Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:21, курс лекций
История - важнейшая общественная наука. Это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно - временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни.
История как
наука.
История - важнейшая общественная наука.
Это наука о прошлом человеческого общества
и его настоящем, о закономерностях развития
общественной жизни в конкретных формах,
в пространственно - временных измерениях.
Содержанием истории вообще служит исторический
процесс, который раскрывается в явлениях
человеческой жизни.
В соответствии с многообразием явлений
история - наука многоотраслевая, состоящая
из ряда самостоятельных отраслей исторического
знания: экономической, политической,-
социальной, гражданской, военной, государства
и права, религии и пр. К историческим наукам
относятся также этнография, изучающая
быт и культуру народов, археология, изучающая
историю по вещественным источникам древности.
История подразделяется и по широте изучения
объекта: история мира в целом, история
континентов, история отдельных стран.
История одна из наиболее древних из двух
тысяч существующих наук. Она тесно связана
с другими науками: психологией, социологией,
философией, юриспруденцией, экономической
теорией, математикой, языкознанием, статистикой,
литературоведением. В отличие от них
она рассматривает процесс развития общества
в целом, анализирует всю совокупность
явлений общественной жизни, все ее стороны
в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
«Отечественная история» изучает историю
страны, в которой мы живем. Ее задачами
являются:
- реконструирование и описание прошлого
в наиболее достоверном виде;
-выяснение причин развития исторических
событий по одному из возможных вариантов.
(Почему произошло так, а не иначе?);
- определение закономерностей исторического
процесса развития общества. (Какие и по
каким причинам происходили изменения
в обществе?).
Методы и источники изучения истории.
Метод - это путь исследования, способ
построения и обоснования знаний.
К специально-историческим методам исследования
относятся:
- хронологический - предусматривает изложение
исторического материала в хронологической
последовательности;
- синхронный - предполагает одновременное
изучение событий, происходивших в обществе;
- дихронный —- метод периодизации;
- историческое моделирование, статистический
метод.
Среди других методов, применяемых при
изучении и исследовании истории России,
следует назвать также: периодизации,
сравнительно-исторический, ретроспективный,
системно-структурный, социологических
исследований. Источники изучения Отечественной
истории.
Давно замечено, что и камни говорят, если
это камни исторические. Доказательность
выводов - обязательная черта научного
знания. История как наука оперирует точно
установленными фактами, как и в других
науках. В истории идет процесс накопления
и открытия фактов, эти факты извлекаются
из исторических источников. Исторические
источники - это все остатки прошлой жизни,
все свидетельства о прошлом. Можно назвать
четыре основные группы (классы) исторических
источников:
1) вещественные;
2) письменные;
3) изобразительные (изобразительно-графические,
изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные);
4) фонические.
2. Формирование человеческого общества. Древнейшие цивилизации.
На стадии формирования человеческого общества возникший способ производства материальных благ формируется и преобразует унаследованную природную основу. Конечно, уже его первоначальное возникновение было одновременно и определенным преобразованием природной основы. На предыдущей стадии возникли основные компоненты труда, производительных сил, возникли производственные отношения. В чем же тогда состояла специфика формирования способа производства материальных благ и преобразования унаследованной природной основы па этапе формирования?
К стадии формирования относятся рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества.
Если на стадии первоначального возникновения преобладали природные связи, природные условия, а способ производства, социальные источники развития возникали в качестве ведущего, но не господствующего фактора развития, то на стадии формирования происходит постепенное превращение этого ведущего фактора в господствующий. Однако на протяжении всей стадии формирования унаследованная от досоциального развития природная основа еще не полностью преобразуется социальным развитием. Чем ближе к началу стадии, тем меньше преобразована социальным развитием унаследованная основа. И наоборот, чем ближе к концу стадии, тем в большей степени природная основа в снятом, преобразованном виде включается в социальное развитие в качестве его момента.
Уже с самого начала стадии формирования действие способа производства в качестве ведущего фактора развития общества перестало, в общем и целом (т. е. с точки зрения истории всего человечества), зависеть от случайных обстоятельств и стало по преимуществу необходимым.
Процесс формирования общества с точки зрения разбития производительных сил1. Период формирования производительных сил (в отличие от их первоначального возникновения), если иметь в виду продукт производства, начинается с той ступени, когда уровень производительных сил позволяет производить постоянный излишек сверх совершенно необходимого для поддержания физического, биологического существования, и продолжается до достижения того уровня когда становится возможным производство изобилия материальных благ. В течение всей этой стадии существует следующее противоречие. С одной стороны, производство уже есть, оно развивается, средства к жизни в основном не добываются, а производятся. С другой стороны, средств к жизни не хватает для оптимального удовлетворения биологических потребностей, и на протяжении всей стадии идет борьба между людьми за средства к жизни, за удовлетворение биологических потребностей. С этой стороны люди еще не поднимаются над животным миром, их борьба в таком отношении — борьба социальных животных.
Если иметь в виду орудия груда, производства, то для стадии формирования производительных сил характерны, употребляя терминологию К. Маркса и Ф. Энгельса, «естественно возникшие орудия производства». «...Здесь, — пишут они, — выступает различие между естественно возникшими орудиями производства и орудиями производства, созданными цивилизацией. Пашню (воду и т. д.) можно рассматривать как естественно возникшее орудие производства. В первом случае, при естественно возникших орудиях производства, индивиды подчиняются природе, во втором же случае они подчиняются продукту труда» [1, т. 3, с. 65].
Кроме того, к стадии формирования производительных сил относится также и тот этап развития «орудий, созданных цивилизацией», т. е. произведенных орудий, когда они начинают завоевывать господство в производстве, даже играют роль господствующих, но когда их господство (господство автоматической системы) еще не безраздельно, т. е. когда этап развития этих орудий еще не достиг полной зрелости.
