Пенитенциарная педагогика, как отрасль педагогической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:45, доклад

Краткое описание

Пенитенциарная педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осуждённых к различным видам наказаний.
Объектом пенитенциарной педагогика является воспитательная система органов, исполняющих наказание, предметом - закономерности и особенности исправления и перевоспитания осуждённых в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения.

Файлы: 1 файл

пенит.пед.docx

— 34.53 Кб (Скачать)
  1. Пенитенциарная педагогика, как отрасль педагогической науки

Пенитенциарная педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая  деятельность по исправлению лиц, совершивших  преступление и осуждённых к различным  видам наказаний.

Объектом пенитенциарной педагогика является воспитательная система  органов, исполняющих наказание, предметом - закономерности и особенности исправления  и перевоспитания осуждённых в рамках исполнения уголовного наказания как  меры государственного принуждения.

Одна из важнейших категорий  пенитенциарной педагогики - исправление  осуждённых. Исправление - противоречивый процесс изменения сложившихся  стереотипов сознания и поведения  осуждённых, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жёсткое управление их жизнедеятельностью.

Специфика процесса исправления  состоит в том, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания.

Пенитенциарная педагогика рассматривает исправление как  подсистему всей системы воспитания, сложившейся в обществе, и как  специфический процесс в исправительных учреждениях. К специфическим принципам  воспитания в пенитенциарной педагогике относятся: гуманное отношение к  осуждённым в сочетании с высоким  уровнем требовательности, исправление  личности в общественно полезной деятельности, в системе коллективистских отношений; участие в перевоспитании общественности.

Пенитенциарная педагогика изучает взаимосвязи элементов  системы исправления и влияние  среды мест лишения свободы на изменение и исправление личности; особенности этапов исправления (первоначального, адаптационного, основного, заключительного, подготавливающего к освобождению); деятельность неформальных групп и  коллективов осуждённых, органов  их самоуправления; методы борьбы с  преступными группировками осуждённых и пр.

Современные тенденции пенитенциарной педагогики связаны с разработкой  системы социально-педагогических воздействий на осуждённых, гуманизацией этого процесса, подготовкой педагогических кадров для исправительных учреждений, привлечением общественных организаций, в т.ч. благотворительных, религиозных  и пр.

Проблема пенитенциарной преступности, а также различных  правонарушений со стороны лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в юридической литературе не оставалась без внимания. Однако исследованиями этих проблем, в основном, занимались в рамках закрытых исследований, предназначенных  для служебного пользования сотрудниками МВД РФ и Минюста РФ. Поэтому  наша задача состоит в том, чтобы  эти проблемы рассмотреть с позиции  ресоциализации осужденных с учетом психологических особенностей их личности и осужденных в условиях формирования гражданского общества и развития адекватного  ему законодательства, а также  реформирования судебной и уголовно-исполнительной систем.

На современном этапе  реформирование уголовно-исполнительной системы, в основном, связано с  широким использованием гражданским  обществом тех средств, которые  подчеркивают гуманизацию воспитательного  процесса, обусловленного осознанным использованием этих самых социальных инструментов.

В юридической литературе данная проблема рассматривается с  различных точек зрения.

Тем не менее, исследуя литературу по данной теме, мы столкнулись с  такой проблемой, как полное игнорирование  некоторыми авторами такого явления, как  субкультура уголовного мира. Они  рассматривают вопросы организации  воспитательной деятельности сотрудников  исправительных колоний (далее - ИК) в  отрыве от учета психологических  особенностей различных категорий  осужденных. Однако общеизвестно, что  любой осужденный, вне зависимости  от своего статуса в ИУ, в межличностных  отношениях с другими осужденными  и сотрудниками колонии руководствуется, кроме принятых законом норм, неписанными  правилами, которые устанавливаются  в данных учреждениях осужденными, придерживающимися «воровских традиций».

Однако наше исследование, проведенное на базе непосредственного  знакомства с практикой отделов  воспитательной работы с осужденными  исправительных колоний (далее - воспитательные отделы) Иркутской области, позволяет  сделать несколько иные выводы.

