Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 19:16, доклад
Практика как педагогический источник
это вечно живой, непрерывно возобновляемый родник педагогических фактов. Практика, с одной стороны, питает источниковую базу педагогической теории, с другой— является критерием для оценки этой теории.
Изустные источники
это все то, что устно воспринимается в данный момент: лекции, доклады, речи, консультации, беседы, инструкции
Источники педагогической науки
Практика как педагогический источник
это вечно живой, непрерывно возобновляемый родник педагогических фактов. Практика, с одной стороны, питает источниковую базу педагогической теории, с другой— является критерием для оценки этой теории.
Изустные источники
это все то, что устно воспринимается в данный момент: лекции, доклады, речи, консультации, беседы, инструкции
Статистические источники
содержат
интересный материал по
это те, в
которых педагогические факты
зафиксированы в письменном
Наглядно-изобразительные педагогические источники
это фоно-, фото-, кино- и видеоматериалы и документы педагогического содержания.
Вещественные источники
это учебные принадлежности, вещи школьника, модели, макеты, приборы и другие поделки, рисунки и предметы
Материалы смежных наук
вполне можно причислить к педагогическим источникам, поскольку они тоже исследуют проблемы воспитания, хотя и со своих позиций.
Система педагогических наук.
Исторически педагогика складывалась
как наука о воспитании детей, но постепенно
сфера ее применения расширялась и педагогика
превратилась в систему наук.
Сегодня, педагогика – многоотраслевая
наука, функционирующая в тесной взаимосвязи
с другими научными дисциплинами. Педагогика
включает в себя совокупность педагогических
дисциплин.
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.
Система педагогических наук
Общая педагогика
изучает
основные законы и
Возрастная педагогика
изучает
особенности воспитания
Отраслевая (или специальная) педагогика
изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий: это — педагогика семьи, производственная, профессиональная, в том числе военная, правовая
Дефектология
группа педагогических наук, которые изучают особенности воспитания детей (и вообще людей), имеющих отклонения в физическом и умственном развитии:
Сравнительная (компаративная) педагогика
изучает международный педагогический опыт для того, чтобы взаимообогатить национальные педагогические культуры.
История педагогики
изучает развитие воспитания, обучения, школы и педагогической мусли в разные исторические периоды у различных народов и стран с древнейших времен и до наших дней
Этнопедагогика
анализирует идеалы, традиции, обычаи, ритуалы воспитания, сложившиеся у разных народов, оценивает их роль в современной воспитательной практике.
Информационная педагогика
занимается исследованием информационных процессов в системе воспитания, обучения и управления образованием.
Она адаптирует к
своим нуждам методы
Часть её исследований
носит фундаментальный
Те или иные философские концепции лежат в основе любой педагогической теории
Психология
Все педагогические проблемы имеют психологическое основание
Анатомия и физиология
Научные знания о ВНД используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим и психическим развитием детей
Медицина используется педагогикой для сохранения и укрепления здоровья детей
Социология предоставляет большой практический материал с целью эффективного применения результативных выводов научных исследований для организации процессов обучения и воспитания.
Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Обогащения педагогической науки за счёт педагогической практики.
1. Эмпирические данные о
Педагогическая наука не может развиваться
без постоянного поступления информации
из практики работы педагогов: разнообразной
статистики, сведений о результатах обучения
и воспитания, о применении способов и
средств организации педагогического
процесса, об отношении к тем или иным
педагогическим новшествам и т.д.
2. Экспериментальная проверка научных
гипотез.
Экспериментальная проверка научных гипотез
– это важный аспект рассматриваемой
взаимосвязи: практика влияет на теорию,
«давая добро» новым научно-педагогическим
разработкам или наоборот, обнаруживая
их ошибочность или недостаточную разработанность.
3. Инновационный педагогический
опыт.
Значительная часть научных открытий
в педагогике берёт начало в педагогической
практике. Бывает, что педагоги-практики,
опираясь на опыт и интуицию, обнаруживают
некоторую закономерность, придумывают
новые способы и средства организации
учебного процесса, начинают их использовать
в своей работе, добиваясь высоких результатов.
Обогащение педагогической практики педагогической наукой
1. Разработка новых систем
Педагогический процесс очень противоречив,
на него влияет огромное количество разнонаправленных
факторов. Наличие единой системы необходимо
для того, чтобы упорядочить педагогический
процесс, придать ему управляемость и
сориентировать в направлении главных
целей обучения и воспитания.
2. Прогнозирование развития
Наука аккумулирует огромный объём знаний
о педагогическом процессе. Это позволяет
ей не только описывать и связывать между
собой известные факты, но и обнаруживать
нечто такое, что невозможно увидеть, решая
только частные задачи практической педагогической
деятельности.
3. Научное обобщение передового
педагогического опыта.
Передовой педагогический опыт, как правило,
локален, связан со специализацией его
создателей. Создав уникальные авторские
приёмы, средства или даже целую методику,
педагог-практик может активно делиться
опытом с коллегами, но даже в этом случае
сфера распространения его опыта будет
невелика.
Кроме того, без научного изучения сложно
понять, что именно является решающим
фактором успешности его методической
разработки.