Публицистика Л.Н.Толстого

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

При подготовке к выполнению курсовой работы перед нами встала проблема: какие произведения Льва Николаевича Толстого взять для анализа? Что, собственно, понимается под формулировкой "рубеж веков"? Справочная литература на этот вопрос никак не отвечала.(Мы обратились к трём изданиям: "Новый энциклопедический словарь", "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова и "фразеологический словарь" под редакцией А.И. Молоткова). Тогда нами было определено понятие "рубеж веков" в 10 лет: плюс-минус пять лет от 1900 года.

Оглавление

1. Вступление.

1. Выбор области определения.
2. О цели данной курсовой работы.

2. Главная часть.

1. Очерк публицистики Льва Толстого в целом.
2. Исторические события, отражённые в публицистических произведениях Л.Толстого рубежа веков.
3. Обзор содержания статей.
4. Некоторые комментарии к изложенному материалу.

3. Заключение.

1. Политическая и культурная ценность публицистики Л.Толстого.
2. Выводы по работе.
3. Библиография

Файлы: 1 файл

ещё один курсяк.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

2

 

 

                                                                               План

 

 

 

                                                                 1. Вступление.

 

                                                                    1. Выбор области определения.

                                                                    2. О цели данной курсовой работы.

 

                                                                 2. Главная часть.

 

                                                                    1. Очерк публицистики Льва Толстого в целом.

                                                                    2. Исторические события, отражённые  в публицистических                                                                                            произведениях Л.Толстого рубежа веков.

                                                                    3. Обзор содержания статей.

                                                                    4. Некоторые комментарии к изложенному материалу.

 

                                                                  3. Заключение.

 

                                                                     1. Политическая и культурная ценность  публицистики Л.Толстого.

                                                                     2. Выводы по работе.

                                                                     3. Библиография

 

                                           

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

            При подготовке к выполнению  курсовой работы перед нами  встала проблема: какие произведения  Льва Николаевича Толстого взять  для анализа? Что, собственно, понимается под формулировкой  "рубеж веков"? Справочная литература на этот вопрос никак не отвечала.(Мы обратились к трём изданиям: "Новый энциклопедический словарь", "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова и "фразеологический словарь" под редакцией А.И. Молоткова). Тогда нами было определено понятие "рубеж веков" в 10 лет: плюс-минус  пять лет от 1900 года.

Таким образом, в поле нашего анализа попали следующие  статьи Л.Толстого: "Стыдно" (1895), "Голод  или не голод?" (1898), "Царю и его  помощникам"(1901) и "Ответ на определение  синода от 20-22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма" (1901).

            Публицистика Л. Толстого нами  изучалась по изданию "Л.Н.  Толстой, Собр. в 22 т., худ.лит.,М.,т.17,т.18"(в  одной книге).Из комментариев  к статьям мы с сожалением  узнали, что в этом издании представлены не все статьи писателя.Упоминались, например, статьи: "Великий грех", "Об общественном движении в России", "Единственное средство", "Рабство нашего времени" и др.Такое упущение, несомненно, является недостатком данной работы и объясняется слабостью фонда провинциальных библиотек.(Полное собрание сочинений в 90 томах в них отсутствует).Но, думается, для того, чтобы иметь представление о публицистике Толстого, указанных выше произведений будет достаточно.

 

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

       Цель данной  работы видится нами прежде  всего в том, чтобы изучить  такую сферу творчества Толстого, как публицистика;отметить стилистические  особенности языка статей писателя; высказать свою точку зрения на взгляды автора, связать материалы более чем столетней давности с современностью и высказать некоторые выводы.

       Первые публицистические  сочинения Льва Толстого:"Проект  о переформировании армии"  и "Заметки о дворянском вопросе" датированы 1855 и 1858 годами. Последние, в том числе "Не могу молчать" - 1908-м. В первой статье, с намерением обратиться к высшему военному руководству, Толстой, участник русско-турецкой войны 1853-55 гг, подводит итоги войны России против трёх государств: Турции, Англии и Франции - и говорит о необходимости кардинальных преобразований в России, которую в противном случае ждёт гибель.Во второй статье он внушает русскому дворянству мысль о безнравственности "рабовладения", о незаконности и бесчеловечности воображаемых прав помещиков.

