные формы оценивания учебных достижений младших школьников
Разрабатываемые новые формы оценивания достижений учащихся направлены на преодоление травмирующих результатов традиционной пятибалль¬ной отметки. Они проявляются главным образом:
• в искажении учебной мотивации;
• в сомнении по поводу объективности отслеживания дина¬мики школьной успешности ученика;
• в искажении отношений ученика с учителем, родителями, самим собой;
• в повышении тревожности и невротизации детей.
Ниже приводятся описания некоторых форм качественного оценивания достижений учащихся начальной школы.
1. «Рефлексивная карта» ученика
Цели составления «рефлексивной карты»:
- для учителя — это средство оценивания:
а) интеллектуальных, коммуникативных проявлений ребенка;
б) уровня овладения предметными знаниями, умениями, на¬-
выками, способами деятельности;
- для ребенка «рефлексивная карта» помогает:
а) сформировать умения словесно оценивать свою работу,
сравнивать с образцом или результатами предыдущей работы;
б) дать представление о конкретных умениях и навыках, способах деятельности, которые должны быть сформированы;
в) выработать потребность в организации своего труда.
Процедура составления и работы с «картой».
«Рефлексивная карта» представляет собой листы плотной бу¬маги, которые вклеиваются в дневник ученика. В ней отмечены предметные умения и навыки, которые дети должны приобрес¬ти в процессе обучения, а также коммуникативные умения и лич¬ностное развитие ребенка. Набор рубрик, вносимых в «карту», составляется учителем. Чтобы он стал понятным и осмысленным для детей, необходима специальная работа. Так, в начале изуче¬ния каждой темы учитель совместно с учащимися определяет, что дети должны усвоить и уметь в результате работы над темой. При проверке выполненных заданий акцент делается на том, на развитие каких умений они направлены. На уроке выделяется специальное время для взаимопроверки разных типов заданий в форме работы в парах. В конце урока, подводя итоги работы, учи¬тель вовлекает детей в процесс анализа и оценки своих успехов.
Еженедельно, ежемесячно или по четвертям ученик и учитель в соответствующих графах ставят условные знаки.
Ученик (самооценка) ставит:
! — знаю или умею очень хорошо,
* — иногда ошибаюсь,
? — пока самостоятельно не выполняю.
Учитель (оценка) ставит:
+ — знает, умеет применять на практике,
* — знает, но иногда ошибается,
? — пока испытывает трудность.
Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учитель либо соглашается с ней, либо вносит коррективы. Отметки первоначально делаются карандашом, затем выделяются ярким цветом (особенно успех).
В конце учебного года «карта» вкладывается в «портфолио» ученика, в раздел «Мои достижения по предметам».
Предварительные результаты:
«Рефлексивная карта» дает возможность учителю контролировать процесс овладения учащимися определенными умениями и навыками, вовремя выявить затруднения и оказать необходимую помощь.
Родители после ознакомления с «рефлексивной картой», как показывает опыт, проявляют больший интерес и начинают внимательнее относиться к учебному труду ребенка.
Возможные риски:
Работа с «картой» может стать формальной, если не приучать детей к самоанализу.
Заполнение «карт» будет трудоемким, если работа ведется не-систематически.
Очень важна разъяснительная работа с родителями. Родитель, не понимающий учителя, превращается в недруга.
2.«Карта успеха» ученика
Цели введения «карты».
«Карта успеха» вводится в школе для первоклассников и работает на успех ученика, позволяет дифференцированно подойти к оцениванию, формирует самостоятельность и ответственность.
Процедура составления и работы с «картой».
На начальном этапе в первом классе вводится словесная оценка за содержательный ответ, интересное высказывание, «умный» вопрос или творческое проявление. По мере того как у ребят накапливаются учебный опыт, определенные знания и умения, им становится мало словесных оценок. Постепенно учителя первых классов вводят разбор ошибок, допущенных учениками класса, выписывают их на доску и предлагают создать игровую ситуацию. Затем ребенок ищет ошибки в работе соседа по парте, но не ограничивается их исправлением, а обязательно дает совет, о чем нужно вспомнить ученику, допустившему ошибку, какое правило повторить. Далее школьник самостоятельно ищет это правило в учебнике или справочнике. Работа усложняется. Ученик, допустивший ошибку, сам называет правило, которое он не знает, объясняет свою ошибку. Подобная работа завершается самооценкой и рекомендациями – «советами самому себе».
Особое внимание при этом уделяется совместному определению критериев оценивания различных видов работ.
Совместными усилиями разрабатываются и вводятся «карты успеха», которые по окончании четверти вручаются их авторам. На каждую четверть создается отдельная «карта», неусвоенные вопросы и неотработанные умения переносятся в «карту» на следующую четверть.
Ниже приводятся примеры заполнения «карты успеха» первоклассника по отдельным предметам.
Письмо
Навыки письма I II III IV
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель Май
Копирование слов
Размер букв
Наклон букв
Форма букв
Пробелы
Соединения
Математика
Умения и навыки I II ш rv
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель Май
Письмо цифр
Нумерация до 100:
запись
последовательность
сравнение чисел
Сложение и вычи¬тание круглых десятков
Сложение двузнач¬ного числа с однозначным (без перехода через разряд)
Соотношение предметных действий с матема-тическими выражениями
Распознавание геометрических фигур на чертеже
Измерение длин с помощью линей¬ки и циркуля
Для ученика и родителей сводная карта выглядит следующим образом:
«Карта успеха» за 1-ю четверть ученика(цы) 2 «__ » класса
Предмет Умения и навыки + V ?
Умеет работать самостоятельно
Коммуникативные навыки:
— умеет работать в группе;
— высказывает свое мнение;
— выслушивает мнение товарищей
Чтение Темп чтения незнакомого текста
Чтение целыми словами
Умение находить нужное произведение
Понимание прочитанного текста
Русс кий язык Писать слова с непроверяемыми
написаниями
Находить в предложении подлежащее и сказуемое
Узнавать слова, обозначающие предметы, признаки, действия предметов
Математика Последовательность чисел от 0 до 100 (уметь читать, записывать, сравнивать)
Знание единиц измерения длины
(читать, записывать, сравнивать,
выражать дольные и кратные единицы)
Знание таблицы сложения
однозначных чисел
Знание алгоритма решения задач
Окружающий мир Различать:
— объекты природы и предметы,
созданные человеком;
— объекты живой и неживой природы;
— основные признаки осени
Знать название страны и ее столицу
Знать правила поведения в школе
и общественных местах
Подпись учителя
Подпись родителей
Условные обозначения:
+ — знает и умеет применять на практике;
V — знает, но иногда ошибается;
? — самостоятельно не выполняет.
3.Методика «Диагностика самоконтроля»
Цель методики: отслеживание развития навыков самоконтроля учащихся.
Процедура. Проводится в начале каждой четверти. Методика эта трудоемка, так как используется индивидуально.
Используемый материал: карточки с заданиями типа:
• задача на содержание одного из учебных предметов;
• текст с грамматическими или орфографическими ошибками на изученное правило;