Действительно, человек, попавший в места лишения свободы, особенно впервые в своей жизни, сталкивается с множеством трудностей. Они касаются всех сфер его жизни во время пребывания в ИУ, начиная с межличностных  отношений, его личного восприятия установленного режима и завершая воздействием уголовно-исполнительных мер на осужденных в целом.

В этом плане в ведомственных  актах под режимом обычно понимается порядок исполнения уголовного наказания  в виде лишения свободы. Таким  образом, режим представляет собой  организацию всей жизни и деятельности осужденных в соответствии с требованиями законов. Основными нормативно-правовыми  актами, регламентирующими деятельность исправительных учреждений и поведение  осужденных, являются Уголовно-исполнительный кодекс РФ и Правила внутреннего  распорядка исправительных учреждений.

В первоначальный период пребывания в колонии осужденному довольно сложно не только сразу выполнять  безупречно и неукоснительно все  требования ПВР ИУ, но и вообще принять  их как должное, ведь теперь в течение  всего срока отбывания наказания  в исправительном учреждении он будет  вынужден поступать только так, как  ему дозволено правовыми нормами.

Однако, надо признать, что  не все осужденные соблюдают режим, а некоторые из них нарочно  допускают его нарушения, впоследствии получая (согласно УИК РФ) статус злостных нарушителей, который, если так можно  выразиться, играет им на руку при утверждении  в группах отрицательной направленности.

И именно поэтому с целью  предотвращения подобного поведения  со стороны осужденных, а также  для оказания им помощи в адаптации  и реабилитации основная роль здесь  принадлежит воспитательному отделу исправительного учреждения.

Согласно ст. 1 УИК РФ целями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются исправление  осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Под исправлением осужденных, как следует из ст. 9 УИК РФ, понимается комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на формирование у них поведения, соответствующего общепринятым нормам морали и нравственности. Исправление осужденных предполагает такую корректировку их сознания, которая исключала бы возможность  совершения ими новых преступлений. Достигается это формированием  у них уважительного отношения  к человеку и обществу, общественно  полезному труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулированием законопослушного поведения.

В соответствии с указанными целями уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации определяет и  специфические задачи, закрепленные в ч. 2 ст. 1 УИК РФ (исправительная, предупредительная, регулятивная, охранительная, воспитательная и социальная), которым  соответствуют одноименные функции. В частности, воспитательная функция  выражается в том, что одним из основных средств исправления осужденных, согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ, является воспитательная работа. В свою очередь, социальная функция проявляется в оказании осужденным помощи в социальной адаптации.

Существенным условием исправления  осужденных является формирование у  них положительных мотивов социально  полезной деятельности.

В этих целях для предупреждения преступности и правонарушений в  местах лишения свободы администрация  исправительного учреждения использует различные способы воздействия  на осужденных. Среди них можно  отметить следующие: трудоустройство  осужденных на предприятиях колонии, обучение в школах и профессиональных училищах.

Кроме того, администрации  ИУ необходимо всемерно способствовать рациональному использованию свободного (внерабочего) времени лиц, лишенных свободы. Однако, как говорилось ранее, при осуществлении воспитательной работы для достижения ее большей  эффективности необходимо учитывать  различные особенности работы со спецконтингентом, например, возраст  осужденных, социальное положение данных лиц до их осуждения, образовательный  уровень, их статус в исправительном учреждении и пр. В ходе решения  намеченных задач уголовно-исполнительного  законодательства РФ необходимо учитывать  и то обстоятельство, что в последнее  десятилетие социальный и образовательный  уровень осужденных значительно  снизился, и, как следствие этого, среди спецконтингента все чаще встречаются социально запущенные личности. В связи с этим осложняется  ситуация с соблюдением режима, вовлечением  таких осужденных в воспитательный процесс.

Во исполнение статьи 111 УИК  РФ, в целях совершенствования  работы самодеятельных организаций  осужденных, направленной на дальнейшее развитие их полезной инициативы и  самоуправления, а также повышения  эффективности содействия этих общественных формирований администрации исправительных колоний уголовно-исполнительной системы  Министерства юстиции Российской Федерации  подписан Приказ Министерства юстиции  РФ № 253 от 14 июля 1999 г. «Об утверждении  Положения о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций  осужденных в исправительной колонии  уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации». Данное Положение более детально регламентирует процесс реализации указанной статьи УИК РФ, а именно порядок формирования и деятельность самодеятельных организаций  осужденных в исправительных учреждениях.