        Странно, но  Л.Толстой, только что вступивший  на литературное поприще(повесть  "Детство" появилась в печати  в 1852 г.), пытается решить глобальные  для России проблемы. Уже по  заглавиям его статей видна масштабность волнующих его общественно-политических вопросов и его страстность:"Так что же нам делать?", "Что же делать?", "Где выход?",

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

      "Неужели это  так надо?"Горячие призывы также  звучат в заглавиях статей:"Пора  опомниться!", "Одумайтесь!", "Пора  понять!", "Не убий!".

       Но совсем не  странным покажется нам тяготение  Толстого к публицистике. Дело  в том, что из высказываний писателя видно, что его совсем не волновала слава литератора, что он даже не считал себя таковым ( "Лермонтов и я - не литераторы "). И не служение искусству он избрал своею целью ( какая абстракция!), а участие в счастье и в несчастьях людей, в жизни своего народа, да даже и человечества! Именно это составляет самую яркую черту творческого облика Льва Толстого. Именно это проявляется в его художественных произведениях и особенно сильно - в публицистике.

      Толстой как человек  и писатель постоянно чувствовал свою личную нравственную ответственность за состояние России и жизнь русских людей. Важнейшие исторические события второй половины 19 - начала 20 в.становились фактами его биографии.Мы нисколько не принижаем и не умаляем заслуги других передовых людей того времени перед народом ( вспомним хотя бы Аннибалову клятву И.С.Тургенева бороться с крепостным правом ), но, думается, публицистический талант Толстого многое сделал, чтобы пало крепостное право, чтобы наконец отмменили телесные наказания или прекратились военно-полевые суды над крестьянами, участниками событий 1905-07 гг., и народ забыл бы выражение "столыпинский галстук" ( удавка на виселице ).

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

       В данном очерке  публицистики Л.Толстого нельзя  не сказать о его центральных  произведениях - "Исповеди" и  статье "В чём моя вера?" В  них он изложил своё "богословие". Именно эти вещи имели самое  сильное воздействие на народ,  а судя по письмам из-за рубежа ( например, Ромена Роллана ) и  на всё человечество. ( В связи с анализом "Ответа на определение синода..." мы ещё вернёмся к "Исповеди" ).

     Мы боимся,что у  наших оппонентов создастся впечатление,  что Толстой только "пописывал", а читатель "почитывал"статьи на злободневные для страны темы.* Нет, нет и нет! Достаточно привести несколько примеров, чтобы понять, что писатель принимал самое деятельное конкретное участие в событиях. Так, он собирал пожертвования  в пользу голодающих ( 1891; 1898 гг. ), устраивал для них столовые, ездил по губерниям и уездам, чтобы определить наиболее  пострадавшие районы, сражался с чиновниками, пытавшимися препятствовать действиям благотворителей. Он занимался эвакуацией духоборов и других сектантов, гонимых церковью, на Кавказ, а затем в Канаду и США.Он писал письма в высокие инстанции о положении дел с указанием способов к их исправлению.Так, он отправил письмо императору Александру 3, в котором объяснял причины убийства народовольцами Александра 2 и призывал нового царя не мстить за отца и не предавать казни участников покушения. При этомон считал действия "Народной воли" несомненным злом. К слову сказать, зачинщики были всё-таки повешены. И, может быть, потому, что обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев отказался передать письмо Толстого царю.

Сноска: *Статьи Толстого публиковались  в "Биржевых ведомостях", в газете "Русь", "Русских ведомостях" и др; отдельными брошюрами и книгами, а также в зарубежных изданиях, например, в "Листках Свободного слова ( Лондон ), "Deily Telegraph"

                                                                               

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

           Итак, мы для анализа избрали четыре статьи Толстого. Посмотрим же, каким событиям они посвящены. Статья "Стыдно" была начата в декабре 1895 года, когда передовая часть русской интеллигенции поминала события 14 декабря 1825 года - восстание декабристов.Писатель назвал их "лучшими русскими людьми"

Статья "Голод или не голод?" посвящена тем, что центрально-черноземные  области России в 1898 г. вновь подверглись  голоду, а правительство, боясь народного  возмущения, всеми средствами пыталось внушить, что голода нет.

Статья "Царю и его помощникам" вызвана крупными студенческими волнениями в связи с 20-летием убийства Александра 2. На площади у Казанского собора в Петербурге полицией была избита демонстрация студентов, собравшаяся в память о казнённых народовольцах.

