ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ
- Практика воспитания
своими корнями
уходит в глубинные пласты
человеческой цивилизации.
- Наука о воспитании
сформировалась значительно позже,
когда уже существовали такие,
например, науки, как геометрия, астрономия,
многие другие. Она по всем
признакам принадлежит к числу
молодых, развивающихся отраслей
знания. Первичные обобщения, эмпирические
сведения, выводы из житейского
опыта не могут считаться теорией,
они лишь истоки, предпосылки
последней.
Этапы развития педагогической науки
Эпоха возрождения
Древние века
Современный этап
Средневековье
Древний мир
Древний мир
- В наиболее
развитых государствах
Древнего мира – Китае, Индии,
Египте, Греции – были предприняты
серьезные попытки обобщения
теоретических начал воспитания.
- Все знания
о природе, о человеке, обществе
аккумулировались в философии.
- Колыбелью европейских
систем воспитания стала древнегреческая
философия.
Древний мир
- Демокрит (460-370
до н.э.)
воспитание ведёт к обладанию
тремя дарами:
«хорошо мыслить,
хорошо говорить,
хорошо делать»
- процесс воспитания
и обучения – тяжкий, но благодарный
труд, который преобразует природу
человека
- главное не
количество полученных знаний, а
воспитание интеллекта
Древний мир
- V-IV в.в. до
н.э.
Софисты – последватели Демокрита
- Сократ (469 – 399
до н.э.)
- Платон (427 – 347
до н.э.)
- Аристотель (384-322
до н.э.)
- Создание семичастной
«эн-киклос-пацдейи»
(«семи свободных искусств»), куда
входили: изучения грамматики, диалектики,
обучение искусству спора, арифметика,
геометрия, астрономия и музыка,
что составляло в целом «энциклопедию»,
которая оказалась предтечей
программы, являвшейся символом
образованности вплоть до Нового
времени.
Древний мир
- Крупнейший
представитель философии софистов
- Сократ.
- Суть педагогических
суждений Сократа: главной среди
жизненных целей должно быть
нравственное самосовершенствование.
- «Я
знаю только то,
что я ничего
не знаю».
Древний мир
- Земная жизнь
должна готовить человека к
слиянию человека с «истинным
бытием».
- В трактате
«Государство» Платон выделил
два длительных цикла обучения
– 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом,
о фактически пожизненном воспитании.
В программу включались: риторика,
геометрия, астрономия, музыка.
- Приобретение
знаний, следовательно, является процессом
воспоминания о бестелесном мире
идей, откуда вышел и куда уйдет
каждый человек. Платон оценивал
воспитание как важнейший фундамент
всей жизни человека: «В каком
направлении кто был воспитан,
таким и станет, пожалуй, весь
его будущий путь».
- Согласно
Платону, достижение
знания и истины, -
мучительный труд
избавления от
привычных пут
и предрассудков.
Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия – просуществовало более 1000 лет.
Древний мир
- Ближайший ученик
Платона Аристотель в своих
педагогических трудах развил
идеи учителя, но вместе с тем
во многом занял противоположную
точку зрения («Платон мне друг,
но истина дороже»).
- Наиболее системно
он изложил свои взгляды на
воспитание в трактате «Политика».
- Он допускал
домашнее воспитание до 7-го возраста
под присмотром отца. Воспитанием
с 7-го возраста должно было
заниматься государство.
- Он создал
в Афинах учебное заведение
«Ликей», которым руководил 12 лет.
Средневековье
- Зажатое в
тисках теологии и схоластики,
образование во многом потеряло
прогрессивную направленность античных
времен. Из века в век оттачивались
и закреплялись незыблемые принципы
догматического обучения, просуществовавшего
в Европе почти двенадцать
веков. Средневековое общество , построено
на чрезвычайно острых сословных
отношениях , обучение носили отчетливо
сословный характер
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло.
- И хотя среди деятелей церкви были образованные люди, например философы Тертуллиан
(160 –
222), Августин (354 – 430), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
РЕНЕССАНС
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
- Эпоха Возрождения
дала целый ряд ярких мыслителей,
педагогов-гуманистов, провозгласивших
своим лозунгом античное изречение: "Я
– человек, и ничто человеческое мне не
чуждо".
- Педагогике
пришлось снимать скромный угол
в величественном храме философии.
Только в XVII веке она выделилась
в самостоятельную науку, оставаясь
тысячами нитей связанной с
философией.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Ведущие педагоги зарубежья
французские материалисты и просветители
XVIII в
Д. Дидро (1713
– 1784),
К. Гельвеций
(1715 –
1771)
и особенно Ж.-Ж. Руссо
(1712 –
1778)
вели непримиримую борьбу с
догматизмом и схоластикой в педагогике
чешский педагог
Ян Амос Коменский
(1592 –
1670)
автор труда "Великая дидактика";
основоположник классно-урочной
системы обучения
швейцар
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827)
Организовывал приюты для бедных детей.
Педагогическая деятельность
способствовала развитию народных школ