Формирование производительных сил начинается после того, как впервые возникли их компоненты, и оно заключается по своей сути в формировании общественного характера труда. На стадии первоначального возникновения общества общественный характер труда только возникает, причем — при господстве добычи — он существует в основном в конкретном тождестве с биологическими связями людей, с природным отношением к природе.
Переход к господству производства (к раннему скотоводству и раннему земледелию) в недрах стадии первоначального возникновения общества вел к образованию несоответствия производительных сил отношениям, существовавшим тогда между людьми, и в конечном счете в перспективе к выходу за рамки этой стадии.
Стадии формирования производительных сил соответствует общественное разделение труда. Общественный характер труда существует здесь через свое разделение, расчленение, через свое, можно сказать, отрицание. Собственно общественный характер труда, общественный характер труда в позитивном отношении, хотя и возникает на последнем этапе (субстадии) формирования человеческого общества, но не соответствует производственным отношениям этой субстадии.
На стадии формирования производительных сил общества в качестве общественных уже имеется отличие. специфически общественного отношения людей к природе от их природного отношения к природе, и это отличие развивается. Специфически общественное отношение к природе все более обособляется от природного отношения к природе и все более преобразует последнее. Вместе с тем в рамках связи специфически общественного и природного отношения к природе развиваются предпосылки их единства, причем уже на основе доминирования специфически общественного (а не природного) отношения к природе. Формирование общественного характера труда начинает завершаться тогда, когда в производстве в масштабах всего человечества начинают преобладать процессы, в которых различные люди служат моментами единого процесса производства. Полностью же формирование общественного характера производства заканчивается тогда, когда произведенные орудия производства приходят к безраздельному господству и когда весь процесс производства человечества становится внутренне расчлененным.
На стадии формирования производительных сил происходит переход от преобладающего использования найденных в природе готовыми предметов труда к преобладающему использованию искусственных предметов труда, предметов труда с заранее заданными свойствами.
Человечество на стадии формирования производительных сил начинает переходить к целесообразному воздействию на все земные природные условия, на всю окружающую земную природную среду. Наконец, на этой стадии формируется человек в качестве компонента специфически общественного производительного отношения к природе.
Все перечисленные выше превращения означают проникновение в сущность природных процессов, следовательно, предполагают начавшийся переход от обыденного эмпирического уровня развития знаний к доминированию теоретического. Формирование человека в качестве производительной силы есть не только овладение им «орудиями, созданными цивилизацией», но и превращение его в индивида, вооруженного теорией, способного к всесторонней деятельности, необходимость которой формируется с переходом к господству произведенных орудий труда (расчлененность деятельности человека на этой стадии определяется главным образом общественным разделением труда).
Формирование общества, если иметь в виду развитие производственных отношений, совершается в конечном счете под определяющим влиянием формирующихся производительных сил. Но вместе с тем формирование производственных отношений есть относительно самостоятельный процесс. Производительные силы есть и нечто внешнее по отношению к производственным отношениям, но одновременно производительные силы и производственные отношения образуют внутреннее единство, общественный способ производства. Их внутреннее единство и «борьба» и образуют внутренний источник саморазвития общества. Общественный способ производства, внутренний источник саморазвития общества, не является чем-то неизменным, он также проходит стадию формирования.
Наличие произведенных орудий производства обусловливает собственно производственные отношения. Наличие «естественно возникших орудий производства», порабощенность человека действием природных сил обусловливают сохранение той или иной формы природной связи, природной общности людей. Будем впредь называть их «естественно возникшими общностями», «естественно возникшими связями».
Развитие производственных отношений на этапе формирования общества происходит противоречиво как в том отношении, что формируется противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое в конце концов приведет к устранению той и другой стороны этого противоречия, так и в том отношении, что производственные отношения постепенно отчленяются от природных связей людей, подчиняют их себе и снимают их, собственно производственные отношения по сравнению с «естественно возникшими связями» людей постепенно превращаются в безраздельно господствующие.
Общественное разделение труда и борьба людей за удовлетворение биологических потребностей обусловливают существование классов и борьбу между ними. Следовательно, стадия формирования общества есть стадия его антагонистического классового развития. Эта стадия в свою очередь сама разделяется на несколько субстадий, о которых пойдет речь позже.
Производственные отношения относительно самостоятельны. Их относительная самостоятельность сказывается в определенном несовпадении стадии (а также субстадий) формирования производительных сил и стадии (а также субстадий) формирования производственных отношений. Сначала возникает новая стадия (субстадия) производительных сил, которая начинает не соответствовать прежней стадии (субстадии) производственных отношений и при своем дальнейшем развитии вступает в противоречие со старой стадией (субстадией) производственных отношений, противоречие разрешается переходом либо к новой стадии (субстадии) производственных отношений, либо, по достижении зрелости, к созданию предпосылок для существенного изменения самой диалектики производительных сил и производственных отношений (в частности, путем вытеснения человека из сферы непосредственного производства).
Так, мы уже видели, что производящее хозяйство проходит свой ранний этап уже на стадии первоначального возникновения общества, и при дальнейшем развитии скотоводства и земледелия развивается противоречие между ними и первобытнообщинным устройством общества, разрешение этого противоречия означает переход к стадии формирования.
Аналогичный процесс происходит с производственными отношениями и производительными силами, присущими всей стадии формирования общества. Производительные силы, соответствующие стадии формирования общества, начинают развиваться уже в недрах его первоначального возникновения, а производительные силы, соответствующие стадии зрелости общества, начинают развиваться на стадии формирования общества.
Информация о работе История как наука. Методы и источники изучения истории