Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:21, курс лекций
История - важнейшая общественная наука. Это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно - временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни.
Формирование общества по отношению в первую очередь к стадии его первоначального возникновения представляет собой отрицание предшествующего развития общества.
Здесь необходимо сказать об отношении предлагаемой нами периодизации к основным существующим периодизациям.
При формационном членении общества прямо не фиксируется развитие общества, а только констатируется одна историческая форма наряду с другой, формации представляются как внешние друг другу.
Существует более общее членение общества: доклассовое, классовое, бесклассовое. Исходным в определении тут служит одна стадия общества — классовая, а остальные характеризуются только отрицательно по отношению к ней. Здесь тоже не фиксируется положительно развитие общества. Кроме того, это деление истории берет хотя и чрезвычайно важную, но лишь одну из сторон развития. Наконец, в членении истории на общинную, частную и общественную собственность выделяется существенная сторона процесса развития и притом положительно, однако процесс рассматривается односторонне. В нашей же периодизации прямо указывается на то, что речь идет о стадиях развития общества и периодизация дается с точки зрения всего развития человечества в целом, т. е. речь идет о периодизации истории человечества по внутреннему для процесса развития основанию.
Если для сторонников пятичленного деления истории характерно — далеко не всегда явное и осознанное — стремление исходить только из основной задачи современной эпохи, то для их оппонентов характерно стремление исходить из специфики докапиталистических обществ и, мы бы сказали, из — пусть неявного и неосознанного — стремления установить только сходство коммунистического общества (в том числе его первой, социалистической фазы) с первобытнообщинным строем и теми или иными формами его разложения, с его пережитками. Допуская еще более смелое утверждение, доводя их взгляды до логического завершения, которое может и не осознаваться оппонентами «пятичленки», можно сказать, что самым глубоким гносеологическим корнем этих воззрений служит преувеличение, а в крайнем случае — абсолютизация сходства коммунизма с первобытнообщинным строем как с «первобытным коммунизмом», с пережитками этого строя.
Именно при таком преувеличении и при такой абсолютизации становятся вполне логичными преувеличение и, в крайнем случае, абсолютизация форм общинного устройства.
На наш взгляд, основная задача современной эпохи — борьба с капитализмом, отрицание капитализма, свершение социалистической революции — в конечном итоге подчинена задаче построения коммунистического общества. И не только в плане практически-политическом, но и в плане методологии исторического исследования она уже ныне должна рассматриваться в перспективе решения задачи построения коммунистического общества.
В свете же задачи построения коммунистического общества на первый план выступает не противопоставление коммунизма только капитализму, а отличие и связь коммунизма со всей предшествующей историей человечества как предысторией человеческого общества. При этом внимание фиксируется на витке спирали: первобытнообщинный строй — доклассовое общество; первоначальное возникновение общества — антагонистические, классовые общества; формирование общества, коммунизм — бесклассовое общество, зрелое человеческое общество. Следовательно, формационное членение истории оказывается необходимым, но подчиненным моментом более общего членения истории.
Это членение мы назвали бы членением по типам исторического процесса.
Типы исторического процесса есть отрезки спиралевидного движения. Коммунизм представляет собой лишь как бы возвращение к первобытнообщинному строю, возвращение на новой основе и в преобразованном виде.
Между
тем оппоненты сторонников
Формирование общества как отрезок витка спирали истории человечества есть процесс преодоления, отрицания первобытнообщинного строя. Но отрицание чего-либо существует только до тех пор, пока в той или иной степени, в том или ином отношении сохраняется то, что отрицается. На протяжении всей стадии формирования имеет место не только отрицание первобытнообщинного строя, но и в той или иной мере, в том или ином отношении и виде сохранение остатков, пережитков первобытнообщинного строя. Кроме того, отрицание первобытнообщинного строя строем частной собственности есть не одно только отрицание, а и утверждение, т. е. создание в рамках отрицания предпосылок для его снятия, для установления уже не родообщинной и не частной, а общественной собственности, предпосылок коммунизма.
Делить
историю докапиталистических
Если же исходить из того, что коммунизм есть история человечества, единая со всей предшествующей историей и отличная от нее как от предыстории, если исходить из задачи построения коммунизма как из главной задачи, то надо расчленить стадию формирования общества на такие этапы, в различии которых учитывались бы обе стороны: и сохранение тех или иных форм отношений и т. д. первобытнообщинного устройства, и отрицание первобытнообщинного строя строем частной
собственности.
