Педагогика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 23:13, реферат

Краткое описание

Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии.

Оглавление

Введение
Педагогика как наука
Основные педагогические понятия
Основные категории педагогики
Система педагогических наук
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по педагогике - ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ[1].docx

— 38.11 Кб (Скачать)

     Любое теоретическое построение требует  четкого разграничения между  обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается  повседневная практика воспитания и  обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания. 

     В период становления педагогики как  науки были определены три фундаментальные  категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».

     «Воспитание»  как всеобщая категория исторически  включала в себя «обучение» и «образование».2

     В современной науке под «воспитанием»  как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного  опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

     1) передает опыт, накопленный человечеством;

     2) вводит в мир культуры;

     3) стимулирует к самовоспитанию;

     4) помогает разобраться в трудных  жизненных ситуациях и найти  выход из сложившегося положения.

     В свою очередь воспитанник:

     1) овладевает опытом человеческих  отношений и основами культуры;

     2) работает над собой;

     3) обучается способам общения и  манерам поведения.

     В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к  людям и самому себе.

     Как показывает практика, воспитание диалектически  взаимосвязано с обучением. Оно  способствует развитию и утверждению  основных качеств личности, проявляющихся  в поступках. Эти качества характеризуют  не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

     Накопление  и передача опыта культуры и цивилизации  во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его  развития. В настоящее время образование  и воспитание рассматриваются как  основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

     Задача  воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать  определенные общественные функции  и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся  этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие  системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».

     Вторая  категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя  и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

     При этом учитель:

     1) преподает — целенаправленно  передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры  и научного знания;

     2) руководит процессом освоения  знаний, навыков и умений;

     3) создает условия для развития  личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

     В свою очередь ученик:

     1) учится — овладевает передаваемой  информацией и выполняет учебные  задания с помощью учителя,  совместно с одноклассниками  или самостоятельно;

     2) пытается самостоятельно наблюдать,  сравнивать, мыслить;

     3) проявляет инициативу в поиске  новых знаний, дополнительных источников  информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

     Таким образом, диалектическое отношение  «обучение - воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных  знаний, умений и навыков.

     В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное  обучение.

     Третья  категория педагогики — «образование»  — понимается как:

     1) ценность развивающегося человека  и общества;

     2) процесс обучения и воспитания  человека;

     3) как результат последнего;

     4) как система.

     Вся совокупность образовательных (или  учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в  рамках конкретного города, региона, страны.

     На  протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные  учреждения. К ним относятся: детские  сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

     Как соотносятся три главные категории  педагогики?

     По  данному вопросу существуют различные  точки зрения, что характерно для  объективного процесса развития любой  науки. В истории педагогики можно  выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка  правилам поведения, давать ему образование.

     Если  «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем  «обучения».

     Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

     В Законе «Об образовании»3 последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

     Внимательное  рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило  пойти по пути вычленения общего и  особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей  позиции. Она предполагает выделение  в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.

     Это значит, что обучение, воспитание и  образование можно рассматривать  как особым образом организованную деятельность, результатом которой  является развитие человека.

     Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и  воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы  выделяют следующие элементы — цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

     Если  же воспитанник начинает ставить  перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в случае самообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя — свои знания умения и навыки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Система педагогических  наук

     Педагогика  входит в систему наук, которые  изучают человека, человеческое общество, условия его существования (философия, этика, эстетика, психология, политэкономия, социология, история, анатомия, физиология, медицина и др.), и использует их теоретические  положения, исследовательские методы (в том числе математической статистики и кибернетики), а также результаты конкретных исследований.

     Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием  и осуществляет дифференциацию своих  исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время  понятием «педагогика» обозначается целая  система педагогических наук. Педагогика как наука подразделяется на ряд  самостоятельных педагогических дисциплин:

  1. общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

     2. возрастная педагогика, изучающая  особенности воспитания людей  на различных этапах возрастного  развития;

     3. специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных  детей. Которая в свою очередь  распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения  глухонемых и глухих детей  занимается сурдопедагогика, слепых  и слабовидящих – тифлопедагогика,  умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи  при нормальном слухе – логопедия; 

     4.частная  методика, исследующая специфику  применения общих закономерностей  обучения к преподаванию определённого  предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

     5. история педагогики, изучающая развитие  педагогических идей и практики  воспитания в различные исторические  эпохи. 

     Интенсивно  развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной  работы.

     Педагогика  — обширнейшая наука. Изучаемый  ею предмет настольно сложен, что  отдельная, даже очень широкая наука  не в состоянии охватить его сущность, все связи. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась в разветвленную систему научных  знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о  воспитании.

     Систему педагогической науки, как и любую  другую сложную систему, можно анализировать  по разным признакам. Главные отрасли  по критерию последовательности связей педагогических отраслей, изучающих  воспитание человека на всем протяжении его развития и формирования.

     Фундаментом педагогики является философия, в частности, та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания и потому получила название философии воспитания. Эта  область знаний использует в воспитательной практике идеи различных философских  систем. Одна из задач философии  воспитания, как ее определяет английский философ А. Брент, состоит в том, чтобы определить критерий и разработать  принципы, позволяющие выявить сущность предмета и методов воспитания.

     Давние  и прочные связи педагогики с  философией (вспомним, что педагогика еще совсем недавно была частью философии) обусловили особую роль последней. Философия  остается основой педагогики. Многие специалисты развивают философскую базу педагогики. К их числу принадлежат видные зарубежные исследователи, а также известные отечественные ученые Б. С. Гершунский, Н. С. Розов, П. Г. Щедровицкий.

     Философия указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов. Поэтому  философию с ее идеями целостности  и системности, методами структурного анализа принято считать методологической основой педагогики.

     Развитие  воспитания как общественного явления  исследует история педагогики. Принцип  историзма — важнейший для  развития любой науки: понимая прошлое, заглядываем в будущее. Исследование того, что уже было, сопоставление  его с настоящим не только помогают лучше проследить основные этапы  развития современных явлений, но и  предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают обоснованными прогностические  предположения, устремленные в будущее.

     Общая педагогика — базовая научная  дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая  общие основы учебно-воспитательного  процесса в воспитательных учреждениях  всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Общая педагогика содержит четыре больших раздела: 1) общие  основы; 2) дидактика (теория обучения); 3) теория воспитания и 4) школоведение.4 Названные разделы в последние десятилетия настолько разрослись, что стали большими самостоятельными отраслями знаний.

Информация о работе Педагогика как наука