Подготовка будущего учителя начальных классов к преподаванию курса «Математика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:22, статья

Краткое описание

В настоящее время в развитии образовательного процесса наиболее четко прослеживаются тенденции смещения акцентов с формированием знаний, умений на разностороннее развитие личности, в том числе на развитие математических умений младших школьников.

Файлы: 1 файл

Копия Подготовка будущего учителя начальных классов к преподаванию курса Математика.docx

— 18.51 Кб (Скачать)

     Подготовка  будущего учителя  начальных классов к преподаванию курса «Математика»

      

          В настоящее время  в развитии образовательного процесса наиболее четко прослеживаются тенденции  смещения акцентов с формированием  знаний, умений на разностороннее развитие личности, в том числе на развитие математических умений младших школьников.

          К будущему учителю  начальных классов предъявляются  специфические требования. Это не только наличие профессиональных знаний, но и творческая активность, гуманность, сопереживание. Включение ребенка в образовательный процесс предполагает появление новых обязанностей, проявление ответственности. Учителю необходимо создавать среду взаимопонимания, атмосферу теплоты и доброты, бодрости и оптимизма на уроках математики [2].

          Однако традиционной вузовской общепедагогической подготовки для эффективной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении математики, явно недостаточно. Будущий педагог должен получить глубокую и дифференцированную подготовку к преподаванию курса «Математика», чтобы уметь находить индивидуальный подход к ребенку, испытывающему затруднения в том или ином математическом материале. Проблема особенно актуальна в настоящее время, т.к. вступление в силу новых федеральных государственных стандартов, основной задачей реализации содержания курса «Математика», выделяет развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления и воображения [3].

          Педагогическая и диагностическая деятельность учителя при обучении математике младших школьников, направлена не только на выявление предметных знаний, умений и навыков, но и на определение уровня формирования личностно-значимых качеств ученика из когнитивной, аффективной и эмоционально-волевой сфер деятельности.

          Поэтому необходимо повысить теоретический уровень методической подготовки студентов, сосредоточив их внимание на анализе основных понятий начального курса математики и общих способах методической деятельности, которыми пользуется учитель, организуя изучение этих понятий младшими школьниками. Студентам так же важно овладеть умением: ориентироваться в предметном содержании методической деятельности; организовывать деятельность учащихся, направленную на изучение математических понятий, свойств и способов действий; применять различные подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач; применять приёмами формирования дидактических и методических умений планировать и анализировать урок математики [1].

          Предметные результаты освоения основной образовательной  программы начального общего образования, по курсу «Математика», сформированные учителем, должны отражать:

           1) использование  начальных математических знаний  для описания и объяснения  окружающих предметов, процессов,  явлений, а так же оценки  их количественных и пространственных  отношений;

          2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

          3) приобретение начального  опыта применения математических  знаний, для решения учебно-познавательных  и учебно-практических задач;

          4) умение выполнять  устно и письменно арифметические  действия с числами и числовыми  выражениями, решать текстовые  задачи, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками, представлять, анализировать и интерпретировать полученные знания [3].

          Разработкой новых подходов к обучению математике, ориентированных на развитие личности учащегося средствами математики с учётом факторов, влияющих на процесс обучения, посвящены исследования многих методистов-математиков, таких как: И.И. Аргинская, М.Б. Волович, Х.Ж. Танеев, Т.Д. Глейзер, В.А. Гусев, В.А. Далингер, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, А.Г. Мордкович, Л.Г. Петерсон и др. [2].

          Таким образом, при подготовке будущего учителя начальных классов к преподаванию математики, целесообразно использовать групповые, диалоговые, рефлексивные, игровые и др. формы организации учебной деятельности, с помощью которых формируются такие умения, как:  
- ставить диагностируемые цели обучения, в том числе и цели собственной математической деятельности, в соответствии уровнями изучения материала;  
- выполнять задание с развёрнутым решением с заранее указанной оценкой; 
- находить и исправлять ошибки при выполнении математических заданий;  
- уметь составлять разноуровневые тестовые задания по математике.

          Сегодня перед учительством, как и перед всем российским образованием стоят сложные задачи, требующие творческих нестандартных подходов со стороны всех субъектов образовательного процесса. При этом лидирующая роль в их решении принадлежит учителю, постоянно совершенствующему свой профессиональный уровень. 
 
Литература: 
1. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах М.,2001. 
2. Фалько Л.П. Диссертация: "Подготовка будущего учителя начальных классов к диагностической деятельности в процессе обучения математике", 2004.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М.,2011.

Информация о работе Подготовка будущего учителя начальных классов к преподаванию курса «Математика»