Соответственно самой природе процесса формирования этапы формирования чего-либо прежде всего и главным образом определяются тем, что формируется. То, что формируется, определяет и то, что не исчезает, а сохраняется от предшествующего развития. Поэтому с возникновением частной собственности (как особой совокупности производственных отношений), с ее действием в качестве ведущего фактора развития членение истории должно осуществляться главным образом по историческим формам частной собственности, в какой бы мере ни сохранялись при этом пережитки первобытнообщинного устройства.
По самой сути процесса формирования то, что формируется, лишь к концу процесса завершает преодоление унаследованной основы, в течение всего процесса формирования то, что формируется, существует не на своей, а на чуждой унаследованной основе. То же самое верно и относительно исторических форм частной собственности: они существуют на чуждой основе, на основе, унаследованной от первобытнообщинного строя, и лишь в конце стадии формирования завершается преодоление основы, унаследованной от первобытнообщинного строя, и завершается образование основы, соответствующей частнособственническим отношениям. Полное преобладание частнособственнических отношений наступает лишь на этапе завершения формирования, т. е. при капитализме.
Всякий процесс формирования, по нашему мнению, разделяется на три стадии, или периода: 1) начальный период формирования, преобразования унаследованной основы; 2) возникновение адекватной, новой основы; 3) завершение образования адекватной, новой основы. Таков, например, процесс формирования капитализма: 1) мануфактурный период (период домашинного капиталистического производства); 2) переход к крупной промышленности, к машинному производству (в период этого перехода сами машины еще создавались мануфактурным, ремесленным способом); 3) завершение перехода, период собственно крупной промышленности (в этот период преобладает уже производство машин машинами).
В процессе формирования человеческого общества также, на наш взгляд, следует выделить три периода.
1. Начальный период формирования человеческого общества. Сюда относится рабовладельческая общественно-экономическая формация. Частная собственность уже возникла, но она существует и развивается в общем и целом на основе естественно возникших средств производства2, на основе непосредственного отношения людей к условиям производства и друг к другу, отношения, унаследованного от предшествующей стадии. Частная собственность остается подчиненной родообщинной, общинной собственности на землю.
Поэтому в рабовладельческих обществах рабский труд количественно может преобладать над трудом общинным лишь в совершенно исключительных случаях.
2. Период перехода к основе, адекватной частной собственности, это — феодализм. Именно для феодальной общественно-экономической формации характерно преобладание частной собственности, но преобладает частная собственность на землю, т. е. на естественно возникшее средство производства. Следовательно, частная собственность продолжает существовать не на адекватной основе.
В чем же состоит переход к основе, адекватной частной собственности? Железные орудия возникают и начинают распространяться еще до феодализма. Но земледелию, опирающемуся на широкое применение железных орудий и притом как главному виду производства, соответствуют именно феодальные производственные отношения.
В рабовладельческой общественно-экономической формации земледелие осуществлялось преимущественно на мягких землях и вполне могло происходить главным образом при помощи каменных орудий. Но если камень — по своей природе такой материал, который возможно довольно широко применять (в качестве средств труда) без предварительной обработки, то железо — по своей природе такой материал, который при его более или менее широком применении в качестве средств труда с необходимостью предполагает предварительную обработку.
Широкому
применению камня в качестве средства
воздействия соответствует
Широкое использование, а следовательно, и производство железных орудий — сначала главным образом в земледелии — есть переход к основе, адекватной частной собственности.
3. Период завершения образования основы, адекватной частной собственности, — капитализм. Адекватная основа частной собственности, по нашему мнению, не естественно возникшие, а произведенные средства воздействия. Феодальные общественные (в том числе производственные) отношения соответствуют ставшему внутренне необходимым разделению на производство средств производства и производство предметов потребления, но такому разделению, в котором главная роль принадлежит применению средств труда к земле (естественно возникшему образованию). Капиталистические общественные отношения соответствуют такому внутренне необходимому расчленению на производство средств производства и производство предметов потребления, когда главную роль играет производство средств производства (а не производство предметов потребления), применение произведенных средств труда к уже прошедшему процесс (или процессы) производства предмету труда. При капитализме впервые доминирует частная собственность на произведенные средства производства. Главенствующим видом производства впервые становится промышленность, а не земледелие.
Промышленность как определяющий вид производства в масштабах всего человеческого общества есть обязательно промышленность в крупных масштабах, крупная промышленность. До образования такой промышленности ремесло может определять весь общественный строй лишь в пределах того или иного отдельного сообщества, находящегося в исключительных условиях.
Информация о работе История как наука. Методы и источники изучения истории