Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:45, доклад
Пенитенциарная педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осуждённых к различным видам наказаний.
Объектом пенитенциарной педагогика является воспитательная система органов, исполняющих наказание, предметом - закономерности и особенности исправления и перевоспитания осуждённых в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения.
3. Группы с неопределенной
направленностью, которые в
Каждая из групп неоднородна.
Среди «отрицательных»
2.
главные ЭТАПЫ, ПРИНЦИПЫ, И способы ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Этапы процесса исправления осужденных
Основными этапами процесса исправления
пенитенциарных учреждениях являются[11
Никитин А. Подготовка профессионалов,
научное обеспечение деятельности УИС
- на уровень современных требований //
грех и наказание.- 2003. - №12 с. 12]:
1. Подготовительный этап.
При поступлении к месту отбывания наказания
на базе полученных документов осужденного
и беседы с ним проводится педагогическая
диагностика. Выясняется, что представляет
собой осужденный как личность, предпосылки
его девиантного поведения, положительные
аспекты личности, отношение к решению
суда, к отбыванию наказания и др. Полученные
данные разрешают воспитателям найти
цели и задачки перевоспитательной работы
на начальный и последующий периоды срока
наказания, особенности взаимодействия
с осужденным и способности их реализации.
На данной базе определяется вариант (методика)
реализации функционирующей в данном
пенитенциарном учреждении технологии
перевоспитания каждого осужденного.
Потом следует планирование реализации
воспитательной деятельности с прибывшим
осужденным.
2. Этап непосредственной реализации.
Реализация технологии начинается с деятельности
по оказанию помощи осужденному в адаптации
в новейших для него условиях. В работе
с рецидивистом учитываются особенности
его вхождения в среду и способности возникновения
конфликта меж ним и коллективом, группой
и другими осужденными. В этом случае и
характер педагогической деятельности
имеет свое, специфическое содержание,
определяемое средой и опытом воспитателей.
равномерно осужденный вливается в общий
сложившийся исправительно-воспитательный
процесс на период назначенного ему срока.
Завершается адаптация постепенным втягиванием
осужденного в общий ритм труда, отдыха,
взаимоотношений с окружающими. Фактически
исправительный процесс включает ряд
подэтапов.
В общем процессе реализации технологии
исправления от воспитателей требуется
в особенности огромное терпение, проявление
гибкости, творчества, инициативы и оптимизма,
уверенности в собственной способности
добиться положительного результата в
воспитательной работе с каждым осужденным.
Действенность практической реализации
исправительного процесса обеспечивается
искусством педагогической деятельности
воспитателей, его эффективность определяется
степенью исправления осужденного.
2.2. главные принципы и способы перевоспитания
осужденных
Реализация исправительно-воспитательного
процесса просит от администрации и воспитателей
пенитенциарного учреждения учета специфичных
принципов.
Выделяются следующие принципы перевоспитания
осужденных[11 Никитин А. Подготовка профессионалов,
научное обеспечение деятельности УИС
- на уровень современных требований //
грех и наказание.- 2003. - №12 с. 13]:
1. Принцип целенаправленности в воспитательной
деятельности.
мишень определяется как начальная перспектива
с тем, чтоб в зависимости от достигаемых
результатов перевоспитания можно было
бы найти её более точно, скорректировав
на огромную перспективу. Она выступает
как ориентир, позволяющей воспитателю
выстроить перед осужденным целую систему
«перспективных линий» - от ближней к дальней.
В качестве дальней цели может быть определена
перспектива окончательного перевоспитания
и возвращения бывшего преступника в жизнь
общества сознательным, законопослушным
членом.
2. Принцип соответствия цели средствам,
формам и способам перевоспитательной
деятельности по отношению к конкретному
осужденному. Достижение определенной
цели постоянно предугадывает определение
более рационального педагогического
инвентаря, который бы дозволил в соответствующих
условиях конкретными воспитателями добиться
перевоспитания каждого осужденного.
3. Принцип связи процесса перевоспитания
осужденного с жизнью. Сущность принципа
заключается в том, что процесс перевоспитания
ориентирован на подготовку осужденного
к жизнедеятельности в той социальной
среде, в которую он попадает после его
выхода на свободу. В этом одна из более
сложных социальных заморочек, стоящих
перед воспитателями, так как абстрактная
мишень перевоспитания может оторвать
человека от настоящей жизни. Так как человек
может не отыскать собственного места
в обществе, после освобождения из заключения.
