Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:45, доклад
Пенитенциарная педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осуждённых к различным видам наказаний.
Объектом пенитенциарной педагогика является воспитательная система органов, исполняющих наказание, предметом - закономерности и особенности исправления и перевоспитания осуждённых в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения.
Пенитенциарная педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осуждённых к различным видам наказаний.
Объектом пенитенциарной педагогика является воспитательная система органов, исполняющих наказание, предметом - закономерности и особенности исправления и перевоспитания осуждённых в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения.
Одна из важнейших категорий пенитенциарной педагогики - исправление осуждённых. Исправление - противоречивый процесс изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения осуждённых, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жёсткое управление их жизнедеятельностью.
Специфика процесса исправления состоит в том, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания.
Пенитенциарная педагогика
рассматривает исправление как
подсистему всей системы воспитания,
сложившейся в обществе, и как
специфический процесс в
Пенитенциарная педагогика
изучает взаимосвязи элементов
системы исправления и влияние
среды мест лишения свободы на
изменение и исправление
Современные тенденции пенитенциарной
педагогики связаны с разработкой
системы социально-
Проблема пенитенциарной преступности, а также различных правонарушений со стороны лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в юридической литературе не оставалась без внимания. Однако исследованиями этих проблем, в основном, занимались в рамках закрытых исследований, предназначенных для служебного пользования сотрудниками МВД РФ и Минюста РФ. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы эти проблемы рассмотреть с позиции ресоциализации осужденных с учетом психологических особенностей их личности и осужденных в условиях формирования гражданского общества и развития адекватного ему законодательства, а также реформирования судебной и уголовно-исполнительной систем.
На современном этапе реформирование уголовно-исполнительной системы, в основном, связано с широким использованием гражданским обществом тех средств, которые подчеркивают гуманизацию воспитательного процесса, обусловленного осознанным использованием этих самых социальных инструментов.
В юридической литературе данная проблема рассматривается с различных точек зрения.
Тем не менее, исследуя литературу
по данной теме, мы столкнулись с
такой проблемой, как полное игнорирование
некоторыми авторами такого явления, как
субкультура уголовного мира. Они
рассматривают вопросы
Однако наше исследование, проведенное на базе непосредственного знакомства с практикой отделов воспитательной работы с осужденными исправительных колоний (далее - воспитательные отделы) Иркутской области, позволяет сделать несколько иные выводы.
Действительно, человек, попавший в места лишения свободы, особенно впервые в своей жизни, сталкивается с множеством трудностей. Они касаются всех сфер его жизни во время пребывания в ИУ, начиная с межличностных отношений, его личного восприятия установленного режима и завершая воздействием уголовно-исполнительных мер на осужденных в целом.
В этом плане в ведомственных
актах под режимом обычно понимается
порядок исполнения уголовного наказания
в виде лишения свободы. Таким
образом, режим представляет собой
организацию всей жизни и деятельности
осужденных в соответствии с требованиями
законов. Основными нормативно-
В первоначальный период пребывания
в колонии осужденному довольно
сложно не только сразу выполнять
безупречно и неукоснительно все
требования ПВР ИУ, но и вообще принять
их как должное, ведь теперь в течение
всего срока отбывания
Однако, надо признать, что
не все осужденные соблюдают режим,
а некоторые из них нарочно
допускают его нарушения, впоследствии
получая (согласно УИК РФ) статус злостных
нарушителей, который, если так можно
выразиться, играет им на руку при утверждении
в группах отрицательной
И именно поэтому с целью
предотвращения подобного поведения
со стороны осужденных, а также
для оказания им помощи в адаптации
и реабилитации основная роль здесь
принадлежит воспитательному
Согласно ст. 1 УИК РФ целями
уголовно-исполнительного
Под исправлением осужденных,
как следует из ст. 9 УИК РФ, понимается
комплексное психолого-
В соответствии с указанными
целями уголовно-исполнительное законодательство
Российской Федерации определяет и
специфические задачи, закрепленные
в ч. 2 ст. 1 УИК РФ (исправительная,
предупредительная, регулятивная, охранительная,
воспитательная и социальная), которым
соответствуют одноименные
Существенным условием исправления
осужденных является формирование у
них положительных мотивов
В этих целях для предупреждения преступности и правонарушений в местах лишения свободы администрация исправительного учреждения использует различные способы воздействия на осужденных. Среди них можно отметить следующие: трудоустройство осужденных на предприятиях колонии, обучение в школах и профессиональных училищах.
Кроме того, администрации
ИУ необходимо всемерно способствовать
рациональному использованию
Во исполнение статьи 111 УИК
РФ, в целях совершенствования
работы самодеятельных организаций
осужденных, направленной на дальнейшее
развитие их полезной инициативы и
самоуправления, а также повышения
эффективности содействия этих общественных
формирований администрации исправительных
колоний уголовно-
Согласно Положению
Деятельность самодеятельных
организаций осужденных осуществляется
с учетом требований уголовно-исполнительного
законодательства РФ, ПВР ИУ и иных
нормативных актов Министерства
юстиции РФ. Общественные формирования
осужденных организуют свою работу под
контролем администрации
При этом надо отметить, что члены самодеятельных организаций не пользуются дополнительными льготами, не освобождаются от участия в трудовом процессе и мероприятиях, обязательных для всех осужденных. Однако участие осужденных в работе таких формирований учитывается при определении степени их исправления.
Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на осужденных; участие в решении вопросов в организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных колоний в поддержании дисциплины и порядка, формировании нравственно здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям и др.
Самодеятельные организации в ИК состоят из коллективов осужденных отрядов и коллектива осужденных колонии, которые имеют собственные органы самоуправления.
Развитие полезной инициативы, самодеятельности и связанное с ним повышение роли самодеятельных организаций, с одной стороны, позволяет добиться большего эффекта в решении конкретных задач исправления и перевоспитания осужденных, а с другой - способствует совершенствованию управления их средой в целом.
При осуществлении воспитательного процесса сотрудникам колоний невозможно обходить вниманием особенности такого специфического явления, как субкультура уголовного мира, которая, как известно, оказывает влияние на эффективность работы любого исправительного учреждения. Так, социальной среде осужденных свойственны определенные ценности, принципы и нормы, на основе которых образуются различные неформальные группы, а также отдельные категории осужденных, занимающие в них далеко не одинаковое положение. В основе объединения осужденных в те или иные группы лежит их ориентация на такие важные человеческие ценности, как собственное «я» и ценность той группы, к которой он принадлежит. Принадлежность каждого лица к той или иной неформальной группе, а также положение в ней во многом определяет его отношение к режиму, труду, воспитательным мероприятиям и другим средствам исправления и перевоспитания, и, что немаловажно при решении вопроса о соблюдении режима, существенно влияет на содержание межличностных отношений Яковлев А.М. Уголовно-исполнительное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 116..
Неформальные группы образуются в исправительных учреждениях всех видов режима. Однако установлено, что в ИК общего режима неформальные группы менее устойчивы, нежели в других подразделениях. Их устойчивость возрастает по мере повышения к ним требований по соблюдению режима отбывания наказания.
Принято выделять следующие неформальные группы.
1. Группы с положительной
направленностью (в некоторой
юридической литературе они
2. Группы с отрицательной
направленностью поведения («
Информация о работе Пенитенциарная педагогика, как отрасль педагогической науки