Педагогика гуманизации Л.Н.Толстого и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Задачи данной работы - отойти от традиционного рассмотрения педагогических взглядов Л. Н. Толстого, раскрыть те стороны его педагогической деятельности и системы дидактических взглядов, которые особенно актуальны на данном этапе развития российской педагогики; рассмотреть его гениальный “критериум опыт и свобода”. Хотелось бы еще раз подчеркнуть и доказать, что сегодня, в период осознания ряда негативных явлений в современном состоянии общественных наук, в частности, педагогики, не потеряли актуальности “уроки Л.Н.Толстого” - искателя истинных путей демократизации и гуманизации педагогики и народного образования. Ведь все гениальное - вечно.

Оглавление

Введение. Педагогика гуманизации Л.Н.Толстого и современность 3
Глава 1. Дидактические взгляды Л.Н.Толстого
1.1. Основополагающие педагогические принципы 4
1.1.1. Принцип сознательности и активности обучения 4
1.1.2. Принцип связи обучения с жизнью 5
1.1.3. Принцип доступности обучения 5
1.1.4. Принцип прочности усвоения знаний 6
1.1.5. Принцип природосообразности 7
1.2. Методы и приемы обучения, способствующие активизации учебного процесса 7
1.2.1. Наглядность в обучении 8
1.2.2. «Рассказ- рассказывание» 9
1.2.3. Методика эмоциональных воздействий 9
1.2.4. «Ситуация затруднения» 10
1.2.5. Индивидуальный подход к учащимся 11
1.2.6. Работа с сочинениями учащихся 11
1.3. Взаимосвязь идеи свободы выбора, проблемы интереса и внимания в педагогической теории и практике Л.Н.Толстого 12
1.3.1. Философская основа 12
1.3.2. Место “критериума свободы” в педагогической концепции Л. Н.
Толстого
13

Заключение 15
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Толстой уделял большое внимание обстановке на уроке. Дети в Яснополянской школе видели перед собой не обычного учителя, а своего лучшего друга, помощника во всех радостях и бедах, которого, оказывается, вообще не стоит бояться. Добиваясь максимального учета жизненного опыта, знаний, умений и навыков своих учеников, Толстому удавалось создать у детей чувство радости от малейшего шага вперед, уверенности в преодолении трудностей.

По мнению Толстого, свобода является для учителя  своеобразным средством проверки, насколько удовлетворительна постановка преподавания в школе, то есть насколько учитель удовлетворяет запросы детской души, детской любознательности. Чем глубже педагог знает детскую душу, тем свободнее чувствуют себя дети на его уроке. Он отмечал: “... Граница этой свободы сама собой определяется учителем, его знанием, его способностью руководить школой... мера этой свободы есть только результат большего или меньшего знания и таланта учителя”. (П С “О народ образ” 377) Свобода развивает у детей чувство ответственности, правдивости, сознательного отношения к своим обязанностям. Кроме того, свобода - эта цель развития педагогики, согласно Л. Н. Толстому: “Всякое движение вперед педагогики, если мы внимательно рассмотрим историю этого дела, состоит только в большем приближении к естественности отношений между учителем и учениками...” 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Л. Н. Толстой  по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Толстого создавало условие для свободы  творчества и защищало его от схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики. 

Задача  школы, семьи, общества - развивать в  человеке гуманистические задатки  и потребность жить согласно идеям  сохранения и продолжения жизни.

Школа должна стать школой реального бытия  человека и в то же время работать на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого. 

Согласно  концепции Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой Путь жизни. 

Осмысленный выбор своего жизненного пути - это  ли не основная задача школы?! Дело не в  профориентации, не в перекачке информации от одного к другому, а в формировании такого статуса личности, когда духовно  сильная личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать сознательный нравственный выбор. 

Сегодня школа, отражая противоречивость общественного  развития, должна идти несколько впереди  общественного развития. Только тогда  она будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее. 

Л. Н. Толстой  ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье  в раскрытии индивидуальности каждого  ученика. Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по- новому понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Арискин  И. Т. Вопросы дидактики в  творчестве Л. Н. Толстого //

Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 1967.

2. Баланюк  Г. И. Проблема прочности знаний  в дидактических взглядах Л.

Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.-

Тула, 1969.

3. Бондаревский  В. Б. Л. Н. Толстой о внимании к личности школьника //

Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула,1967.

4. Бондаревский  В. Б. Проблема интереса в  педагогической теории и практике  Л. Н. Толстого // Толстой как  педагог: Сб. труд. ТГПИ им. Л. Н.

Толстого.- Тула, 1969.

5. Гончарова  Е. Ю. Организация учебного  процесса в инновационной школе

// Тульская  школа. Периодический научно-методический  журнал. - 1996, № 2.

6. Дружинина  Р. И. Гуманизация дошкольного  детства // Тульская школа.

Периодический научно-методический журнал. - 1997, № 1.

7. Ежов  И. В. Введение в психологию  духовного развития личности  ребенка: Психологические основы  духовной педагогики. - Тула: ТО ИРО, 1997.

8. Кудрявая  Н. В. Лев Толстой о гуманизации  наук // Педагогика.-

1994.- №  3.

9. Кудрявая Н. В. Педагогические искания Л. Н. Толстого // Сов.

Педагогика.- 1987. - № 9.

10. Педагогическое  наследие Л. Н. Толстого и  современность // Тезисы докладов  ХХ1 Толстовских чтений. - Тула, 1993.

11. Соломон  Д. М., Степанов Е. Ю. Технология  интегративного процесса управления экспериментальной работой в школе-гимназии № 46 г. Тулы //

Тульская  школа. Периодический научно-методический журнал. - 1996, № 3.

12. Толстой  Л. Н. Педагогические сочинения. - М., Учпедгиз, 1953.

13. Толстой  Л. Н. Полн. Собр. Соч.: В 90 т. (Юбилейное изд.) - М., 1928-

1958.

14. Шадская  А. В., Ремизов В. Б., Трофимова  Н. А., Ежов И. В. Мир

“Азбуки Льва Толстого”: Книга для учителя. / Под науч. ред. канд. филологических наук В. Б. Ремизова. - Тула, 1995.

-----------------------

[1] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. (Юбилейное изд.).- М.,

Гослитиздат, 1928-1958.- Т.8, стр.371.

[2] Толстой  Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.118.

[3] Толстой  Л. Н. Педагогические сочинения. - М., 1953.- стр.72.

[4] Толстой  Л. Н. Педагогические сочинения, стр.338.

[5] Толстой  Л. Н. Педагогические сочинения,  стр.340.

[6] Толстой  Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.42.

[7] Толстой  Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.42.

[8] Толстой  Л. Н. Полн. собр. соч.,т.8, стр.394.

[9] Толстой  Л. Н. Педагогические сочинения, стр.163.

[10] Толстой  Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.81.

[11] Толстой  Л. Н. Педагогические сочинения,  стр.210.

[12] Толстой  Л. Н. Педагогические сочинения,  стр.200.

[13] Толстой  как педагог.-Т.,1967

[14] Ежов

Информация о работе Педагогика гуманизации Л.Н.Толстого и современность