Последствиями такового рецидива могут
стать деяния освобожденного, предусматривающие
вновь применение мер осуждения.
Воспитателям рекомендуется помочь человеку
вернуть и сделать социально полезные
связи обществом, знакомя их с публичной
жизнью вне мест заключения методом прессы,
а также сформировывать у них положительные
социальные установки. Этому способствует
так же вовлечение осужденных в трудовую
и общественную деятельность колонии.
4. Принцип активности осужденного в общественно-полезной
деятельности. Данный принцип конкретно
связан с предшествующим. Сущность его
заключается в том, что важнейшим источником
развития человека является его собственная
активность.
Общественно-нужная деятельность осужденных
- это до этого всего производительный
труд. Воспитательная функция труда в
процессе формирования личности общеизвестна.
К общественно-полезной деятельности
в условиях заключения относятся учебная,
культурно-досуговая и физкультурно -
спортивная деятельность.
5. Принцип воспитания в коллективе. Данный
принцип вытекает из социальной обусловленности
развития (исправления) личности осужденного.
тут играется роль наиблежайшее свита
осужденного и особенное педагогическое
мастерство воспитателей.
6. Принцип сочетания требовательности
к осужденному с гуманным и справедливым
отношением к ним. В базе принципа лежит
гуманное отношение к человеку.А.С. Макаренко
утверждал: « необходимо постоянно держать
в голове правило: как можно больше требований
к воспитаннику, как можно больше уважения
к нему.»[11 Никитин А. Подготовка профессионалов,
научное обеспечение деятельности УИС
- на уровень современных требований //
грех и наказание.- 2003. - №12 с. 14]
7. Принцип опоры на положительное в личности,
предугадывает усмотрение положительных
свойств осужденного.
8. Принцип дефференцированного подхода
в процессе перевоспитания. Принцип дефференцированного
подхода просит строить перевоспитание
осужденного с учетом своеобразия группы,
к которой он относится. Это дозволяет
более полно учитывать особенности каждого.
Группы могут быть сформированы:
1) по характеру совершения преступления;
2) по количеству судимостей;
3) по степени криминальной зараженности;
4) по степени публичной угрозы;
5) по возрасту;
6) по образованию;
7)по полу;
8) по степени исправления и т.Д.
9. Принцип личного подхода. Конкретно
через личный подход можно реально рассчитывать
на действенность перевоспитания конкретного
человека.
10. Принцип комплексного подхода. Речь
идет об использовании комплекса мер воспитательного
действия, способного обеспечить разносторонность
развития.
полный подход является одним из принципиальных
принципов организации и практической
деятельности по перевоспитанию субъекта.
Определенная роль в выполнении задач
воспитательной работы принадлежит самостоятельным
организациям осужденных к лишению свободы,
которые создаются в исправительных учреждениях.
Работают они под контролем администрации
учреждений. Несмотря на широкий круг
вопросов, которые компетентны решать
самодеятельные организации, возможности
их уместно ограничены законом с тем, чтоб
не допустить неконтролируемого развития
ситуации в местах лишения свободы.
задачками самодеятельных организации
осужденных являются[11 Исправительная
(пенитенциарная) педагогика / Под ред.
АИ.Зубкова, М.П.Стуровой. - Рязань, 1993 с.
25. ]:
- оказание осужденным помощи в духовном,
профессиональном и физическом развитии;
- развитие полезной инициативы осужденных;
- оказание положительного влияния на
исправление лиц, лишенных свободы;
- роль в решении вопросов организации
труда, быта и досуга осужденных;
- оказание содействия администрации исправительных
учреждении в поддержании дисциплины
и порядка, формировании здоровых отношений
меж осужденными;
- социальная помощь осужденным и их семьям.
роль в работе самодеятельных организаций
не влечет за собой предоставления осужденным
дополнительных льгот. Совместно с тем
оно поощряется и учитывается при определении
степени их исправления.
Видами самодеятельных организации осужденных
являются[11 Исправительная (пенитенциарная)
педагогика / Под ред. АИ.Зубкова, М.П.Стуровой.
