Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:00, курсовая работа
Задачи данной работы - отойти от традиционного рассмотрения педагогических взглядов Л. Н. Толстого, раскрыть те стороны его педагогической деятельности и системы дидактических взглядов, которые особенно актуальны на данном этапе развития российской педагогики; рассмотреть его гениальный “критериум опыт и свобода”. Хотелось бы еще раз подчеркнуть и доказать, что сегодня, в период осознания ряда негативных явлений в современном состоянии общественных наук, в частности, педагогики, не потеряли актуальности “уроки Л.Н.Толстого” - искателя истинных путей демократизации и гуманизации педагогики и народного образования. Ведь все гениальное - вечно.
Введение. Педагогика гуманизации Л.Н.Толстого и современность 3
Глава 1. Дидактические взгляды Л.Н.Толстого
1.1. Основополагающие педагогические принципы 4
1.1.1. Принцип сознательности и активности обучения 4
1.1.2. Принцип связи обучения с жизнью 5
1.1.3. Принцип доступности обучения 5
1.1.4. Принцип прочности усвоения знаний 6
1.1.5. Принцип природосообразности 7
1.2. Методы и приемы обучения, способствующие активизации учебного процесса 7
1.2.1. Наглядность в обучении 8
1.2.2. «Рассказ- рассказывание» 9
1.2.3. Методика эмоциональных воздействий 9
1.2.4. «Ситуация затруднения» 10
1.2.5. Индивидуальный подход к учащимся 11
1.2.6. Работа с сочинениями учащихся 11
1.3. Взаимосвязь идеи свободы выбора, проблемы интереса и внимания в педагогической теории и практике Л.Н.Толстого 12
1.3.1. Философская основа 12
1.3.2. Место “критериума свободы” в педагогической концепции Л. Н.
Толстого
13
Заключение 15
Список используемой литературы
Толстой уделял большое внимание обстановке на уроке. Дети в Яснополянской школе видели перед собой не обычного учителя, а своего лучшего друга, помощника во всех радостях и бедах, которого, оказывается, вообще не стоит бояться. Добиваясь максимального учета жизненного опыта, знаний, умений и навыков своих учеников, Толстому удавалось создать у детей чувство радости от малейшего шага вперед, уверенности в преодолении трудностей.
По мнению
Толстого, свобода является для учителя
своеобразным средством проверки, насколько
удовлетворительна постановка преподавания
в школе, то есть насколько учитель удовлетворяет
запросы детской души, детской любознательности.
Чем глубже педагог знает детскую душу,
тем свободнее чувствуют себя дети на
его уроке. Он отмечал: “... Граница этой
свободы сама собой определяется учителем,
его знанием, его способностью руководить
школой... мера этой свободы есть только
результат большего или меньшего знания
и таланта учителя”. (П С “О народ образ”
377) Свобода развивает у детей чувство
ответственности, правдивости, сознательного
отношения к своим обязанностям. Кроме
того, свобода - эта цель развития педагогики,
согласно Л. Н. Толстому: “Всякое движение
вперед педагогики, если мы внимательно
рассмотрим историю этого дела, состоит
только в большем приближении к естественности
отношений между учителем и учениками...”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Л. Н. Толстой
по-новому взглянул на мир ребенка.
Раскрепощенность видения Толстого
создавало условие для свободы
творчества и защищало его от схематизма
и однозначности. Лев Николаевич показал,
что взгляд взрослых на ребенка должен
быть подлинно гуманистическим, то есть
содержать в своей основе любовь как способ
мировосприятия и мироотношения. Это наше
большое счастье, счастье всего человечества,
что Толстой обратился к вопросам педагогики.
Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни.
Школа
должна стать школой реального бытия
человека и в то же время работать
на перспективу духовного обновления.
Именно такая возможность кроется в самом
содержании учения Льва Николаевича Толстого.
Согласно
концепции Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя
свободу выбора, делает осознанный
шаг в сторону величия разума
и чувства, постепенно созидает свой
Путь жизни.
Осмысленный
выбор своего жизненного пути - это
ли не основная задача школы?! Дело не в
профориентации, не в перекачке информации
от одного к другому, а в формировании
такого статуса личности, когда духовно
сильная личность готова к испытаниям,
может отстоять достоинство, сделать сознательный
нравственный выбор.
Сегодня
школа, отражая противоречивость общественного
развития, должна идти несколько впереди
общественного развития. Только тогда
она будет формировать
Л. Н. Толстой
ведет нас путями педагогических
исканий, учит видеть истинное счастье
в раскрытии индивидуальности каждого
ученика. Теперь, столько лет спустя
после смерти великого педагога, мы
многое можем по- новому понять, оценить;
Л. Н. Толстой предстает перед судом времени
в величии своего гуманизма и мудрости.
И поэтому его имя как великого педагога-гуманиста
бессмертно.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арискин И. Т. Вопросы дидактики в творчестве Л. Н. Толстого //
Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 1967.
2. Баланюк
Г. И. Проблема прочности
Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.-
Тула, 1969.
3. Бондаревский В. Б. Л. Н. Толстой о внимании к личности школьника //
Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула,1967.
4. Бондаревский
В. Б. Проблема интереса в
педагогической теории и
Толстого.- Тула, 1969.
5. Гончарова Е. Ю. Организация учебного процесса в инновационной школе
// Тульская
школа. Периодический научно-
6. Дружинина Р. И. Гуманизация дошкольного детства // Тульская школа.
Периодический научно-методический журнал. - 1997, № 1.
7. Ежов
И. В. Введение в психологию
духовного развития личности
ребенка: Психологические
8. Кудрявая
Н. В. Лев Толстой о
1994.- № 3.
9. Кудрявая Н. В. Педагогические искания Л. Н. Толстого // Сов.
Педагогика.- 1987. - № 9.
10. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность // Тезисы докладов ХХ1 Толстовских чтений. - Тула, 1993.
11. Соломон Д. М., Степанов Е. Ю. Технология интегративного процесса управления экспериментальной работой в школе-гимназии № 46 г. Тулы //
Тульская
школа. Периодический научно-
12. Толстой
Л. Н. Педагогические
13. Толстой Л. Н. Полн. Собр. Соч.: В 90 т. (Юбилейное изд.) - М., 1928-
1958.
14. Шадская А. В., Ремизов В. Б., Трофимова Н. А., Ежов И. В. Мир
“Азбуки Льва Толстого”: Книга для учителя. / Под науч. ред. канд. филологических наук В. Б. Ремизова. - Тула, 1995.
-----------------------
[1] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. (Юбилейное изд.).- М.,
Гослитиздат, 1928-1958.- Т.8, стр.371.
[2] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.118.
[3] Толстой
Л. Н. Педагогические
[4] Толстой
Л. Н. Педагогические
[5] Толстой
Л. Н. Педагогические
[6] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.42.
[7] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.42.
[8] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.,т.8, стр.394.
[9] Толстой
Л. Н. Педагогические
[10] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.81.
[11] Толстой
Л. Н. Педагогические
[12] Толстой
Л. Н. Педагогические
[13] Толстой как педагог.-Т.,1967
[14] Ежов
Информация о работе Педагогика гуманизации Л.Н.Толстого и современность