Согласно Положению самодеятельные организации осужденных в ИУ - это  добровольные общественные формирования лиц, лишенных по приговорам судов свободы, создаваемые в целях использования  элементов самоорганизации и  самоуправления осужденных в процессе их исправления.

Деятельность самодеятельных организаций осужденных осуществляется с учетом требований уголовно-исполнительного  законодательства РФ, ПВР ИУ и иных нормативных актов Министерства юстиции РФ. Общественные формирования осужденных организуют свою работу под  контролем администрации исправительной колонии.

При этом надо отметить, что  члены самодеятельных организаций  не пользуются дополнительными льготами, не освобождаются от участия в  трудовом процессе и мероприятиях, обязательных для всех осужденных. Однако участие осужденных в работе таких формирований учитывается  при определении степени их исправления.

Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного  влияния на осужденных; участие в  решении вопросов в организации  труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных колоний  в поддержании дисциплины и порядка, формировании нравственно здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям и др.

Самодеятельные организации  в ИК состоят из коллективов осужденных отрядов и коллектива осужденных колонии, которые имеют собственные  органы самоуправления.

Развитие полезной инициативы, самодеятельности и связанное с  ним повышение роли самодеятельных организаций, с одной стороны, позволяет  добиться большего эффекта в решении  конкретных задач исправления и  перевоспитания осужденных, а с другой - способствует совершенствованию управления их средой в целом.

При осуществлении воспитательного  процесса сотрудникам колоний невозможно обходить вниманием особенности  такого специфического явления, как  субкультура уголовного мира, которая, как известно, оказывает влияние  на эффективность работы любого исправительного  учреждения. Так, социальной среде осужденных свойственны определенные ценности, принципы и нормы, на основе которых  образуются различные неформальные группы, а также отдельные категории  осужденных, занимающие в них далеко не одинаковое положение. В основе объединения  осужденных в те или иные группы лежит их ориентация на такие важные человеческие ценности, как собственное  «я» и ценность той группы, к  которой он принадлежит. Принадлежность каждого лица к той или иной неформальной группе, а также положение  в ней во многом определяет его  отношение к режиму, труду, воспитательным мероприятиям и другим средствам  исправления и перевоспитания, и, что немаловажно при решении  вопроса о соблюдении режима, существенно  влияет на содержание межличностных  отношений Яковлев А.М. Уголовно-исполнительное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 116..

Неформальные группы образуются в исправительных учреждениях всех видов режима. Однако установлено, что  в ИК общего режима неформальные группы менее устойчивы, нежели в других подразделениях. Их устойчивость возрастает по мере повышения к ним требований по соблюдению режима отбывания наказания.

Принято выделять следующие  неформальные группы.

1. Группы с положительной  направленностью (в некоторой  юридической литературе они называются  нейтральными, на уголовном жаргоне  - «мужики»), которые могут объединять  осужденных, связанных духовными интересами, общностью взглядов. Это наиболее многочисленная группа. Ее представители стремятся не вступать в тесные контакты с осужденными отрицательной направленности, но в то же время воздерживаются от активного сотрудничества с администрацией ИК. Среди ценностей «нейтральные» выделяют свободу, а также те средства, которые способствуют ее скорейшему достижению: добросовестный труд, успешная учеба, примерное поведение. Деятельность такой группы совпадает с целями и задачами исправительного учреждения.

2. Группы с отрицательной  направленностью поведения («отрицательные»), включают в себя, в основном, лиц,  придерживающихся «воровской романтики»  и знающих друг друга по  совместным преступлениям. Эти  группы противопоставляют себя  коллективу, нарушают режим содержания. Они рассматривают себя в качестве  лиц, призванных защищать, с их  точки зрения, интересы определенной  группы осужденных, стремятся показать  себя этакими борцами за «справедливость»  и т.п. Это им необходимо  для того, чтобы добиться поддержки  и расположения со стороны  других осужденных.

Информация о работе Пенитенциарная педагогика, как отрасль педагогической науки