- Рязань, 1993 с.26]:
- советы коллектива отрядов осужденных;
- советы коллективов исправительных учреждений;
- совет бригадиров.
Они оказывают администрации помощь в
исправлении осужденных, решении вопросов
производственно-хозяйственной и другой
деятельности мест лишения свободы, организуют
работу в согласовании с планами, одобренными
на заседании совета и утвержденными начальниками
учреждений.
Совет коллектива колонии состоит из семи-двадцати
пяти человек. Они выбираются на общем
собрании осужденных колонии либо на собрании
их представителей открытым голосованием
сроком на один год. Состав избранного
совета утверждается начальником колонии.
При советах коллективов учреждений, как
правило, создаются секции по главным
фронтам их деятельности:
1) профилактики правонарушений;
2) производственная;
3) общеобразовательного обучения;
4) профессионального обучения;
5) физкультурно-спортивной работы;
6) культурно-массовой работы;
7) санитарно-бытовая и др.
Совет коллектива отряда состоит из пяти
- одиннадцати человек, которые выбираются
на общем собрании осужденных отряда либо
собрании их представителей открытым
голосованием сроком на один год. При совете
отряда имеются секции аналогичные секциям
совета коллектива колонии. Работу советов
коллективов отряда координируют советы
коллективов колоний.
Советы коллективов периодически отчитываются
о собственной работе перед осужденными
на собраниях осужденных. Решения, которые
принимают советы коллективов колоний
и отряд утверждаются фактически начальником
колоний и отрядов.
Советы бригадиров, создаваемые посреди
осужденных, назначаются начальником
колонии.
В состав самодеятельных организаций
обязаны входить осужденные, зарекомендовавшие
себя с положительной стороны методом
примерного поведения и добросовестного
дела к труду и обучению. Это принципиальное
требование закона, диктуемое задачками
исправления осужденных.
В тюрьмах и посреди осужденных, содержащихся
в помещениях камерного типа, единых помещениях
камерного типа самодеятельные организации
не создаются. Посреди осужденных там
ведется индивидуальная воспитательная
работа.
В настоящее время, как в общей, так и в
пенитенциарной педагогике начали разрабатываться
вопросы дополнительного образования,
которое рассматривается как составляющая
общего образования. Федеральный Закон
«Об образовании» предугадывает возможность
получения гражданами русской Федерации
дополнительного образования, главным
содержанием которого является реализация
дополнительных образовательных программ.
К этим программа можно отнести образовательные
и реабилитационные программы для осужденных
(Ю.К. Александров, Н.А. Андреев, А.В. Буданов,
С.А. Ветошкин, М.Г. Дебольский, В.М. Исаков,
О.Г.Ковалев, АМ.Морозов, В.М. Морозов, Е.Я.
Тищенко, Н.АЛюгаева и др.), Некие программы
дистанционного обучения осужденных (В.Т.
Волов, М.А. Галагузова, О.Н. Елагина, В.М.
Исаков, Д.Ю. Райчук и др.)[11 Исправительная
(пенитенциарная) педагогика / Под ред.
АИ.Зубкова, М.П.Стуровой. - Рязань, 1993. с.
29].
но это направление в образовании осужденных
находится на начальном этапе развития.
С одной стороны, дополнительные образовательные
программы в настоящее время являются
продолжением общеобразовательных программ,
а с другой стороны - носят узкопрагматический
характер. Несмотря на то, что указанные
программы эффективно восполняют пробелы
общего образования осужденных, способствуют
формированию их понятийного мышления
и корректируют определенные аспекты
личного развития тем не менее, в них часто
отсутствует целостный подход к формированию
личности осужденного. Беря во внимание
вышесказанное, можно сделать вывод о
том, что в настоящее время интеллектуально-этическое
развитие личности осужденного нужный
компонент его исправления, что дополнительное
образование в большей степени дозволяет
осуществлять интеллектуально-этическое
развитие личности осужденного к лишению
свободы. Но данные трудности (интеллектуально-этическое
развитие личности осужденного и дополнительное
образование в ИУ) в пенитенциарной педагогике
фактически не разработаны.
Информация о работе Пенитенциарная педагогика, как отрасль педагогической науки