И, наконец, "Ответ на определение Синода"... был написан по случаю отлучения Льва Толстого, только что избранного почётным членом Российской АН, от церкви.

Теперь остановимся на кратком  обзоре указанных работ.

         Статья "Стыдно" направлена против телесных наказаний.Ещё  в 1863 году император Александр 2 отменил их. Но частично. Для крестьянства они оставались в силе.

         Толстой  начинает её с напоминания  о декабристах. Они, большей  частью масоны, названы автором  "образованными русскими людьми" А дело в том, что офицеры  Семёновского полка отменили телесные наказания солдат.

                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

        Как известно, в правление Николая 1 солдат  наказывали шпицруженами ( у Толстого в набросках планировалась статья о царе "Николай Палкин" ). Дисциплина в результате этого возросла удивительно. Офицеры взяли из другого подразделения к себе неуправляемого солдата, пьяницу, вора и буяна и тот чудесным образом изменился и стал примерным воином. С того времени, пишет автор,прошло 75 лет, и ныне люди, считающие себя просвещёнными, просят "почтительнейше" министра о снисхождении: не пороть мужиков в дни царских именин или по случаю бракосочетания августейших особ. И ещё: хорошо бы не сечь мужиков, получивших минимальную образованность. Толстой считает это отвратительным. Он говорит: "Про такие дела нельзя "почтительнейше просить" и "повергать к стонам" и т.п., такие дела можно и должно только обличать"*.Что, по сути, и делает публицист.Он резко отвергает те законы правительства, которые нарушают все законы божеские и человеческие. Он отказывается от солидарности с теми, кто считает этот позор законом. При этом крестьян писатель называет самым лучшим сословием, а чиновников и дворянство - худшими сословиями. "...Надо не переставая кричать, вопить о том, что такое применение дикого, переставшего уже употребляться для детей наказания...есть позор для всех тех, кто прямо или косвенно участвуют в нём"**.

* Л.Н.Толстой, Собр.соч. в 22 т., Худ.лит., М., т.17, с. 175 ( далее в сносках-"Указанное издание" )

**Там же, с 178.

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

    Толстой для убедительности  приводит случаи из жизни: крестьянин, приговорённый к порке, повесился; другой был поражён тем, что его, отца взрослых детей, сейчас будут сечь, невзирая на его седины!

Автор заканчивает статью призывом к покаянию тех, кто повинен в  исполнении этого бесчеловечного закона.

         Статья  "Голод или не голод?" открывается рассказом автора о сборе пожертвований в пользу голодающих и об устройстве для них столовых.Толстой объясняет, что такая форма помощи самая эффективная. Дело в том, что если выдавать провиант на руки, крестьянин будет кормить им скотину: лошадь, корову. А старики и дети будут недоедать как и прежде. То же происходит и с помощью денег.Далее Толстой рассказывает, как он определяет кого допускать в столовую, как он ездил по уездам, выясняя очаги наибольшего бедствия. Но самое больное, что задевает великого гуманиста,- это запреты на деятельность благотворителей, которые чинят губернаторы и другие чиновники: "Орловский губернатор не разрешает открывать столовые:1) без соглашения с местным попечительством, 2) без обсуждения вопроса об открытии каждой столовой с г. земским начальником, 3) без того, чтобы заблаговременно не уведомлять губернатора о том, сколько нужно открывать столовых в известной местности."*

Понятно, что царское правительство  скрывает существующую проблему.

* Указанное издание, с. 181.

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

                       

           И  Толстой, как это ни странно,  соглашается с ним: да, голода  нет.Как, например, в Индии, где умерли миллионы. Но есть другое:"...есть статистические исследования, по которым видно, что русские люди вообще недоедают на 30% того, что нужно человеку для нормального питания; кроме этого, есть сведения о том, что молодые люди чернозёмной полосы последние 20 лет всё меньше и меньше удовлетворяют требованиям хорошего сложения для воинской повинности; всеобщая же перепись показала, что прирост населения, 20 лет тому назад, бывши самым большим в земледельческой полосе, всё уменьшаясь и уменьшаясь,дошёл в настоящее время до нуля..."*

Информация о работе Публицистика Л.Н.Толстого