Педагогика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 23:13, реферат

Краткое описание

Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии.

Оглавление

Введение
Педагогика как наука
Основные педагогические понятия
Основные категории педагогики
Система педагогических наук
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по педагогике - ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ[1].docx

— 38.11 Кб (Скачать)

     Дошкольная  и школьная педагогики составляют подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются  закономерности воспитания подрастающего  человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика в настоящее  время охватывает всю систему  среднего образования. В ее компетенции  — и закономерности учебно-воспитательного  процесса в профессионально-технических учебных заведениях, и особенности воспитания в средних учебных заведениях всех типов, и вопросы воспитания молодежи, получающей среднее и высшее образование через систему вечерних (сменных, заочных) школ или с помощью сети Интернет (дистанционное обучение). Завершено или завершается оформление самостоятельных педагогических дисциплин, отражающих специфические особенности воспитания в отдельных возрастных группах или типах учебно-воспитательных учреждений — дошкольной педагогики, педагогики профтехшколы, производственной педагогики, педагогики дистанционного обучения и др.

     Среди отраслей, занимающихся педагогическими  проблемами взрослых, быстро прогрессирует  педагогика высшей школы. Ее предмет  — закономерности учебно-воспитательного  процесса, протекающего в высших учебных  заведениях всех уровней аккредитации, специфические проблемы получения  высшего образования в современных  условиях, в том числе и по компьютерным сетям. Педагогика последипломного  образования в тесном содружестве  с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами переквалификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. Военная педагогика исследует особенности  воспитательных процессов в специфических  условиях.

     В подсистеме социальной педагогики выделяются такие отрасли, как семейная, пенитенциарная (перевоспитание правонарушителей), профилактическая педагогики и др.

     Люди  с разными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами  обучения и воспитания глухонемых и  глухих занимается сурдопедагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика. В последнее  время активно развиваются новые  отрасли педагогики — профилактическая (лечебная), реабилитационная, коррекционная, превентивная.

     Особую  группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах  учебно-воспитательных учреждений. Методикой  преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог.

 

      Заключение 

     Педагогика  — одна из социальных наук, которая  исследует процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

     Итак, педагогическая наука – это сгусток  многовекового опыта обучения и  воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних  исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки  помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

     Давний  спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается  о практику. Испытание практикой  подтверждает многократно: без глубокого  знания науки воспитания не развивается  искусство воспитывать. Знание закономерностей  обучения и воспитания, овладение  методами педагогического процесса – основа учительского мастерства.

     К усвоению педагогики надо подходить  как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может  и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент  педагогической деятельности. А педагогом  может быть далеко не каждый. Это  должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

 

      Список использованной литературы 

     
  1. Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П. и др. Педагогика. - М.: Наука, 1998.
  2. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: ЮНИТИ, 1990.
  3. Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1999.
  4. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики - М.: Просвещение, 2004.
  5. Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003.
  6. Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
  7. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: «Просвещение», 1999.
  8. В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997.
  9. Подласый И. П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996.
  10. Прокопьев И. И. Педагогика. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997.
  11. Федеральный закон от 13.01. 1996 г. №12-ФЗ «Об образовании» (ред. от 28.02.2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №3.
  12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1990.

Информация о работе Педагогика как наука