Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа
При подготовке к выполнению курсовой работы перед нами встала проблема: какие произведения Льва Николаевича Толстого взять для анализа? Что, собственно, понимается под формулировкой "рубеж веков"? Справочная литература на этот вопрос никак не отвечала.(Мы обратились к трём изданиям: "Новый энциклопедический словарь", "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова и "фразеологический словарь" под редакцией А.И. Молоткова). Тогда нами было определено понятие "рубеж веков" в 10 лет: плюс-минус пять лет от 1900 года.
1. Вступление.
1. Выбор области определения.
2. О цели данной курсовой работы.
2. Главная часть.
1. Очерк публицистики Льва Толстого в целом.
2. Исторические события, отражённые в публицистических произведениях Л.Толстого рубежа веков.
3. Обзор содержания статей.
4. Некоторые комментарии к изложенному материалу.
3. Заключение.
1. Политическая и культурная ценность публицистики Л.Толстого.
2. Выводы по работе.
3. Библиография
Причина
этого явления, по мнению
Как помочь крестьянину? Ответ писателя:
поднять его дух!Устранить всё
то, что так его угнетает.
*Указанное издание, с.182-183.
11
И первый камень
Толстой бросает здесь в
12
"Царю и его помощникам.
* Говоря
нынешним языком, чрезвычайное положение,
13
К каждому
пункту есть подпункты, в
В заключение Толстой вновь говорит о вожделенном единении: " Единение же достигается никак не насильственным и невозможным удержанием всех людей в раз усвоенном внешнем исповедании одного религиозного учения, которому приписывается непогрешимость, а только свободным движением всего человечества в приближении к единой истине, которая одна и поэтому одна и может соединить людей."**
Толстой говорит совершенно справедливые слова утешения сильным мира сего : если вы поможете улучшить положение большинства, то и ваше положение будет спокойно и истинно хорошо.
Во всех трёх рассмотренных выше
статьях Л.Толстого так или иначе
говорится о необходимости
*Указанное издание, с. 196
**Там же, с. 197
14
Эти две книги стали
именем которого всё это делалось"***
В "Исповеди" и "В чём
моя вера?" высказываются такие
мысли, что и атеиста, пожалуй,
* Л.Н.Толстой, Воскресение, Худ.
** Там же, с. 121
*** Там же, с. 121
15
Всё это привело к тому, что
Святейший Правительствующий
Толстой вначале говорит о том, что отвечать синоду не собирался, но злопыхательские письма анонимных корреспондентов заставили его выступить с разъяснением своей позиции. Толстой утверждает, что Постановление синода содержит клевету и подстрекательство к дурным поступкам. И зачем отлучать от церкви человека, и так ей не принадлежащего? И почему отлучают одного неверующего, если все образованные люди России также выражают неверие. Толстой утверждает, что и последователей его "лжеучения" не так уж много. Благодаря цензуре, их не более ста. Синод утверждает, что церковь пыталась вразумить вероотступника - Толстой говорит, что этого не было.
Писатель рассказывает, какие угрозы сыплются на него из писем и на улице : "...анафема ты, старый чёрт... проклят будь".
Автор "Ответа" разъясняет, что он отрёкся от церкви, ибо её учение "есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно смысл Христианского учения".*
* Указанное издание, с. 201.
16
Нет, не
от бога,-пишет Толстой,- он отрёкся,
а только и только от церкви.
"И я действительно отрёкся
от церкви, перестал исполнять
её обряды и написал в
Толстой подчёркивает, что специально он не заботился о распространении своего мнения, как об этом говорит Синод, и не проповедовал с ревностью фанатика учения, противного Христу. Но и никогда не скрывал своих мыслей от окружающих и говорил то, что думает, и давал книги, если они у него были. "То, что я отвергаю Троицу и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо. Бога же - духа, бога - любовь, единого бога - начало всего не только не отвергаю, но ничего не признаю действительно существующим, кроме бога, и весь смысл жизни вижу только в исполнении воли бога, выраженной в Христианском учении."** Это ключевая фраза автора, полностью объясняющая его кредо. И приведём заключительную, может быть, самую оглушительную для всех верующих и неверующих: "Верю в то, что воля бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать богом и которому молиться считаю величайшими кощунством".***
Что-то малопонятное есть, на наш взгляд, в этой фразе Толстого : оставаться Христианином - и не молиться Христу...
* Указанное издание, с 202.
**Там же, с.202-203
***Там же, с.206.
17
Непостижимый Толстой!
Поневоле впадаешь в
Толстой писал и в "Исповеди", и в "Ответе синоду", что он изучил всё, что касается христианства, встречался и с русскими, и с зарубежными служителями культа. Но есть мнение, что он достаточно слабо знал христианскую жизнь и её установления.Вот свидетельство: "Лев Толстой отказался от церкви, в сущности так и не узнав её." Вникать в дух христианского подвижничества у него не было желания. Уже незадолго до смерти, когда он был у своего соседа по имению Митрофана Лодыженского, выяснилось, что ему незнакомо "Добролюбие", классический памятник православной аскетики"***
Может быть, отречение
Толстого, думаем мы, продиктовано
было другой причиной, а именно
: нелюбовью к служителям культа.
Обратимся к воспоминаниям
* В.Соловьёв, Избранные статьи, Просвещение, М,1991, с 243.
**Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников,Худ.лит.,М, 1978, Т.1.,с 248 217.
***А.Мень."Богословие" Льва Толстого и христианство, Мысль, М., 1988, с 114.
18
"Он сам сознавался
в своей гордости и тщеславии.
Он был заклятый аристократ
и, хотя всегда любил простой
народ, ещё более любил